Коней на переправе не меняют Открытое письмо в компанию "Никита" Уважаемая компания "Никита"! Наш клан, "Хранители", является одним из самых многочисленных и организованных кланов в игре "Сфера". В нем состоит множество опытных игроков, знакомых с игрой еще по бета-версиям. Это так называемые "элитные" игроки, именно они составляют костяк населения онлайновых ролевых игр. Последние изменения, внесенные в игру с целью помешать развитию мультиклассов, вызвали крайне негативную реакцию, как среди простых игроков, так и среди членов нашего клана. Многие игроки, находящиеся в "Сфере" еще с бета-версии, высказывались в том духе, что "подожду еще два-три дня и уйду". Аналогичная атмосфера царила и на официальных форумах игры. Через некоторое время произошел легкий "откат", изменения остались, но они перестали быть столь радикальными. Между тем, большинство игроков нашего клана настоятельно требуют полностью отменить все изменения в системе прокачки, внесенные апдейтом от 26-го числа, в противном случае многие наши члены просто-напросто покинут "Сферу", а оставшиеся не исключат для себя возможности тотального PK, к которому уже обратились многие кланы, в том числе и "Nugos", второй по величине клан после "Хранителей".
С уважением, Ежик (игровое имя), Летописец клана "Хранители".
Прошу прощения у дорогих читателей за столь неординарное начало рецензии на первую отечественную онлайновую ролевую игру, но это, как говорится, наболело. С момента релиза игры вышло около полудюжины патчей. "Ну и что?" - спросите вы. Дело в том, что с момента релиза прошло всего две недели. И ладно бы, если бы каждый патч правил написание слова "собака" в третьей строке четвертого абзаца пятого раздела файла "readme.txt", так нет, почти каждый патч вносит в игру радикальные изменения.
Для начала, почти после каждого патча меняется расположение и состав монстров. То есть, если раньше вы свободно проходили по территории, заселенной слабыми созданиями, то теперь там начинают респауниться высокоуровневые твари, которые легко вами отобедают. Безопасные места становятся опасными и наоборот. Радости - полные, извиняюсь, штаны. Во-вторых, каждый патч не по-детски меняет баланс. Разработчики планомерно снижают опыт, получаемый при убийстве монстров, одновременно этих самых монстров усиливая. В результате, раскачавшиеся за первые дни игроки оказываются в преимущественном положении перед новичками. Чего, конечно же, делать было нельзя ни в коем случае.
Наконец, последнее обновление поставило все с ног на уши. Добрые разработчики решили, что процветающая в игре мультиклассовость (когда один игрок является и успешным воином и не менее успешным магом) есть зло, и ввели специальные изменения, которые должны были поощрить прокачку только одного класса. В результате у большинства игроков случилась истерика, когда они увидели, что для достижения нового уровня им потребуется в десять раз больше опыта, чем раньше. Выходило, что смешанным классам развиваться вообще невозможно и придется заводить новых персонажей. Многие игроки от отчаяния начали беспорядочную резню (все равно персонажам пропадать). Оставшиеся закидали форум жалобами. В результате, руководство "Никиты" все-таки решило пойти на попятную, и теперь планка поднялась не в десять, а всего-навсего в два раза. Между тем структура игры предполагает, что чем выше уровень игрока, тем более интересные вещи ему доступны. Поэтому несправедливое повышение планки опыта только оттолкнет игроков, не дав им насладиться самым интересным.
Кроме апдейтов резкое неудовольствие игроков вызывают периодические падения серверов (сервера бывают в "дауне" по часу в день и более), даже несмотря на то, что они вроде как были запланированы руководством. Достают также вездесущие баги, из-за которых периодически удаляются персонажи или происходит откат назад, когда у персонажа снимается весь заработанный за несколько часов опыт. Иначе как "свинством" и "пренебрежением к игрокам" это не назовешь.
Теперь, собственно говоря, о самой игре. С давних пор человечество стремилось к общению с себе подобными. Мучить монстров в одиночку было невероятно скучно, поэтому умные люди придумали онлайновые ролевые игры. Это довольно популярное на Западе развлечение было недоступно отечественным игрокам из-за ряда причин, среди которых: отсутствие выделенных каналов связи, высокая абонентская плата, языковые барьеры, недействительность отечественных кредитных карт, используемых для оплаты. Компания "Никита", уяснив, что этот сегмент рынка практически не освоен, выпустила "Сферу" - первую отечественную онлайновую ролевую игру. Она может работать на отвратительной телефонной линии со скоростью 28800, ее абонентская плата составляет пять долларов в месяц, в ней обитают только русскоговорящие игроки, а платежи она спокойно принимает через "Сбербанк". Таким образом, эта игра доступна практически для каждого россиянина, имеющего доступ в Интернет.
О грустном. Графика в "Сфере" изрядно устарела, узкие подземелья и пещеры после "Морровинда" (который уже давно почетный пенсионер) смотрятся просто ужасно, размытые текстуры, одинаковые переходы, в которых легко заблудиться. На поверхности дела обстоят чуть получше, там присутствует красивая трава, не менее красивое небо и прилично выглядящие деревья. Модели персонажей в меру дубовые, больше всего в них раздражает отсутствие отображения текущей брони. То есть если оружие еще худо-бедно отображается, то понять, во что закован стоящий перед тобой человек - в тяжелую броню или легкий плащик, решительно невозможно. Кроме того, сильно злит очень малое число вариантов персонажей, по игровому миру бегают толпы одинаковых двойников, угадать в которых знакомых, можно только разглядев имя персонажа.
Игровая механика достаточно стандартна - убиваем монстров, получаем опыт и развиваем один из двух классов - воин или маг. Если вы приголубливаете тварей мечами-арбалетами-топорами, то весь опыт идет в развитие воина. Если же предпочитаете поджаривать их ягодицы молниями, то тогда, соответственно, все идет в мага. Соль шутки в том, что в игре чистые классы не живут, у воинов абсолютно нет магической защиты и его можно свалить захудалым файрболлом. В то время как маг имеет мизерное количество очков жизни и дохнет от одного удара меча. Учитывая, что в игре многие монстры обладают сопротивляемостью к магическому или физическому урону, становится ясно, что только смешанный класс имеет право на существование. И именно последним обновлением это самое право у него отобрали. Статистика достаточно проста: есть сила, ловкость, выносливость, меткость, а также четыре магические стихии: огонь, вода, воздух, земля. Кроме того, наличествуют хит-пойнты и мана. Развитие каждого параметра позволяет пользоваться определенным видом заклинаний или вооружения и ничего более. То есть, развив "меткость", вы сможете палить из более продвинутых арбалетов, повысив "выносливость" - носить более мощную броню, а вложив очки в "огонь" - кидаться убийственными огненными заклинаниями. Больше ни на что параметры не влияют, вы всегда имеете постоянную скорость передвижения и стопроцентную вероятность попадания по врагу.
Бои протекают достаточно стандартно - вы подбегаете к монстру и начинаете его месить из всех доступных видов оружия или магии, предварительно наложив на себя защитные заклинания. Тонкость заключается в том, что от монстров можно спрятаться на дереве - там они вас не достанут. Более того, наиболее хитрые игроки, специализирующиеся на дистанционных атаках, специально подманивают к деревьям самых смертоносных тварей, спокойно расстреливая их с верхушки растительности. Есть в этом, знаете ли, некий шарм - когда в двух метрах под вами топчется тварь, готовая убить вас с одного удара.
Впрочем, одной лишь раскачкой дело не ограничивается, в игре есть кланы. Кланы представляют собой жестко структурированную организацию с иерархической системой и делятся на два типа: простые и правящие. Первые образованы обычными игроками. Они не очень многочисленны, плохо организованы и максимум что могут сделать - организовать совместную клановую охоту. Правящие кланы существуют со времен бета-версий, в них состоят опытные бойцы, они прекрасно организованы, многочисленны и способны быстро и легко подавить любого соперника, кроме того, они обладают замками (об этом ниже). К таким кланам на сегодняшний день относятся "Хранители" и "Nugos". "Хранители" лучше организованы, зато "Nugos" гораздо более агрессивен. Вступив в клан в самом начале игры, вы получите большую стартовую сумму денег, нужное вам оружие и броню, кроме того, вам выделят инструктора, который покажет места обитания монстров, введет в курс дела. В клане будут следить за вашим развитием, если вы чем-то отличитесь - повысят в звании. Все это, впрочем, будет лишь прелюдией к самому главному - достигнув определенного уровня, вы сможете участвовать в захвате замков.
Замок - это стратегически важная единица, обладающий им клан получает множество преимуществ, как-то: возможность брать пошлину с проходящих мимо персонажей, уникальная броня, лежащая в сокровищнице замка, и специальные кристаллы, которые дают приличные бонусы к статистике всех ленов клана. Ради битв за замки живет большинство игроков, ибо битвы эти чрезвычайно опасны и трудны, но также и очень интересны. Поэтому многие игроки с такой ненавистью отнеслись к решению "Никиты" увеличить срок прокачки, так как это отдаляло заветный момент - атаку на замок. Кроме атак вступивший в клан заодно может поучаствовать в клановых войнах, достигнув определенного уровня, счастливчик будет считаться опытным игроком и сможет возглавить боевую тройку персонажей, став ее командиром. В общем, жизнь в клане намного интереснее жизни в одиночестве.
Рано или поздно наступит момент, когда вам наскучит убивать монстров, и вы захотите поживиться свежим мясом игроков. Для любителей резать себе подобных существует некоторые ограничения - в игре присутствует так называемая "карма", которая с каждым убийством ухудшается. Улучшить ее можно охотой на монстров, лечением собратьев по оружию и выполнением специальных заданий. Игроки с хорошей кармой будут возрождаться в самых безопасных местах, теряя при смерти минимум вещей. Кровожадные киллеры являются миру около логова монстров, теряя при смерти множество полезных в хозяйстве вещей. Что интересно - вплоть до 6-го уровня новички при смерти не теряют ничего и только после набора заветного 6-го уровня, они начинают гибнуть как взрослые.
В целом, если бы не последние обновления, проект можно было бы назвать "удачным", играть было интересно. Всем потенциальным поклонникам игры я рекомендую подождать примерно с месяц, пока все не устаканится и разработчики не перебесятся и перестанут выпускать идиотские обновления, ведущие к краху игры. А через месяц в "Сферу", наверное, уже и можно будет играть.
P.S. Автор выражает огромную благодарность всем членам клана "Хранители" за неоценимую помощь в подготовке статьи.