Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!
А. Блок
Спички детям не игрушка!
Плакат Несмотря на то, что США остается самой могущественной державой мира, авторы различных фильмов и игр периодически напоминают, что это не повод расслабляться (напоминают, кстати, правильно: 11 сентября во многом стало результатом расслабухи и со стороны американских спецслужб, и со стороны командования ВВС, когда перехватить в воздухе захваченные террористами лайнеры было просто некому). Серия Jetfighter особенно сосредоточена на этой теме - в прошлой игре, помнится, западное побережье США подверглось удару разом России, Китая и Северной Кореи. Сценарий нынешней игры еще более фантастичен - все на то же многострадальное западное побережье высаживается мощная военная группировка, первоначально выглядящая северокорейской, но, как выясняется, Северная Корея тут - сама пострадавшая сторона: оказывается, у нее просто украли корабли, самолеты и танки! Как вам такое ограбление века?
Совершила его организация "Дети нового рассвета" из Юго-восточной Азии; в отличие от обычных террористов, эти делают ставку на высокие технологии, но, как видно, собираются использовать их в низких целях. Трудно представить, чтобы даже не государство, а просто некая экстремистская организация отважилась устроить военное вторжение в США, но тому способствует ряд обстоятельств. Во-первых, основные американские силы увязли в очередной ближневосточной войне, и ближайшим авианосцам нужно идти к Лос-Анджелесу (где и происходит вторжение) пять суток. Во-вторых, "детям" не нужно завоевывать всю Америку. Им достаточно захватить секретный полигон "Зона 51" в Неваде, где, оказывается, только что разработали новейшее супероружие, не хуже ядерного. Вразумительно принцип его действия в игре не описан, какие-то там фокусы с материей и энергией, но, в общем, если эту штуку применить, то на площади во много сотен квадратных километров всех разнесет на элементарные частицы. В общем, если "дети" до этой игрушки дорвутся, мало не покажется.
Ну а вам, в качестве одного из немногочисленных пилотов, базирующихся поблизости от района вторжения, предстоит, разумеется, спасать мир. Делаете вы это на протяжении линейной кампании из 32-х миссий. Миссии динамичные (в большинстве из них вы вступаете в бой практически с первых секунд) и проходятся в среднем меньше чем за 10 минут (самая короткая заняла у меня 44 секунды - в ней нужно было испытать новое радиоэлектронное оружие, вызывающее автоматическое срабатывание системы катапультирования врага, для чего достаточно просто захватить радаром самолет противника и нажать кнопку). Перед началом вам, как правило, дают выбрать свой самолет - игроку доступны три истребителя Lockheed Martin: старый добрый F-16 Fighting Falcon и парочка пока еще находящихся в разработке (но уже появлявшихся в симуляторах) машин: F/A-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter. Выбрав самолет, вы выбираете его вооружение (надобно заметить, выбор небогат - в арсенале средств "воздух-земля", помимо неизменных управляемых ракет Maverick, только три вида неуправляемых бомб, различающихся только размером и массой боезаряда, никакого вам высокоточного оружия). Разные самолеты могут нести разное число ракет; с этой точки зрения для смешанных миссий (где надо атаковать наземные и воздушные цели) оптимален F-16 (можно взять 5 ракет/бомб "воздух-земля" и 4 "воздух-воздух"), а хуже всего F-35 (у него в общей сложности только 7 узлов подвески: на самом деле это неправда - у реального JSF в обычном режиме их 8; боезапас пушки в игре тоже расходится с реальным). Наземные цели уничтожаются без проблем, а вот вражеские самолеты (как и ваш, разумеется) умеют уворачиваться от ракет и отстреливать ловушки, посему очень часто ракет на них не хватает, и их приходится доканчивать из пушки. Учитывая, что наш самолет напичкан электроникой, делать это удобнее, чем на истребителях Второй мировой: прицел уже берется с учетом упреждения, и нам услужливо подсказывают, когда имеет смысл стрелять.
Надобно сказать, что если пуляться ракетами и отстреливать противоракеты враги умеют, то по части маневренного воздушного боя они демонстрируют клинический идиотизм. За всю игру по мне не выстрелили из пушки ни разу (самолеты, я имею в виду; танки очень даже стреляют). Вся воздушная дуэль сводится к тому, чтобы сесть врагу на хвост (это удается всегда, иногда он даже тупо летит по прямой, хотя чаще нарезает круги), подлететь поближе и расстрелять его. Достаточно попасть одной не слишком длинной очередью. В последней миссии мне пришлось применять пушку и против наземных целей (уж больно их там много); в принципе, тоже ничего сложного. Оптимальный, на мой взгляд, боезапас для последней миссии - 4 "маверика", самая большая (2000-фунтовая) бомба и по паре ракет "воздух-воздух" (AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM). Бомба кидается в середину танковой колонны и накрывает сразу 3 танка, дальше в ход идут "маверики" и пушка.
Физическая модель в игре не то чтобы совсем аркадная, но до полного реализма все же не дотягивает. Шасси можно выпускать на любых скоростях, закрылки вообще отсутствуют, равно как и воздушные тормоза (во всяком случае, я не нашел способа их выпустить - клавиши не только не переопределяются, но и не описаны, лишь часть из них вам сообщают в обучающих миссиях). При перегрузке ваша виртуальная голова смещается в соответствующую сторону, а при длительной перегрузке темнеет в глазах (впрочем, это наступает далеко не сразу - игра моделирует весьма выносливого пилота; попробовав не так давно пилотаж на реальном реактивном истребителе (тренировочном Л-29), могу засвидетельствовать, что потемнение в глазах может начаться уже при затянутых 4.5g - правда, я был без противоперегрузочного костюма). Посадка довольно-таки реалистична, правда, сесть можно и в чистом поле без всякого ущерба для шасси (об отсутствии тормозных парашютов уж и не говорю). Сесть на авианосец фактически нереально - у самолетов нет тормозного гака (взлететь с авианосца можно, если вы не на F-16).
Настроек параметров игры, кстати, нет никаких - ни реализма модели, ни крутизны врагов.
Хотя визуально кабина смоделирована вполне реалистично (при этом в ней можно свободно крутить головой и плавно менять масштаб, что очень удобно), на самом деле авионика в игре весьма упрощенная. Фактически у вас имеются только ИЛС и работающий по-аркадному радар. Нет даже автопилота (или, опять же, неясно, как его включить). Наибольший интерес представляет, пожалуй, система LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night - "низковысотная навигация и инфракрасное прицеливание для ночи") На реальных самолетах она включает в себя инфракрасный сенсор и радар и используется как для пилотирования (включая автопилот в режиме следования рельефу местности и предупреждения об опасных действиях при пилотировании на малых высотах), так и для поиска и захвата целей. В игре есть несколько миссий, цель которых - именно отыскать и идентифицировать с помощью LANTIRN определенные объекты.
При этом автопилота, как уже упоминалось, нет, и изображение выводится на весь экран (а не на МФД) - таким образом, пока вы ищете наземную цель, вполне можете врезаться в землю. Кстати, расположена эта система, судя по даваемой ей картинке, где-то в воздухе слева от самолета (на самом деле, конечно, она крепится к фюзеляжу, да и изображение дает не в зеленых, а в серых тонах - вы могли его видеть в телерепортажах о бомбежках Ирака и Югославии, где показывали, как ракета поражает наземный объект).
Главная же претензия к миссиям в том, что они слишком однообразны. За исключением редких "идентификационных", описанных выше, все миссии делятся на "уничтожьте все самолеты противника" и "уничтожьте все самолеты и танки противника". И так - на протяжении трех десятков миссий кампании! Ни тебе корабль потопить, ни радар ПВО грохнуть (даже и боеприпасов для этого не предусмотрено), ни здание разрушить... Собственно, даже взлетом и посадкой не развлечешься - миссии начинаются и заканчиваются в воздухе. В общем, играешь только ради того, чтобы узнать, что будет дальше по сюжету и чем все кончится (хотя и так ясно, что наши (в смысле американцы) победят). Впрочем, для этого даже не обязательно играть - можно зайти в режим отдельных миссий, которые представляют собой все те же миссии кампании (правда, отсортированные не по хронологии, а по названию), и посмотреть брифинги.
Графика в целом недурна, хотя на малых высотах местность все же страдает угловатостью - зато с высоты все очень симпатично (разработчики утверждают, что вся местность смоделирована по реальным спутниковым данным). Замечательно реалистичны облака, хороши солнце и луна - а вот дым так себе (меня всегда удивляет, почему в играх с хорошими облаками нельзя сделать столь же качественный дым). Радуют правдоподобные города со множеством домов, к самолетам и прочей технике также нет претензий. А вот вода вида "раскрашенная плоскость" - это уже прошлый век. Не радует также, что нормальный вид с внешней камеры есть только для своего самолета (можно посмотреть также самолеты союзников, но без возможности крутить и масштабировать, а вот врагов можно рассмотреть разве что с помощью LANTIRN). Кроме того, замечен был глюк, когда игра вываливалась в "винды" при расхождении установленного в ней разрешения с системным.
В нынешнем релизе многопользовательская игра возможна только по локальной сети. Апдейт для игры по Интернету обещают выложить в свободное скачивание позже.
В целом - игрушка симпатичная и, в основном, не напрягающая - но уж слишком однообразная.