Огнем и мечом Честно говоря, первоначально я прочитал название этой игры как Knights of Horror. Оказалось - нет, речь идет всего-навсего о "рыцарях чести". Надо сказать, представления о рыцарской чести сильно преувеличены романистами более поздних эпох, а на самом деле нравы средневековых феодалов весьма напоминали нравы современных уголовников - со своей иерархией, диктующей правила поведения, где за неосторожное слово можно поплатиться жизнью, своими "разборками", "наездами" и "откатами", рэкетом и захватом заложников с целью получения выкупа, гербами вместо татуировок и беспределом по отношению к "фраерам"-простолюдинам. И, надобно сказать, несмотря на пафосное название, истинный характер рыцарских нравов разработчики из болгарской компании Black Sea Studios учитывают. Однако обо всем по порядку.
Итак, нам предлагается real-time стратегия на тему европейского средневековья. В отличие от большинства подобных игр, ограничивающихся "тактическим" масштабом отдельных битв, замков и королевств, на сей раз полем действия становится вся Европа, включая и западные области Руси. Русь в те годы не была единым государством, но и западные страны не могли похвастать единством - посему вместо пары десятков государств к вашим услугам будет аж 150 княжеств, герцогств, графств и королевств, покорять которые вам предстоит как военными, так и дипломатическими методами. В отличие от уже сложившейся схемы таких игр, где стратегические решения на большой карте принимаются в пошаговом режиме, а потом в реальном времени разыгрываются отдельные баталии, в Knights of Honor время течет постоянно.
Если кого-то это встревожило, спешу вас успокоить - в качестве короля вы не обязаны следить за всем лично, ваше дело - принимать решения государственной важности. Управлением же хозяйством (а по вашему желанию и армией) на более низком уровне займутся ваши рыцари. В игре их целая тысяча, и все разные.
Помимо различных значений базовых характеристик, у разных рыцарей имеются разные специальные атрибуты. Например, некоторые умеют наводить ужас на врага, другие, с атрибутом лидерства, способны вести армию быстрее, чем прочие, третьи приносят пользу в экономической сфере.
Ресурсы в игре делятся на три категории: базовые (basic), куда входят пища, древесина, камень и металл - их ваши работники могут добывать на любых землях, ценные (valuable), которые добываются в качестве трофеев на завоеванных территориях и экзотические (exotics), которые либо добываются после завоевания специфических земель, где они есть, либо притекают к вам в результате торговли с Востоком после того, как вы построите достойного уровня порт.
Вы лично, разумеется, не водите за руку каждого крестьянина, и даже не строите отдельные фермы и шахты, однако можете задавать приоритеты для каждой из контролируемых вами территорий - скажем, производить больше еды или металла.
Зато где вам придется позаботиться о строительстве, так это в возведении главных замков своих княжеств и королевств. Начиная с примитивного деревянного частокола, с помощью последовательных апгрейдов вы можете возвести внушительную крепость с зубчатыми стенами, бастионами и прочими оборонительными сооружениями. Апгрейды замков одновременно позволяют вам строить новые сооружения как мирного, так и военного назначения.
Что до военных действий, то в игре более тридцати видов боевых юнитов, включая не только мечников, лучников и кавалерию, но и разнообразные осадные орудия, такие как лестницы, катапульты, требушеты, осадные башни и т.п. Одни виды юнитов доступны любым правителям, другие специфичны для конкретных территорий - например, если вы контролируете хотя бы часть Англии, к вашим услугам знаменитые английские стрелки с длинными луками, а если Германии, то вам доступны могучие тевтонские мечники.
Вы можете целиком отдать сражение на откуп AI, хотя это, конечно, не столь интересно. Если вы возглавляете армию лично, то, опять-таки, не водите за ручку каждого солдата, а командуете сразу целыми подразделениями, которые могут действовать в разных формациях. Особенно зрелищны, конечно, осада и штурм замков, с разрушением стен, атакой через проломы, поджогом деревянных сооружений и, естественно, контрмерами, предпринимаемыми защитниками на стенах и башнях и внутри замка. Можно, разумеется, сражаться и в чистом поле, где пересеченная местность с горами, реками и мостами (преимущественно реальными, поскольку воюете вы на карте реальной Европы) создает свои тактические особенности. Кстати, вы можете выбрать не только режим свободного развития, но и несколько исторических кампаний и поучаствовать в знаменитых битвах прошлого, таких как битва при Хастингсе, положившая конец саксонскому владычеству в Англии.
Однако одними войнами вам вряд ли удастся покорить всю Европу. Дипломатия также играет в Knights of Honor существенную роль. И здесь-то истинное лицо "рыцарей чести" проявляется вовсю. Помимо легальных заключений мирных договоров и военных союзов, в ход идут шпионаж, убийства и многоходовые интриги. Как вам, например, такая схема: выдать дочь за соседнего короля, потом подослать к нему убийцу и унаследовать его земли? Естественно, вашего агента могут и перехватить, а поскольку средневековое следствие живо развязывало языки, жертва неудачного покушения, а заодно и соседи, узнают, что к чему, со всеми вытекающими политическими последствиями...
Несмотря на то, что графический движок Knights of Honor фактически двухмерный, то есть вы не можете поворачивать и плавно масштабировать изображение, смотрится игра очень прилично. Соблюдены даже все пропорции - людей, зданий, деревьев, кораблей... На крупных планах хорошо видно, как в замках и окружающих их поселениях кипит жизнь; крестьяне и ремесленники заняты своим ежедневным трудом, латники и лучники несут караул на стенах и башнях. На лугах пасется скот, в загонах гуляют свиньи, над трубами поднимается дым. Причем активность ваших подданных меняется со сменой дня и ночи, что не только эффектно смотрится, но и влияет на геймплей. Понятно, что ночью врага видно на меньшей дистанции, но и он, соответственно, хуже видит вас, что придает свои особенности ночным битвам. Местность также выглядит весьма неплохо, включая воду и растительность.
Многопользовательский режим игры посвящен ее боевой составляющей. До шести игроков могут померяться силами по локальной сети или Интернету.
В общем, похоже, что любителей средневековых стратегий ближе к Новому году ожидает приятный сюрприз.