Дороги, которые мы выбираем. Много воды утекло с тех пор, как два всем хорошо известных игровых дел мастера, Сид Мейер (Sid Meyer) и Брюс Шелли (Bruce Shelley), подарили нам первый железнодорожно-экономический симулятор под названием "Railroad Tycoon". Случилось это знаменательное событие в 1990 году и на долгие годы стало своего рода одним из первых кирпичиков, на которых возник позднее целый жанр. В "RT" играли, им заигрывались, скармливая неспешной игрушке, в которой требовалось заниматься строительством и управлением сетью железных дорог, практически все свободное время. Потом, в 1998 году, вышла вторая часть, "Railroad Tycoon II", с прежней концепцией, но улучшенной изометрической графикой, добавленным мультиплейером и небольшим мешочком дополнительных фич. Игрушка также была весьма благосклонно принята как игроками, так и прессой, и даже названа многими изданиями игрой года в своем классе. Прошло пять долгих лет...
Возвращение.
Мотор, занавес! На сцену выходит очередная игра из серии - "Railroad Tycoon 3", встречайте. Что, не ждали, гостя дорогого? Конечно, когда количество выходящих в год "tycoon'ов" измеряется уже не то что пальцами на одной руке, а волосами на бровях, немудрено в суматохе и упустить новинку с богатыми культовыми корнями. Но это, скажу я вам, совсем не страшно, поскольку какими-то свежими и интересными идеями RT3 похвастаться не может, а все, что он способен продемонстрировать, уже давно и неоднократно мы видели в целой пачке разношерстных "магнатов". И если бы не столь раскрученное имя, то прозябать бы ему в серости и забвении на полке с десятками своим собратьев. Пожалуй, самым заметным новшеством является наличие полностью трехмерного движка с богатыми возможностями масштабирования, все же остальное, по большому счету, осталось при своих.
Железнодорожный бум.
Основной задачей, как и прежде, становится строительство железной дороги, лучше сразу целой сети, и последующее управление всем этим хозяйством. Начинающие могут заглянуть в парочку обучающих миссий, описывающих как раз строительство и менеджмент. То есть вам предлагается на время усесться в кресло местного министра путей сообщения: строить дороги и благоустраивать инфраструктуру в городах, через которые они проходят, покупать локомотивы (со временем появляются новые), определять маршруты их движения, управлять пассажиро- и грузопотоками. Дороги можно строить как однопутные, так и двухпутные с деревянными, каменными или стальными мостами. Залезать на территорию другой страны нельзя, сперва придется раскошелиться на разрешение. Для корректировки сиюминутных просчетов имеется кнопочка "Undo", удаляющая последнее действие. Мосты и туннели здесь строятся автоматически, стоит вам только проложить дорогу через речку или горную гряду. Правда, иногда эта система начинает глючить, и приходится несколько раз елозить мышкой, чтобы она таки нашла подходящее место для постройки не то что моста, а просто прямого участка на ровной местности. А вот никаких семафоров или прочей регулировки железнодорожного движения в RT3 нет. Как и в его предшественнике (исключение было в первой части), поезда преспокойно могут "проезжать" друг сквозь друга даже и на одноколейке. В такой ситуации один поезд останавливается на пару секунд, делается полупрозрачным, пропуская встречный, а потом вновь материализуется и, как ни в чем не бывало, продолжает прерванное движение.
После строительства дороги следует соорудить вокзалы (строятся автоматически рядом с путями в выбранном вами месте, можно выбрать один из трех типов по размерам), также установить сервисные водонапорные башни (поезда в них заправляются водой) и технические депо. У поездов по ходу дела заканчивается не только запас воды, но и масла и песка. Помимо этого, чем дольше они служат, тем вероятнее возможность поломки.
Сломавшийся поезд вам тут же предложат заменить новым, причем с тем же самым маршрутом. Нужно только кликнуть всего одну кнопочку, купив паровоз, и порядок на дороге будет восстановлен. Помимо этих сооружений в городах можно возводить и другие здания, также влияющие на грузопоток. Например, рестораны и таверны непременно скажутся на притоке пассажиров, а почта поможет быстрее расправляться с корреспонденцией. Еще есть отель, пивоварня, лесопилка, мясной заводик, бумажная и текстильная фабрики и т.п. Можно покупать и уже готовые производства на стороне. К сожалению, полноценно управлять этими производствами нельзя. Ни влиять на политику цен, ни изменения какие-то прочих ползунков здесь не предусмотрены. Как построили, так оно и работает, можно разве что проапгрейдить, и точка. И это, по-вашему, достойно звания крутого бизнес-симулятора?
Управление движением поездов вы регулируете сами, выбирая конечные пункты на карте и покупая поезда, а вот регулировать грузопоток можно и автоматически. Конечно, можно и самостоятельно определять самые низкие и высокие цены на товары (на карте они показываются красным, зеленым и желтым цветом по каждому грузу), потом отслеживать нужды отдельных (не входящих в вашу империю) производств, а можно все это запросто доверить компьютеру. Удобное новшество, что и говорить, и время экономит и позволяет рулить своей империей наиболее эффективным образом. Комп сам определит, что и куда следует возить (людей или почту, а, может, промышленные товары), и сколько и когда вагонов цеплять к паровозику (максимум можно до восьми, хотя во времена первых паровозов рекомендуется не более четырех). Впрочем, в то же время убивает часть атмосферности, но это уже вам решать. Как правило, на первых этапах основного ж/д строительства, понадобятся деньги, вернее много денег. Их можно получить, выпуская облигации или акции, а также манипулируя акциями своих конкурентов. Если вам по нутру биржевые спекуляции (в положительном смысле этого слова), то подобные операции могут стать неплохой прибавкой к основному источнику доходов - перевозкам.
У кого самые поездатые поезда?
Игровые режимы представлены кампанией, состоящей из 16-ти миссий, отдельными сценариями (с выбором периода, от 1830-х по 2000 гг., страны, уровня
сложности, количества соперников и т.п.), мультиплейером по сети или Интернету, и "песочницей" (sandbox), позволяющей, как в детском конструкторе, строить свои дороги уже без каких-то там экономических целей. В сценариях основной задачей является прокладка дороги между двумя указанными городами к определенному сроку. Причем по окончании задания, в зависимости от выполнения, вас будут премировать бронзовой, серебряной или золотой медальками. Скажем, построите вы искомую дорогу к 61 году, будет вам бронза, к 55-му серебро, ну а к 50-му и золото. Помимо этого иногда нужно заработать пачку дензнаков или перевести такое-то количество определенных грузов в обозначенные города. В мультиплейере, как и прежде, вы соревнуетесь с соперниками, чья империя будет больше, эффективнее и круче. Есть здесь и забавный баг, касающийся соперников. Так, например, можно снести бульдозером к черту второстепенные здания конкурентов вроде пивоварни или фабрики. Конечно, если денег хватит, поскольку удовольствие это не из дешевых. Так же и в одиночном режиме можно спокойно поудалять все второстепенные объекты AI'шных магнатов, и вдобавок уничтожить все жилые дома в их городах. Пакость, а приятно.
Теперь к вопросу о графике, которой так беззастенчиво хвастались создатели. Дескать, начинается новая эра "магнатов", мы переходим в другое измерение, ура, товарищи!... Ну, да, начинается. А где они, простите, были, каких-нибудь пару лет назад? Все уже давно началось, расцвело и понемногу эволюционирует дальше, а кто-то немножко опоздал на этот поезд, вот. В общем, графика, конечно, симпатичная, на первый взгляд, но, если присмотреться, то до действительно хитовых проектов ей еще далековато. Модели поездов большой детализацией похвастаться не могут (тут вам не "Microsoft Train Simulator" какой-нибудь), небольшие городки с несколькими зданиями также уже отстали от современных стандартов годика так на полтора. Витиеватые ландшафты, покрытые лесами, горами и речками (в небе можно заметить летающих по кругу птичек), смотрятся уже чуть лучше. Плюсов также добавляет мощный zoom (от вида всего континента целиком до увеличивающегося медленно и плавно изображения отдельного здания или поезда), смена дня и ночи (ночью в домах загораются окошки), динамичная вода и прилив, а также наблюдаемые погодные эффекты вроде дождя с молниями. Музыкальное сопровождение ничего особенного из себя не представляет, по крайней мере, в памяти ничего не откладывается и в душу не западает.
В общем, ничего сногсшибательного, но довольно мило. Если бы еще не было конкурентов в лице прочих трехмерных транспортных бизнес-симуляторов (например, того же "Trains & Trucks Tycoon"), то тогда можно было бы с чистой совестью смело вручать корону обратно его величеству, петь дифирамбы и сбегать в чулан за несколькими запылившимися титулами. Но, к сожалению, не в этот раз.
Конечная, приехали.
Да, бесспорно, игра получилась толковая и крепенькая, с неплохой трехмерной графикой, приемлемым управлением, более упрощенной по сравнению с предыдущей частью финансово-экономической моделью и, в целом, вполне в духе первых двух игр серии. Только сегодня всего этого для лидерства в жанре уже маловато будет. Одного переноса в 3D уже недостаточно, нужны новые идеи, свежая реализация, притягивающая изюминка. Ну, хоть что-нибудь, кроме демонстрации все той же классики на новом движке. Хотя, поклонников серии, безусловно, игрушка заинтересует, и доставит им немало приятных минут. Рекомендуется она и просто большим фанатам "магнатов" в целом, и поездов в частности, хоть узнаете, откуда у всех современных экономических симуляторов ноги растут. А вообще все-таки немножко жалко и капельку грустно оттого, что так бесславно порой мельчают былые хиты, или это просто все остальные за это время успели чуть подрасти?..
И напоследок пару слов о десерте. В комплект авторы запихнули небывалое количество бонусов, видимо, желая привлечь этим на свою сторону всех сомневающихся в целесообразности покупки RT3. Поэтому вся игра и занимает два диска вместо одного. Так, здесь лежит редактор карт, устанавливаемый отдельно (не путать с простеньким, встроенным в игру), которым пользовались сами создатели, RT3-миниигра (несложный паззл, оформленный а-ля "пятнашки" - где следует построить дорогу, чтобы по ней смог проехать поезд), полная версия "Loco Commotion" (ранее вышедшая трехмерная детская игра-паззл с очень красивой графикой) и trial-версия Mall Tycoon 2. Они бы еще сюда паровозный свисток, семафорный жезл, настоящий гаечный ключ размером с руку обходчика и фуражку машиниста с дарственной надписью для комплекта приложили... Игры бы лучше делали, а не собирали праздничные наборы, право слово.