Ваша виртуальная жизнь Мир многопользовательских онлайновых ролевых игр (MMORPG) уже давно пережил свое второе и третье рождение, развиваясь вширь, вглубь и ввысь. Потихонечку меняются игровые стандарты, крутеет графика, расширяются возможности, растет круг участников, но одно остается неизменным, а именно общение. Оно всегда было, есть и будет таким, каким его делают герои, участники онлайновых приключений. Может меняться все что угодно, но люди, надев на себя костюмчики эльфов, магов и гоблинов, по-прежнему остаются сами собой, и эта константа, похоже, никуда не денется. И именно поэтому даже самые ранние MMORPG и по сей день исправно привлекают на свою сторону все новых игроков. Познакомиться с одной такой игрой под названием Underlight, родом из конца 90-ых, нам в скором времени предложит компания "Медиа-Сервис 2000".
Появился Underlight, созданный компанией Lyra Studios, в марте 1998 года. Он был выпущен в расчете на интерес со стороны тех игроков, кому стало тесно в рамках одиночных кампаний и прокрустова ложа жестко запрограммированного общения со скудной стопкой NPC в обычных RPG, кому хотелось живого общения и развития в компании точно таких же любителей онлайновых приключений.
Именно это и стало изюминкой в Underlight. Ведь здесь нет традиционных NPC, то есть запрограммированных персонажей (не считая, конечно же, монстров), а все люди, которых вы наблюдаете вокруг - самые что ни на есть живые. За каждым из них со своей стороны монитора сидит такой же, как и вы, человек и стучит по своим кнопочкам. Чтобы жить в дружбе и согласии (хотя и здесь бывают войны, но это совсем другой разговор), авторы повелели всем придерживаться определенных правил. Три ключевых: не взламывать программу, уважать других (за хулиганство могут запросто забанить, не успеете и пикнуть) и быть "Stay in Character", что означает - забудьте все, что вас связывает с реальным миром, и не смейте упоминать о нем в этих стенах. Говорите только об игре, своем персонаже, развитии умений и т.п. Не скрою, меня даже несколько раз пожурили местные учителя за желание узнать что-то, что выходило за рамки Underlight'a, хотя и все равно отвечали.
В отличие от традиционных D&D, события здесь протекают в мире, альтернативном традиционному измерению и построенном на совсем иных принципах. Бал правят не дубинки, пушки и ракеты, а разум - медитация, мечты и грезы. Место действия: мир Cloudsbreak, мир лесов и туманов, где живут простые люди, занимающиеся фермерством. Их умственные, ментальные способности превосходили все разумные границы. Они даже могли грезить наяву, впадая в особое состояние, похожее и на сон и на явь одновременно. Впавший в это дремотное состояние воссоединялся с такими же спящими душами, чтобы пообщаться, а мир вокруг для них становился столь же реальным, как если бы это было наяву. Давным-давно первые из "задремавших" основали свой город грез Underlight, островок стабильности в море хаоса. Очень скоро Underlight стал политическим, социальным и культурным центром Cloudsbreak. Потом наступили неспокойные времена, фракции перессорились между собой, выясняя, кто будет контролировать город, и даже не заметили, как погромили все вокруг. Ныне этот самый Underlight лежит в руинах, по округе разгуливают разнокалиберные монстры, а все прогрессивные "мечтатели" озабочены идеей возрождения города грез и возвращения ему его былого могущества.
Первым делом нужно создать своего аватара, выбрав имя, пол и силу (focus). Никаких рас здесь не наблюдается вовсе, поэтому о знакомом фэнтезийном окружении можно сразу же благополучно забыть. Пол не дает каких-либо преимуществ и не обладает слабыми сторонами, просто каждый выбирает, кому что нравится. Фигурок выдано также две, разве что можно выбрать разный цвет волос, кожи и деталей одежды. Первоначальных фокуса четыре - will (характерно для воинов), insight (школяры), resilience (защитники), lucidity (путь ловкача и обманщика). Есть еще один элемент - dreamsoul, защищающий души всех Dreamer'ов от ущерба и способный понемногу восстанавливаться со временем. Чтобы увеличивать показатели, нужно зарабатывать орбиты (orbits - местное название, пришедшее на смену привычным levels). Каждое новое очко позволит увеличить на единичку одну силу. Опыт в игре раздается за выполнение заданий, полученных от других игроков, убийство монстров и еще много чего другого. Каждые десять орбит именуются сферой. Чтобы заполучить сферу, нужно разыскать учителя и выполнить его миссию, квест или пожелание. Автоматически, даже при наличии должного опыта, ее все равно никто не даст. Также учителя могут научить вас новым искусством (arts - местное название для спеллов и скиллов) - это могут быть боевые заклинания, поиск людей или наиболее популярных локаций, магия лечения, восстановление одной из сил и т.п.
Появившись в игре, первым делом вы попадаете в спокойную оффлайновую зону, где нет других персонажей, и где вы можете пройти курс молодого бойца и освоиться с управлением. Появившись в городе, вы вольны действовать и развиваться по своему усмотрению. Естественно основным занятием станет общение, и, похоже, что именно ему все здесь уделяют наибольшее внимание, собираясь в группы и обсуждая свои подвиги и планы на будущее. Можно и просто отправиться исследовать окружающий мир и вволю посражаться с монстрами, либо выполнять задания учителей, зарабатывая новые уровни. Как уже упоминалось, до девятого уровня можно спокойно дорасти и самостоятельно, а десятый удастся заполучить только при помощи учителя. Здесь они с удовольствием общаются и охотно обучают новичков всем премудростям и тонкостям игрового процесса. Так что, все, что не вошло в tutorial, небольшой вводный обучающий курс, можно почерпнуть из уст бывалых игроков. Например, один местный, что тусуется в игре с самого ее основания, охотно продемонстрировал мне некоторые боевые приемы и даже устроил образцово-показательный бой двух своих подружек между собой. Девки бегали по комнате, кидались друг в друга файерболами (или чем-то вроде) и визжали, когда снаряд попадал в цель. Тренер стоял в сторонке, подбадривал участниц и вел счет 1-1, 2- 1, 3-1... Не скрою, наблюдать за битвой двух шумно пищащих дамочек было весьма занятно. В принципе, вся игра как раз на этом построена, на диалогах, переговорах, обсуждении общих планов и обмене впечатлениями. Впрочем, можно не просто разговаривать, а получать и выполнять задания или собираться в группы и идти мочить монстров. Кстати сказать, находясь в группе, можно разговаривать, даже если вы находитесь в разных помещениях. Мир Underlight действительно огромен. Многочисленные комнаты и локации (другой местный завсегдатай поведал мне, что их тут более тысячи) соединены между собой системой порталов. Ну, а если кто-то завалит зверушку, то опыт тут же делится между всеми членами группы, а не достаются целиком одному игроку. Из монстров пока что попадались некие подобия змей, хотя, судя по рассказам бывалых охотников, здесь их довольно много разновидностей.
Ну, а нет ли здесь какой-то основной цели, к которой бы все стремились, нельзя ли как-нибудь победить или дойти до финала, спросите вы? Боюсь, что все это можно осуществить где угодно, но только не здесь. Здесь можно присоединиться к одному из Домов и попробовать стать там главным, захватить другой Дом или создать новый, стать самым могущественным воином и т.д. и т.п. Сколько людей играет в Underlight - значит, столько целей и устремлений вы сможете здесь обнаружить. Каждый нашел здесь что-то для себя, и поэтому уже на протяжении многих лет не собирается отсюда уходить. Всего в настоящий момент в Underlight насчитывается 8 домов, каждый со своей собственной идеологией. Можно присоединиться сразу к нескольким Домам. Как водится, для продвижения вверх по иерархической лестнице придется немало поработать на выбранный Дом. Опытные игроки дослуживаются до уровня Стражей Дома и могут выдавать задания, при должном усердии можно и самому заделаться Стражем.
К вопросу о графике. Как вы можете оценить по скриншотам, Underlight внешне очень напоминает 3D шутер от первого лица с мышко-кликательным интерфейсом. Весь окружающий мир полностью трехмерный, можно перемещаться по многочисленным локациям, помещениям или парящим в воздухе платформам, соединенными между собой безумным количеством порталов. Есть области, где запрещено воевать, и там же вы будете подлечивать раны, когда вас убьют. Картинка выглядит явно устаревшей, но не будем забывать ни про онлайновую сущность игры, ни про возможность существенно занизить системные требования, что для больших игровых сообществ весьма существенно. Перемещение по локациям не представляет сложностей, с остальным придется немного освоиться - под различные команды задействована большая часть кнопок клавиатуры. Но благодаря удобной встроенной подсказке, где описаны все кнопки, управление осваивается за полчаса.
Что касается звукового сопровождения, то от фоновых мелодий разработчики отказались, разумно решив, что не все, кто пришли пообщаться, любят это делать под аккомпанемент дискотеки. Среди звуков, помимо кликов интерфейса, отмечены лязг клинков и шумовые эффекты от магии, а также от активации порталов.
Стоит еще сказать и о том, что с момента запуска первого сервера игра постоянно изменяется и эволюционирует: добавляются новые ауры и умения, появляются новые локации. Интерфейс остается неизменным, но это логично - зачем что-то чинить, если все и так работает. А как оно все работает, вам, только вежливо попросите, с удовольствием расскажет любой местный учитель, что все эти годы помогает осваиваться новичкам. А посему эта большая и глубокая ролевая игра рекомендуется к ознакомлению всем поклонникам жанра. Знаете, спустя буквально полчаса уже перестаешь замечать и древнюю, по современным меркам, графику и покрывшиеся пылью спецэффекты - общение, живое, реальное и настоящее с лихвой перекрывает все визуальные недостатки. Один из старожилов обмолвился, что одновременно игру посещают около сотни человек, что, учитывая ежемесячную плату за игру, внушает уважение.
В заключение хотелось бы еще раз отметить особую направленность Underlight. Для всех тех, кто любит кровавое мочилово и мясорубочный геймплей - существуют другие MMORPG, например, Asheron's Call или EverQuest, а Underlight все же больше похож на клуб по интересам, нежели на ужасное подземелье, напичканное монстрами и предназначенное исключительно для hack&slash. Все здесь общительны, дружелюбны и приветливы к новичкам. Стоит вам обратиться к кому-нибудь с "детскими" вопросами, как вас обступят старожилы и учителя (их легко определить по светящемуся нимбу вокруг головы) и подробно ответят на все, что вас интересует. Конечно, если ваши интересы будут касаться не того, кто и что ел за завтраком и куда ходил тусоваться на выходных, а непосредственно мира Underlight.
Наверное, многие из вас знают что такое "подсесть на чат" так вот, имейте в виду, что подсесть на онлайновую RPG еще проще. Говорят, что все онлайновые RPG похожи друг на друга и в тоже время абсолютно разные. Попробовав хоть какую-нибудь из них однажды, в том числе и рассматриваемый сегодня Underlight, вы рискуете утонуть там навсегда. И не ищите потом виновных, я ведь не зря предупреждаю.