Воздушная кавалерия Актуальная, к сожалению, нынче тема борьбы с международным терроризмом нашла свое очередное воплощение в вертолетном симуляторе "Ударная Сила" от российской компании G5 Software. По мнению разработчиков, в недалеком уже 2005 году террористы обнаглеют настолько, что будут захватывать уже целые страны и регионы. Так, несколько бедных стран Карибского бассейна целиком переходят под контроль наркомафии. Аналогичных результатов добиваются национал-экстремисты в Юго-Восточной Азии, причем их интересуют не только наркотики, но и создание оружия массового поражения. "Аль-Каида" вовсю разворачивается на Ближнем Востоке, вторгаясь даже в натовскую Турцию, а албанские экстремисты атакуют Сербию. Ну а мы, в составе международных антитеррористических сил, естественно, должны дать им отпор.
Соответственно, в игре четыре последовательных кампании общей протяженностью в 30 миссий (первые три - по 8 миссий и последняя - 6). Кампании не совсем линейны - в них имеются ветвления, которые, впрочем, зависят не от результатов предыдущей миссии, а от вашего выбора; вы видите на экране весь набор миссий с указанием связей между ними (какие из них делают доступными какие) и можете выбирать любые доступные. Структура кампаний такова, что через некоторые миссии можно перескакивать - хотя логически они образуют единую последовательность. В каждой миссии, как водится, вам даются основные и дополнительные (необязательные) задачи, сводящиеся к уничтожению определенных объектов, эскортированию, наведению артиллерийского огня, высадке десанта или даже организации атаки торпедных катеров. Боевая задача может осложняться недопустимостью повреждения определенных объектов - либо просто потому, что они гражданские, либо потому, что содержат отравляющие вещества.
Всего в игре вам доступны 6 вертолетов: два американских - классический ударный вертолет США McDonnell Douglas AH-64A Apache и неизменный Boeing Sikorsky RAN-66 Comanche, бороздящий виртуальные небеса уже более десяти лет, но до сих пор не принятый на вооружение (первый полет состоялся в 1996, прием в строй ожидается в 2006), менее известный любителям симуляторов (по крайней мере, я не встречал его еще ни в одной игре) франко-германский многоцелевой ударный PAH-2 Tiger и три российские машины камовского КБ: Ка-50 (почему-то названный "Оборотень", хотя он всегда был "Черной акулой"), Ка-52 "Аллигатор" и Ка-58 "Черный призрак".
Никогда не слышали о последнем? Неудивительно. Само существование этой машины (в отличие от вполне реальных и летающих "Команчей") вызывает большие сомнения. Широкое распространение получила его игрушечная модель, но насколько она соответствует чему-то реальному - остается загадкой. КБ Камова на сей вопрос отвечает "Все вопросы - к фирме 'Звезда'" (выпускающей модельку). Понимать это можно двояко - и что такого вертолета в природе (и даже в чертежах) нет, и что все данные по нему засекречены, а что можно было сообщить - сообщили "Звезде", дав ей лицензию на выпуск модели. Есть, впрочем, информация, что Ка-58 существует в виде чертежей и нелетающего макета, и даже известны некоторые ТТХ (по которым он, кстати, проигрывает Ми-24РКМ), но дойдет ли дело хотя бы до летающего прототипа, не говоря уже о принятии на вооружение - вопрос весьма темный. Во всяком случае, к 2005 году это точно не произойдет, даже если проблема терроризма встанет очень остро - нам "Аллигаторы"-то довести бы до боевого применения, а не держать для красоты и авиашоу (на "Акулах" как боевых вертолетах, похоже, уже поставлен крест: при всех своих достоинствах эта одноместная машина в напряженных условиях современного боя проигрывает двухместным конкурентам, где два летчика делят между собой работу по пилотированию и ведению огня).
Так что об адекватности модели Ка-58 в игре можно говорить лишь предположительно, но в целом вертолеты смоделированы очень неплохо. Физическая модель весьма достойная (есть и аркадный режим, но его мы, разумеется, гордо проигнорируем); учитываются такие явления, как ветер, срыв потока на лопастях, вихревое кольцо, воздушная подушка, возникающая на малой высоте, и т.п. (Вообще говоря, все эти параметры можно опционально включить или выключить; кроме того, отдельно имеются 4 уровня сложности, отвечающие, видимо, за крутизну врагов.) Разумеется, обороты и шаг винта регулируются отдельно, и взлет выглядит весьма реалистично: вы очень хорошо почувствуете разницу между западными вертолетами с одним несущим винтом и камовскими машинами с их фирменной двухвинтовой соосной схемой. Разумеется, на камовских вертолетах, где вращающиеся в противоположные стороны винты взаимно компенсируют крутящий момент, взлетать намного легче; на западных же машинах нужно увеличивать шаг осторожно и плавно, компенсируя тенденцию к вращению рулевым винтом, иначе после отрыва вас закрутит на месте. Лучше всего, конечно, делать это при помощи педалей, а не клавиатуры... В воздухе также вертолеты ведут себя вполне адекватно, и разворот с помощью рулевого винта вовсе не означает, что у вас тут же поменяется вектор скорости. Можно изловчиться и сделать мертвую петлю - при хорошей набранной скорости современные вертолеты это позволяют, только нужно иметь хороший запас высоты для вывода, ибо на вертолете выход из петли сложнее самолетного. Вот разве что потолок в игре низковат. Кроме того, вызывает у меня сомнение возможность стукнуться о землю (не со всего размаха, конечно) без особых последствий. И, раз уж речь зашла о повреждениях - в бою время от времени как-то лихо пропадает оружие на внешних подвесках. То ли его отстреливают с завидной регулярностью (причем почему-то и слева, и справа сразу), то ли уж и не знаю что. Если вас подбили совсем (пожар обоих двигателей; другого варианта, типа отстреленный хвост или винт, я не видел), вы можете катапультироваться, но только с тех машин, где такая возможность предусмотрена (что требует отстрела несущего винта). Впрочем, особо смысла в катапультировании нет - миссию придется проходить заново, катапультируетесь вы или погибнете.
Кокпиты также смоделированы весьма реалистично, приборы и индикаторы в них полностью рабочие, включая и многофункциональные дисплеи (МФД) с переключаемыми режимами - впрочем, никакие отдельные кнопки и рычажки мышкой нажимать нельзя. В российских вертолетах - надписи на русском языке. В вертолетах, где второй пилот сидит справа от вас, его видно. Кроме того, в российских вертолетах данные выводятся на ИЛС (индикатор лобового стекла), а в западных - прямо на шлем пилота (таким образом, при поворотах головы они всегда остаются перед глазами), причем используется разная система визуальной индикации. Вообще-то в реальности и в России умеют выводить информацию в шлем, но что меня смущает еще больше, так это отсутствие в западных машинах - в том виде, как они представлены в игре - цифровой информации о скорости и высоте, выводимой на ИЛС/шлем. Очевидно, в реальности такого быть не может, и летать, не зная этих параметров, неудобно. Что же до индикаторов приборной панели, то разработчики, хотя и смоделировали их, не позаботились о том, чтобы ими было удобно пользоваться независимо от модели вертолета. Иными словами, в какой бы кабине вы не сидели, у вас имеются два стандартных (переключаемых клавишами keypad'а) набора видов (нормальный и в увеличенном масштабе; для рассматривания приборов лучше второй) под фиксированными углами с фиксированного расстояния, а что именно открывается с такого вида для каждого вертолета - нужные вам индикаторы или просто набор бесполезных в игре кнопок - авторов не волнует.
Перед миссией вам дают выбрать вертолет (из ограниченного набора, причем всегда по принципу российский - альтернативный ему западный; так, парочка Ка-58 - Comanche появляется только в последней кампании), его вооружение и раскраску, а также аналогичные параметры для союзных вертолетов (их вам могут придавать до трех штук; есть, впрочем, миссии, где не дают ни одного). Российские машины оснащаются российским вооружением, западные - западным; боезапас всего, естественно, кончается.
Союзники довольно неплохо разбираются с врагом, вот только я не нашел возможности управлять их действиями. Хотя по логике - должна быть. Второму пилоту, наоборот, нельзя дать возможность вести огонь по своему усмотрению (равно как и передать управление); вместо этого стрельба выглядит так: вы жмете гашетку, выстрела не происходит, затем после паузы ракета все же отправляется в путь, и второй пилот докладывает, что он отстрелялся. Уж тогда лучше было бы, если бы ракета выпускалась сразу...
Графика в игре впечатляет. В частности - своими требованиями к железу. Хотя в минимальных и заявлена GeForce 2, с такой видеокартой наблюдается изрядное торможение даже с шустрым процессором. Впрочем, глядя на динамическую воду с прозрачностью и отражениями, многое прощаешь. Хотя до совершенства воду все-таки не довели: нормальный прибой отсутствует (хотя, казалось бы, все для этого есть), и эффект от винта низко висящего вертолета почти нулевой (пыль в аналогичной ситуации на суше реалистичнее). Хороши деревья, техника (в том числе включенные фары), здания и даже люди (лучше всего все это видно на видеороликах, предваряющих миссии и сделанных на движке игры). Замечательно смотрятся взрывы, корабли тонут плавно. А вот повреждения вертолета визуально не отображаются, даже дым при пожаре одного двигателя не идет (только при пожаре обоих, когда вертолет уже падает). Облака снизу смотрятся неплохо, но подняться в них не удается. И что совершенно неправильно - в игре нет нормальных видов с внешней камеры. Есть фиксированный кокпит, вид от первого лица без кокпита и аркадный вид с хвоста без возможности крутить и масштабировать - причем, чтобы переключиться между ними, нужно выходить в меню настроек!
Но, впрочем, все недостатки, отмеченные выше - мелочь по сравнению с главной проблемой. Игра крайне нестабильна - мне надоели постоянные "синие экраны смерти"! Статистики по другим компьютерам у меня нет, может быть, кому-то повезет больше - но обычно моя машина работает без перезагрузки много дней, так что на стабильность системы, несмотря на то, что это многократно охаянная Windows Me, я не жалуюсь, во всяком случае, синих экранов не видел уже очень давно. Так или иначе, несмотря на приличную физическую модель и красивую графику, я был вынужден отказаться от идеи пройти даже одну кампанию. Хотя посмотрел их все - игра, и это еще один ее недостаток, имеет гнусную манеру хранить записи в реестре (а если у пользователя заглючат "винды", и он захочет восстановить старую копию реестра?!), но в данном случае это позволяет легко отредактировать свои результаты. В HKEY_CURRENT_USERSOFTWAREG5 SoftwareFair StrikePlayers хранится список игроков, а для каждого из них - кампаний и миссий. Заходите в миссии и ставите в тех из них, которые хотите обозначить, как пройденные, например, 4.
В общем, хотелось бы верить, что все-таки появится патч, и игру будет интересно пройти честно. А пока - не могу поставить ей больше, чем поставил.