Мясо с кровью Зиг Вархайт медленно оседал на каменный пол. Рыжая копна растрепанных волос, из-под которых пронизывающим лучом, направленным в никуда, прорывался немигающий взгляд, едва покачивалась в такт легким порывам ветра. Мелкие капли дождя падали на лицо, стекали по стенам и оставляли на лужах тысячи ровных, расползающихся в стороны булавочных уколов. Белая накидка с черным меховым воротником на голое тело скользила по холодной, сырой кладке, обдавая спину ледяным дыханием, а в голове все ярче и ярче пульсировал маячком всего один вопрос - зачем, зачем он убил ее?
- Зачем ты убил ее! - теперь тот же вопрос раздавался из уст нависшего над ним человека. Учителя, друга и соратника, но все это в прошлом. Лезвие меча за доли секунды прочертило причудливую дугу и высекло пару искр из камня, воткнувшись в стену всего в паре сантиметров от его лица.
- Зачем ты отнял ее у меня?!.. - Внезапно разорвавшая небо молния словно бы подсветила очередной гневный окрик облаченного в черный плащ безумца. Жажда мести, боль предательства, муки потери близкого человека - все смешалось в его демоническом взгляде, направленном на острие меча, в единый клубок. Тьма уже почти полностью заполнила его разум, и лишь сладкая жажда мести не давала выплеснуться наружу заточенной внутри машине смерти.
- Ты будешь принесен в жертву, - Делакруа проглотил несуществующий ком в горле, пытаясь сохранить самообладание, развернулся и спокойным шагом пошел прочь.
Зиг отстраненно приподнял голову, по инерции фокусируя взгляд на удаляющемся размытом силуэте, но все равно ничего не увидел. Глаза застила пелена, он был уже не здесь, возвращаясь мыслями в прошлое и воскрешая в памяти уже в сотый раз ту трагичную сцену... Так все-таки - зачем?
Зачем? Зачем мы играем в приставочные игры? Вернее в проекты, портированные на PC с всевозможных приставок? Да потому что там другая ментальность, именно там обитает такая атмосфера, такое буйство жизни, такой безумный драйв и динамика, которые в нашей с вами вселенной носят совсем иной характер. Более спокойный и взвешенный, что ли. Да, конечно, извечные проблемы с управлением (клавиатура + мышка имеют мало общего с геймпадом) и поведением камеры, неудобным интерфейсом, дурацкой системой сэйвов, бесконечно валящимися на голову бонусами и скоротечным прохождением дают о себе знать, отпугивая потенциальных игроков. Однако самые стойкие все равно возвращаются и играют. Потому что не играть просто нельзя. Любая битва из "Final Fantasy" захватит вас в водоворот событий и вывернет на изнанку еще до того, как вы осознаете, что произошло, и что вы уже давно себя не контролируете, являясь лишь продолжением компьютера, еще одним дополнительным устройством, правда, с некоторой свободой выбора и реагирующим на активные раздражители. Именно поэтому приставочные хиты всегда были и будут желанными гостями на персоналках, с известной ложкой дегтя, но все равно такие сладкие и желанные. Как раз таковым является наш сегодняшний гость - готический action-slasher от третьего лица - Chaos Legion.
Ищите женщину. Типичный анимешный сюжет, раскрываемый посредством великолепных видеороликов (большинство игрушек сдохнут от зависти, чтобы завладеть такими мини-шедеврами, хотя до уровня FF и здесь далековато) крутится вокруг двух друзей-врагов. Виктора Делакруа (Victor Delacroix) и Зига Вархайта (Sieg Wahrheit). Они оба входили в орден борьбы с привидениями, "The Knight of the Dark Glyphs", противостоящий армии хаоса и силам тьмы, и одного даже должны были вскоре повысить, но случилось несчастье. Погибла их единственная любовь (любовный треугольник - как это банально, и как неизменно притягательно), причем погибла нелепо и непонятно. Кстати, от чего и почему - вы узнаете только в самом финале, а я лучше закрою рот на замок. Делакруа тут же на раз-два сбрендил, перешел на "темную сторону силы" и решил обрести три артефакта, чтобы воссоединить три мира и выпустить на свободу армии демонов. Таким образом, он хотел воссоединиться с душой своей возлюбленной. Орден посылает вас, чтобы найти и уничтожить отступника. Вот так, не больше и не меньше. По ходу дела главные персонажи вспоминают былые деньки и возводят друг на друга напраслину, тычут друг в дружку мечами и демонстративно хмурят брови. Зиг обретает верного союзника в образе дамочки с двумя пистолетами, которая претендует на то, чтобы стать гораздо больше, чем просто союзником. Ну, а дальше вы и сами все узнаете, потому что, едва начав играть, не сможете оторваться до самого финала, который и расставит все по своим местам. В японских играх обычно все заканчивается хэппи-эндом, поэтому можете заранее особо не волноваться, потому что все будет хорошо. Ну, почти.
Мясо. Изначально Chaos Legion разрабатывался в недрах Capcom, которая в кои-то веки перестала клонировать свои сериалы, а придумала новую историю, изначально вышедшую на PS2. Теперь вот насладиться приключениями Зига Вархайта можно и на наших с вами железных ящиках, мерно гудящих под столом. А наслаждаться, уж можете мне поверить, есть чем. С самого первого уровня начинается такая безумная пляска, такой ураганный танец смерти с саблями, не снижающий своих оборотов ни на дюйм до самого финала, что мало никому не покажется. Друзья мои, перед нами чистейший и стопроцентный "pure action", каким только он может быть. Мечта Diablo-мана, облаченная в трехмерную реальность и практически лишенная RPG-начинки. Практически, потому что она все-таки в некотором виде присутствует. Мясо! Много мяса! Одно сплошное и бесконечное кроваво-красное мясо! В этом как раз и заключается вся прелесть игры и тут же, к сожалению, кроются и некоторые недостатки. На протяжении полутора десятков эпизодов, поделенных на мини-сцены, вам только то и придется, что бегать по аренам и рубить, колоть, пинать, расстреливать, давить и кромсать полчища армии демонов.
Представьте себе, к примеру, тот же "Soul Reaver", только состоящий из сотни крохотных уровней и сконцентрированный исключительно на монстрах. Без красивой архитектуры, она здесь выступает лишь в качестве дополнительного и второстепенного фона, без необходимости искать и использовать артефакты и механизмы, открывать двери и жать рычаги - только битвы, сплошная рубка, и ничего более. Главный герой, Зиг, также чем-то слегка напоминает синюшного Разиэла. На одной руке у него какое-то приспособление, сияющее темно-багровым светом, а в другой находится меч, подсвечиваемый уже яркими и искрящимися переливами, напоминающими не то вспышки бенгальских огней, не то короткие замыкания. А еще он собирает души. Правда, не для себя (для восполнения личного здоровья есть совсем иные побрякушки), а для возможности пользоваться легионами. Легионы - это такие монстры (подобие, скажем, вызываемых зверюг из FF), которых можно summon'ить, и которые могут быть использованы для разных целей. В основном, они, конечно, созданы для того, чтобы носиться вокруг игрока и атаковать все что движется, но есть и защитники.
Имя им - легион. Всего легионов здесь 7 штук, правда, полноценно пользоваться вы сможете только шестью, что получите постепенно по мере прохождения первой половины игры. Легион можно сделать активным, чтобы он кидался на все, что шевелится, и пассивным. Одновременно можно экипировать себя только двумя легионами, так что перед началом миссии придется выбирать, что взять, а что оставить. Там же, кстати, в перерывах между этапами можно сохраниться (только здесь и никак иначе, к сожалению) и повышать уровни и показатели легиона. Главный герой в повышениях не нуждается, а вот прокачивать свои легионы можно аж по пяти характеристикам (force, assist, enchant, attack, defense), тратя на них честно заработанный в боях опыт. Таким образом, вместо двух спутников у вас их станет три, четыре, они начнут мощнее атаковать и эффективнее защищаться. Некоторые повышения сказываются и на способностях главного героя, такая вот странная взаимосвязь. То есть в бою ваше Альтер-эго может использовать новые удары, защитные фенечки и т.д. Например, чтобы Зиг мог пользоваться двойным прыжком, нужно увеличить один из показателей у Flawed Legion.
В самом начале у вас есть свой ручной монстрик-легион Thanatos, но потом его отберут и потребуется собрать немножко специальных чипов Thanatos'a, чтобы под конец игры вы могли им воспользоваться. Потом появится легион Guilt - бойцы, отлично справляющиеся со своими мечами с большим количеством органических тварей. Malice - вооружены арбалетами и здорово выносят мишени на расстоянии. Между прочим, некоторых боссов только так и можно достать, потому что они любят плавать в вышине или лазать под потолком. Arrogance - являются превосходным щитом от вражеских атак. Бойцы легиона Flawed атакуют здоровенными когтями, по три на каждой лапе, и являются неплохим средством борьбы с металлическими монстрами. В Chaos Legion есть не только органические твари, но и порождения ночных кошмаров, сделанные, словно из стали. Правда, это вовсе не означает, что они напоминают приклеенные к стенам пушки или медлительных роботов. Они точно также могут бегать и атаковать (хотя и своеобразные "живые пушки" здесь тоже имеются), но только созданы из другого теста и требуют другого к себе подхода. Blasphemy, как можно догадаться из названия, представляют собой бомбы. Настоящие небольшие такие бомбочки, слегка похожие на подводные мины, только с живым хвостом. С ними нужно носиться поаккуратнее, а то, неровен час, и самому можно по самое не балуйся схлопотать от взрывной волны. И, наконец, Hatred - здоровяки и без оружия, но обладающие сокрушительным ударом. Расшвыривают врагов зуботычинами и пинками и восполняют недостаток наличия хоть какого-нибудь оружия недюжинной силой.
Гимнастика. Управлять Зигом - от лица этого типа вы и пройдете почти всю игру - на первый взгляд, не совсем удобно и приходится к нему привыкать. Есть здесь и другой играбельный персонаж, но лишь с крохотной ролью - девушка по имени Arcia Rinslet, сестра, входящая в братство "The Maidens of the Silver". Делакруа уничтожил всех ее близких, и теперь она рыщет по округе, выслеживая его и желая отомстить. Управляя ей, вы уже не сможете вызывать легионы, зато будет неплохая практика в стрельбе. Мадам умеет стрелять из двух пистолетов сразу, обладает суперскорострельным комбосом и не брезгует снайперской стрельбой из одного пистолета. Если отключить режим стрельбы, то можно порасшвыривать монстров и просто ножками, девица и с этим неплохо справляется.
Но, возвращаемся к Зигу. Чтобы камера смотрела туда же, куда и наш герой, ей нужно регулярно об этом напоминать, давя специальную кнопочку. Сама она какая-то недогадливая попалась. Можно немного помудрить с опциями, но поворачивать камеру на открытых площадках все равно придется самостоятельно. Бегает Зиг при помощи стрелочек, еще умеет прыгать. Атакует мечом (в арсенале несколько разнообразных замахов, выбираемых автоматически), но может также устроить и энергетическую атаку. Называется эта штука здесь Lock-on - Зиг стреляет из руки чем-то вроде небольшой шаровой молнии. Попав в нежить, она его на время обездвиживает, иногда валит на землю, заставляя все тело искриться десятками молний. Как раз самое время, чтобы подскочить и прикончить застывшую тушку. Переключаться между двумя выбранными легионами можно одной кнопкой, по другой кнопке происходит вызывание и убирание легиона. Если вызван легион, то Зиг может только ходить, а бегать он способен исключительно в гордом одиночестве. Как уже писалось выше, можно переключить легион в активное или пассивное состояние или отдать ему приказ - легионеры тут же переместятся в ту сторону, куда смотрит Зиг, и начнут крушить всех, так некстати оказавшихся на этом пути. Можно еще смотреть карту, но, в принципе, и радар в правом верхнем углу дает достаточно информации, а заблудится здесь просто физически невозможно, все равно придете, куда надобно - к очередным воротам следующего мини-уровня.
Досадно, конечно, что авторы сделали уровни такими крохотными, буквально со спичечную головку. Каждый этап состоит из порядка до десяти мини-сцен, разделенных экраном статистики и поднимаемыми и опускаемыми решетками, пройти каждую из которых на нормальном уровне сложности можно минут за пять. Решетки откроются, как только вы вынесете всех монстров или же прикончите ключевых, над которыми аршинными буквами выведена надпись "Target". Наверное, сделано это специально для тех, кто в упор не может отличить пиявку от анаконды, но все равно забавно. Дорожка проходит через разрушенные замки, через лесные полянки и петляет в пещерах. Всего несколько поворотов, пара коридоров и две-три небольших арены, как вы упираетесь в новый уровень. Зато монстров насовали по самое некуда - десятки копошащихся в округе тварей - это норма. Наверное, до сотни одновременно прыгающих на экране дело пока еще не дошло, но иногда бывает просто не разглядеть, где мелькают свои легионеры, а где торчат когти, лапы и хвосты адских монстров. Весь переплетенный клубок бешено мельтешит перед глазами, и лишь спустя пару минут можно перевести дух и определиться, где свои, а где чужие, вернее их останки (и тех, и других).
Зоопарк. О монстрах, кстати, стоит сказать особо. Их здесь не так много разновидностей, зато они классно выглядят и отлично справляются с ролью пушечного мяса. Почти как живые: резво прыгают, размахивают конечностями, клацают челюстями, а когда падают на землю - эффектно корчатся в предсмертных конвульсиях. Почти в самом начале вы уже познакомитесь с большинством из них - с жуками а-ля "звездный десант", с генераторами, из которых появляются твари; с двуногими зелеными гигантами, у которых одна пасть на голове, а другая на талии; с толстопузыми "винни-пухами", что прикрываются своими здоровенными щитами; собачками-переростками и т.п. Потом будут появляться и новые, например, летающие растения или грифоны (гибрид орла и льва), или жидкометаллические (а-ля второй Терминатор) "баскетболисты".
Отдельная песня - боссы. Как и положено, в любом уважающем себя приставочном порте, в конце каждого этапа вас поджидает навороченный босс с немереной полоской здоровья, валить которого придется, как водится, в несколько приемов. Летающая гусеница, кентавры, большое дерево и иже с ними, иногда их вдобавок охраняет небольшая свита. Необходимо сперва свалить их на землю или разрушить защитный щит, чтобы была возможность добраться до уязвимых точек. В финале будьте готовы к поединку со своим злейшим врагом и с той, которую вы некогда якобы нечаянно укокошили.
А у нас новый год. Графика в Chaos Legion на первых порах просто завораживает. Эффектные атаки тварей, расшвыриваемых мечом-кладенцом по углам, богатый набор спецэффектов, вспышек и взрывов, разлетающихся по экрану светящихся шаров и молний, сгорающих в пламени останков. Будто попадаешь на какой-то праздничный новогодний фейерверк или выставку-презентацию самых новомодных пиротехнических хлопушек. Впечатляет и анимация монстров, которых даже как-то жалко крушить, так хочется еще посмотреть, как они что-нибудь выкинут (хотя и то не беда, за следующим поворотам выпрыгнет еще несколько дюжин нового потенциального фарша). В итоге все эти красивости и создают именно то самое, ту атмосферу, когда уже ни о чем не думаешь, а просто сливаешься в одно целое со своим мечом и врастаешь пальцами в легионы. Остальное уже не столь важно, кто и кого, зачем и почему - оставьте. Вы - лишь лезвие возмездия, карающая длань судьбы, призванная стереть с лица местной вселенной пару десятков тонн не в то время и не в том месте проявившихся монстров. Уже много погодя, когда после нескольких часов безостановочных битв действие все же начинает немного приедаться и отдавать самоповторами, обращаешь внимание и на окружающее. С этого ракурса все уже совсем не так радужно. Уровни крохотные, а насчет красивой архитектуры или богатых на детали больших открытых пространств здесь никто и вовсе не напрягался. Поэтому картинка чуть поодаль, немного дальше одной арены, размывается и начинает колыхаться, "поражая" воображение своими водными эффектами. В общем, если бы не потрясающие битвы с тварями, то местные уровни не дотянули бы и до уровня середнячков. Звук - отрадный. Мощный, объемный и взрывной, да и, вряд ли, могло быть иначе. Уж от Capcom'овцев здесь-то как раз подвоха ждешь меньше всего. Можно спокойно ставить пять из пяти, и если вы ранее играли в лучшие из приставочных fighting'ов или action'ов, то поймете о чем речь. Музыка не просто звучит себе потихонечку в стороне, а становится частью игрового процесса (неотъемлемой частью), словно тихими, мелодичными волнами или же бушующими цунами накатываясь из динамиков в зависимости от происходящего на экране.
Кушать подано. Наверное, дочитав до этих строк, вы уже поняли, что перед вами хит. Действительный, настоящий и натуральный. Ничем не прикрывающийся и не пытающийся кем-то казаться. Он всего лишь то, что он есть, и ни каплей больше. Брутальный и зубодробильный экшн! Любители квестов, головоломок и шарад, запутанных сюжетных ходов, долгого плутания по лабиринтам могут не беспокоиться. Эта игра не для вас. Она для всех тех, кто, капая слюной, изголодался по сырому и смачному мясу. Этакому Serious Sam'у, только от третьего лица и с мечом и еще в анимэшном антураже. Идея с вызовом и повышением уровней легионам пришлась ко двору и нисколько игрушку не перегружает, даже близко не превращая ее в заумную RPG. Лишь иногда приходится думать головой, например, какие легионы взять с собой в дорогу. И оказалось совсем несложно смириться с не вполне удобным управлением и системой сохранения после прохождения уровней (типичными приставочными). В общем, отбросив в сторону груз негативных, остаточных явлений, можно сказать, что потрясающая атмосфера и взрывная играбельность, дымящиеся горы мяса, красивая графика и великолепный звук делают из Chaos Legion'a именно ту игру, мимо которой не должен пройти настоящий любитель настоящего, живого и агрессивного экшена. И пусть ментальность Страны Восходящего Солнца вас не пугает, это лишь оправа, или, если угодно, гарнир к основному блюду - мясу с кровью!