Выхода этой игры ждали. По крайней мере, были такие убежденные оптимисты, которые искренне верили в тот скромный факт, что если уж силы серого вещества разработчиков хватило на то, чтобы не делать очередной шутер про бравого десантника, выкашивающего ряды инопланетных монстров или международных террористов, отличающихся от первых только наличием арабского акцента и автомата "Калашникова", то вещь должна получиться стоящая. И это как минимум. Среди этих людей затесался и я, всеми клетками своего организма излучая ту замечательную штуку, что зовут верой в лучшее. Все же, оптимисты двигают этот мир. Если посмотреть, до чего он докатился, то возникает навязчивое желание в срочном порядке сменить жизненные ориентиры. И все же - на руках у разработчиков были неплохие деньги на реализацию своего замысла, прекрасный графический движок от второго Unreal'а и интересная задумка - сделать мир игры похожим на один большой комикс. Фактически, именно эта "мультяшность" станет для многих решающим фактором к покупке игры. И с грустью заметим, что это, пожалуй, единственная достойная внимания черта данной забавы, про бравого десантника, выкашивающего в одиночку толпы разношерстных террористов.
Сюжетная амнезия
И все же некоторые вещи в мире продолжают оставаться непонятными. Куда исчезли сценаристы? Загадочный вопрос, обсуждать который стоит наравне с такими темами, как "Умер ли Элвис или он просто вернулся домой?" Если бы Элвис был с нами, он бы непременно умер от позора. Без вариантов! Всех талантливых людей планеты должно крайне волновать состояние сюжетов во всех их проявлениях. Та кома, в которой находятся авторы современных "нетленок" о Мировом Зле, заставляет сильно усомниться в том, что сценарии, сюжеты и прочие полезные, но абсолютно не использующиеся сейчас литературные спецэффекты, вообще пишут руками!
Что толку убиваться и кричать, что это уже было, это мы уже видели, и сотни раз называли плагиатом? Что толку носиться по уровням игры с таким чувством, будто еще вчера ты бегал именно тут, примерно с тем же оружием и аналогичной целью, вот только звали тебя не Джек, а Боб, и спасал ты не президента, а клонированного бобра-мутанта с Марса. Все циклично, и наше участие в этом заклинившем Дне Сурка сводится лишь к смене имен и косметическому ремонту лица. Мистер Роулэнд, вы готовы? Убейте сотню террористов! И не задерживайтесь, сэр, завтра вам надо быть в совсем другой игре.
А ведь под рукой у разработчиков были труды уважаемого товарища Жана Ван Хамма, который уже на протяжении 20 с лишним лет кропает комиксы про похождения бравого агента XIII, к слову, в Европе мало известного. Но комиксы предполагают, а девелоперы располагают. Из всех богатейших литературных залежей, сотрудники UbiSoft умудрились добыть банальнейшую из стереотипных поделок, которую только смогли найти в папке "отбросы" на компьютере Жана Ван Хамма. В данном случае, Хамму откровенно нахамили.
Судите сами. На дворе разворачивается некая альтернативная история. 43-ий президент страны восходящего доллара путешествует от одного конца улицы до более уютного, но менее привычного собственного гроба. Почему? Все потому, что снайперы в кустах не дремлют! А далее на наших глазах разыгрывается та самая драма, что хорошо знакома всем тем, кто хоть раз видел, как убивают президента Кеннеди. Толпы народа на улице, неспешно катящийся по улице кабриолет, где разве что не восседает первая леди государства в розовом платье. Снайпер. Щелчок затвора. Пуля. Черепно-мозговой фонтан. Паника, хаос, смятенье в душах и на улицах. Местный импичмент проходит, надо сказать, весьма активно! В кои-то веки президент действительно сложил голову за народ и, что удивительно, прямо на глазах у изумленной публики. Побольше бы таких людей, которые обещают и выполняют свои обещания, несмотря на всякие мелочи, вроде смерти.
Чуть позже судьба переходит на другие рельсы, а удача поворачивается к нам до боли знакомым местом, которое не сулит ничего хорошего на ближайшие несколько часов. Очнувшись на пляже, мы понимаем, что мы ничего не понимаем. Извечные вопросы из серии "Кто я?", "Где я?" и "Какого черта во мне столько дырок?" как-то меркнут по сравнению с той ордой действительно серьезных вопросов, которые нам еще придется весьма активно задавать окружающим. Что ж, далее начинается форменная "идентификация Борна", откровенно и нагло заимствующая сюжет из одноименной книги Роберта Ладлэма.
У нас в руках ключ от сейфа в банке, в голове притаилась верная спутница всех бразильских сериалов - незабвенная амнезия - единственная болезнь в мире, о которой все же можно забыть; под ногами пара трупов, а на груди загадочная татуировка XIII. Самое интересное, что из зеркала на нас смотрит лицо убийцы президента, что наглядно говорит о предстоящих больших неприятностях. Но мы не убивали президента! Потому что, потому что... Потому что мы - главный герой, и убиваем террористов! А убийцы террористов - по определению, национальные герои. Извечная словесная головоломка из серии "Если мы не мы, то кто же мы?" как нельзя лучше опишет моральные скитания главного героя по дебрям сюжета.
Похоже, приключение начинается. Впереди нас ждут бравые парни из ФБР, тайное общество двадцати, секретный заговор и, что самое интересное, труп убийцы президента! Как такое возможно? Все возможно в мире, где разные наркотики легко доступны по утрам. Хотите узнать, кто вы и какого вообще происходит вокруг - играйте, в конце концов, все равно не узнаете! Жуткое предсказание с нашей стороны может выглядеть примерно так: открытый финал в играх - это хорошо, намек на следующую часть - тоже неплохо, но вот когда все заканчивается совершенно ничем - это, простите, кроме как халтурой, и не назовешь! Надпись "to be continued" - вовсе не то, за что мы боролись.
Казалось бы, лихо закрученный детективный сюжет? Поверьте, это оптическая иллюзия, вроде той, что на рынке обсчитываете вы, а не вас. Первые три миссии, которые держат в напряжении и капитально интригуют, действительно достойны всяческих похвал. Впервые за долгое время удалось почувствовать себя человеком, который действительно ничего не понимает и оказывается втянутым при этом в кровавую войну непонятно кого с непонятно кем. А далее события мягко съезжают в кювет, где и валяются в грязи давно разбившихся идей до самого конца.
Секретное сообщество, тайный заговор с целью мирового господства? Господа! Это даже не смешно! Убийство каждого из 20 членов секты? Хм, помнится, у мисс Рейн тоже были списки нацистских офицеров, которые хоть больше и походили на меню, все равно запомнились. И тут они опять перед нами! Лица другие, но формат документа явно типовой. Неужто бравая вампирша взяла отпуск? Может, объясните, что кроме трех светящихся глаз прибора ночного видения отличает Сэма Фишера от мистера Роулэнда? По-моему, вообще ничего. Те же задания по подслушиванию телефонных разговоров и тайному проникновению на секретные объекты. Честное слово, иногда складывалось впечатление, что стоит невзначай открыть не ту дверь, как можно будет застукать товарища Фишера за каким-нибудь интимным процессом с местной вычислительно техникой. Полные аналогии во всем. Сборная солянка из пары NOLF'ов с Сэмом Фишером в главной роли, кланом безумных сектантов и списком будущих трупов. В общем, если вы споткнулись об одну и ту же черную кошку пару раз, это не только сбой в Матрице, это еще и XIII.
Найди XIII отличий
Но, к счастью, есть в игре пара достойных моментов. Во-первых, это, само собой, графика. Применив уникальную технологию, разработчики фактически оживили на наших экранах комикс. Первое впечатление - полный восторг! То, что все вокруг нарисовано, вызывает такие же приступы неописуемой радости, как еще одна удачно обезвреженная бомба у сапера-дальтоника. Смотрится это действительно необычно. Обведенные жирным черным фломастером по контуру текстуры персонажей, угловатые, какие-то схематичные коробки зданий, оружие, на котором еще видны штрихи карандаша - да, это, пожалуй, и есть та самая невероятная вещь, которые многие зовут стилем! А еще добавьте сюда реплики, вылетающие из уст героев в форме знаменитых комиксовых "облачков", звуки окружающего мира, отображающиеся на экране надписями вроде "BAM", "BOOM" и "WHOA!" и непередаваемую атмосферу индивидуальности каждого закутка игрового мира, живущего своей рисованной жизнью. Повторюсь, что все это действительно очень красиво и здорово. Первые три миссии.
Дело в том, что любое чудо приедается, примерно так же, как передозировка наркотиков ведет к ужасным результатам. Создается такое впечатление, что после первых трех миссий дворник выгнал всех сотрудников UbiSoft на улицу и доделал игру самостоятельно. Контраст слишком заметен! Никаких плавных переходов от интересного и необычного к занудному и невзрачному. Резкое падение в глубины заурядного отстоя, сопровождающееся нашим отчаянным непониманием. Только что окружающий мир радовал примитивными текстурами потому, что это было стильно, и вот, проползая по сотой вентиляционной шахте, мы с сожалением констатируем, что нарисуй разработчики эту шахту хоть гуашью или вылепи ее из пластилина, ничего интересного в этой шахте как не было, так и не будет.
Комнаты, полученные путем клонирования, уже не будут радовать глаз. Без разницы, строили ли их по системе copy/paste или использовали копирку для бумаги. Кривые модели оружия со штрихами карандашной работы? Что ж, все новое рано или поздно становится старым. А от старых друзей ждешь комфорта и положительных эмоций. Кривые, косые и со всех сторон убогие стволы этими качествами не располагают. И после этого нехитрого открытия, мир окончательно преображается. Модели персонажей из живых комиксовых героев переквалифицируются в невзрачных полигонных дистрофиков, с уровней пластами отпадает былой шарм, обнажая перед публикой жалкую бездарность планировки. А удивительно короткие 13 миссий, натужно ведут предсказуемый в деталях сюжет сквозь мир, как две капли воды похожий на миры всех остальных шутеров. Будто карандашную работу стерли ластиком никчемной реализации. Крылья у мечты снова оказались фальшивой картонной бутафорией. Придется ползти до финиша через очередное разочарование.
Кстати, подобный ужас чуть было не постиг звук, который чудом не посрамил свое славное имя. Дело в том, что замечательная задумка авторов, сделать звуки шагов охранников не слышимыми, как обычно, а видимыми, появляющимися на экране в виде надписей "TAP-TAP" с одной стороны оригинальна. Но, как показала практика, для stealth-шутера, которым XIII честно пытается быть большую часть миссий, фактически смертельна. Охранника, подходящего со спины, увидеть невозможно! Его вполне можно было бы услышать, если бы звук был. Но звука нет, есть только надписи. Игру спасает лишь паралич мозга у всех врагов и удивительная редкость солдат в стане врага. Если бы местные секретные базы патрулировали ребята из Splinter Cell'a нам пришлось бы несладко. А так, тут даже глухие параноики, страдающие капитальной амнезией, чувствуют себя вполне комфортно.
Озвучка персонажей хороша, но вот что главного героя озвучивает Дэвид Духовны, а его напарницу знаменитая EVE, я, признаться, узнал только из финальных титров, в которых программисты клялись в вечной любви Элвису, Оззи Осборну и нескольким видам газированной воды. Либо голос родного Малдера стал совсем нехаризматичным, либо из двух.
Карты, враги, 13 стволов
На самом деле, оружия гораздо больше. Выполнено оно, опять же незаурядно и имеет по традиции пару режимов стрельбы: обычный и еще более обычный для всех тех, кто видел за свою жизнь любой другой шутер от первого лица. Ножами можно пырять врагов, а можно и кидаться. При этом, стоит попасть кому-то в глаз, как три веселых картинки наверху экрана в виде комикса покажут вам как тяжело жить врагу с ножом в голове. Враги с жизненными трудностями бороться не хотят, поэтому быстренько умирают.
Аналогично выглядит смерть супостатов, лицо которых внезапно декорирует оперение стрелы, выпущенной из арбалета. Этих славных девайсов тут даже два: однозарядный и способный выпустить три стрелы подряд. Бесшумные и весьма эффективные они по праву получают статус оружия пролетариата номер один и используются до последней стрелы. Трехкратный zoom только добавляет им шарма. Кстати, смерть в большинстве случаев тут анимирована именно комиксами. Завалили врага и помимо его кукольных судорог посмотрели пару картинок наверху экрана. Здорово, великолепно, но уберите подальше, ибо мешает сильно!
Правда, иногда подобные картинки и помогают. Например, зашвырнув гранату за угол, получаем удивительную возможность наблюдать ее дальнейшую жизнь в комиксах. Все от момента падения до взрыва с последующим созерцанием тушек летающих под потолком солдат, детально отобразится у нас перед глазами. Подобный прием вообще сводит на нет все старания разработчиков усложнить игру. Подходим к закрытой двери, честно пытаемся заинтриговаться, а комиксы сверху уже подробно расписали нам, где притаился какой солдат, и как валяются на полу коробки-укрытия. Помилуйте, симулятор ясновидцев - совсем не то, что способно вызвать хоть слабое подобие неожиданности!
"Пистолет рядовой, ничем не выдающийся" здесь полностью оправдал свое название. И с глушителем он выглядит только хуже. Таскать в руках аж две таких банальности совсем не хочется, учитывая, что одну руку освободить вообще не получится. А вот кольт тут - довольно красивая вещь. Держа подобную игрушку в руках, ощущаешь себя героем вестерна, зная, что альтернативный режим стрельбы у него именно ковбойский. Одной рукой стреляем, второй судорожно дергаем за курок. Наступательная винтовка, похожая на M-16, АК-47, бесцеремонно названный здесь просто Kalash, SMG, Узи, в варианте для одной и двух рук сразу, пара видов ружей плюс снайперская винтовка и гранатомет - вот и все, что таскает на себе местный супергерой. Есть еще гарпун, но смерть от него бешеных аквалангистов выглядит скорее как приступ коликов у подводных клоунов, что в ряд оружия это посмешище не ставит. SMG используем крайне редко из-за чудовищного разброса пуль, а двухзарядное ружье, похоже, было вообще введено в игру для красоты. В коем-то веке разочаровал даже шотган, не стреляющий, а плюющийся чем-то вроде семечек. Форменный ужас.
Хитрые гаджеты, вроде отмычки и кошки используются часто, что намного интереснее банальной пальбы. А вот обещанная возможность воевать подручными средствами, вроде стульев и прочих пепельниц совсем не порадовала. Каждый раз нас банально вынуждают брать в руки стул и дубасить им невинных вражин. Была б возможность, ни один стул бы в игре не пострадал. А так, кадры захвата президентского бункера со стулом наперевес наверняка войдут в архивы золотого фонда приколов скрытой камеры.
Враги ничем не порадовали. Единственное, что они могут делать, так это садится за выбранные заранее препятствия и не застревать в них. Командные действия, сводящиеся к коллективному суициду от взрыва гранаты, полное равнодушие к телу коллеги, упавшему под ноги со стрелой в голове и врожденное косоглазие вовсе не делают им чести. Грамотной ориентацией на местности сейчас уже никого не удивишь. Неужели трудно было показать ребятам, как пользоваться оружием и прыгать вбок?
Уровни сложности делают из выходцев яслей сначала выпускников детского сада, а на уровне Normal, так вообще умудренных жизнью первоклассников. Однозначно порадовала шутка, когда на уровне сложности Realistic враги вполне благополучно выживали после одного и даже двух хэдшотов. Очень реалистично в контексте данного искусственного интеллекта, надо сказать. Типа, жизненно важные органы не задеты. Прикрываться телами поверженных врагов - в таких условиях смысла нет. Хотя, любой некрофил теперь в состоянии носить вместо брони верный труп на плече. Остальные должны довольствоваться бронированными кепками (да, такое тут тоже есть!), бронежилетами и редко встречающимися заложниками. Бежим вперед, тупо отстреливая все, что движется, смотрим многочисленные черно-белые ролики на движке, выполняющие функцию flashback'ов и не задумываемся над тем, что собственно делать дальше. Все предельно просто и ясно. Как в тех надписях. Бум, Бам, Бац! Миссия пройдена. Геймплея часов на 6, не больше, если бы не дурацкая система сейвов только на чекпойнтах. Консоли, делаем вам последнее предупреждение!
Вместо конца
Раз это так модно, оставим и мы некое подобие открытого финала. Игра красивая и первое время даже кажется стильной. Необычно - да. Совершенно обычно чуть позже - тоже да. Глупые враги, банальный сюжет и невероятно маленькая продолжительность приключений - да. Прекрасные видеоролики, занятная атмосфера комикса и, все же, затягивающий геймплей - трижды да. Полярность, тяготеющая к знаку плюс. Все-таки, первопроходцам многое прощают. Невезучему номеру XIII на этот раз повезло.
1116 Прочтений • [XIII ( Star )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]