Команда нашего двора Фанаты FIFA - страшные люди. Только они способны за три месяца до выхода игры вести активные дискуссии о том, какой командой играть и какой тактической схемы придерживаться. Только они сотнями мегабайт скачивают скриншоты и ролики, взламывают демо-версии, дабы вдвое увеличить время тайма. Только они весь год твердят, что следующая серия FIFA непременно будет гениальной, что EA Sports в этот раз ни за что не подведет... И наступает ноябрь. Сжимая в замерзших от утреннего морозца руках хрустящие бумажки, с трудом выпрошенные у родителей, фанаты стройными очередями тянутся к ларькам, магазинам и радио-рынкам.
На неделю-две весь футбольный Интернет затихает. Люди играют. А потом все форумы, конференции, гостевые книги взрываются ворохом гневных сообщений, чей примерный смысл всегда одинаков: "EA нас снова... "вымарано цензурой"... FIFA 200X - худшая игра серии". И такая история повторяется каждый год.
FIFA Football 2004 (далее - просто FIFA 2004) не стала исключением.
Что новенького?
Конечно, глупо было бы ждать от EA Sports чего-то революционного. Они прекрасно понимают, что FIFA - это неимоверно популярный бренд. И никакие малобюджетные Zidane Football'ы не могут всерьез на что-то претендовать. EA совершенно не заботят пожелания игроков: уже не первый год на многочисленных интернет-форумах каждый второй просит вернуть любимый Creation Centre (я думаю, многие поймут и улыбнутся - ведь даже самый захватывающий матч не сравнится с изменением прически любимому футболисту), но разработчики, изредка поглядывая на копошащихся где-то внизу фанатов, продолжают гнуть свою линию.
И в этот раз канадские творцы не смогли нас удивить. Пожалуй, единственным серьезным нововведением стал режим карьеры, о котором так много говорилось и писалось. "Карьера" предоставляет вам возможность заняться выведением какого-нибудь захудалого английского клуба из третьего дивизиона в Премьер-лигу. Чтобы игрокам было еще интереснее, разработчики включили элементы менеджмента - игроков теперь можно продавать и покупать только в трансферные окна (зима и лето в большинстве европейских чемпионатов). Широкий простор для создания команды-мечты... Правда, если честно, после игр вроде Championship Manager 4 на такой "менеджмент" начинаешь смотреть с улыбкой.
Второй "новый" игровой режим - тренировка. С ее помощью можно отрабатывать штрафные и угловые удары. Штрафные теперь, кстати, бьются по-новому (хотя EA об этом никто не просил), и забиваются почти в 100% случаев. При подаче угловых теперь можно выбирать, куда навешивать мяч - на ближнюю или дальнюю штангу, в центр и т.д.
Тех же щей...
Над графикой EA Sport'овцы тоже долго не мучались - решили просто взять картинку из FIFA 2003 и добавить несколько новых "фич". Теперь форма футболистов пачкается от бесчисленных падений и валяний в грязи, а предматчевая камера имеет обыкновение показывать огромное слепящее солнце, застывшее аккурат над стадионом.
И о главном. О геймплее. Перед нами практически все та же FIFA 2003, но изрядно замедленная - игроки тратят уйму времени на обработку мяча, а на то, чтобы с ним развернуться, вообще уходит целая вечность... Вратари наконец-то научились играть в футбол (раньше то, что они вытворяли с мячом, зачастую ловя его одной(!) рукой, больше походило по крайней мере на теннис). Изменилась (правда, неизвестно, в какую сторону) система отбора мяча - теперь штрафной (а то и карточку) можно заработать безобидным нажатием клавиши "D" (в FIFA 2003, напомню, штрафные давали только за подкаты).
Слава Богу, EA осталась верна своему практически безупречному музыкальному вкусу. Уж чем-чем, а в музыкально-звуковом плане игры серии FIFA всегда были хороши. Так оно есть и в этот раз. Практически каждая страна, представленная в игре, представлена одним-двумя исполнителями. Стили самые разные - от зажигательной бразильской босса-новы до прогрессив транса и электро. Исполнители как на подбор: в EA сумели лицензировать треки от таких известнейших музыкантов, как Radiohead, Paul van Dyk, Goldfrapp, Asian Dub Foundation и др.
Финиш.
Разочарованы? Спрашиваете, где обзор, и почему я занимаюсь перечислением и без того всем известных деталей? Отвечу: еще ни одна игра серии FIFA не была так похожа на предыдущую, как FIFA 2004 похожа на FIFA 2003. 2004 - суррогат, халтура. Про нее нечего сказать, кроме попунктного приведения десяти новых (да и новых ли?) особенностей. Чем в EA занимались год, не понятно. Но в области футбола они успели "порадовать" нас в этом году совершенно никчемными играми - сначала Total Club Manager 2003 (вовсе не смешная пародия на культовый Championship Manager 4, уже упоминаемый выше), а теперь и FIFA.
И самое обидное, что в следующем году история повторится. Эти люди разучились работать и превратились в конвейер по разработке одинаковых игр, которые все равно купят. И мы ведь купим...
P.S. FIFA 2004 не очень жалует операционную систему Windows 98 и видеокарту GeForce 2 MX-400 (и особенно их вместе). Эта "нелюбовь" выливается в прозрачные текстуры футболок игроков, мигающий курсор и тому подобные малоприятные вещи. Поэтому лучше заранее позаботиться об обновлении драйверов для видеокарты или (что куда более радикально) смене ОС (ходят слухи, что стабильнее всего FIFA 2004 работает с Windows XP). Да и скачать патч версии 1.1 тоже не помешает.