Кто вы, мистер Бэггинс? Властелин колец. Гэндальф Серый, Гэндальф Белый. Фильм один, фильм второй, дележ прав. Одна компьютерная игрушка сделана по "фильмовой" лицензии, другая - по "книжной". Театр абсурда, битва гигантов, многомиллионные авансы юристов и адвокатов. И посреди всего этого дикого хаоса - маленький забавный коротышка с большими глазами. Хоббит. Точнее, дядя Того Самого Хоббита. В борьбе за права на эльфов, орков и Саурона все забыли про него, и малыша до поры до времени не трогали. Но настал и его смертный час. Разработчики таки добрались до прелюдии к "Властелину колец" и создали компьютерную игру по мотивам приключений бравого дядюшки Фродо, Бильбо Бэггинса.
Юные телезрители и поклонники трилогии Питера Джексона, книжек не читающие, наверняка осторожно поинтересуются: "А кто такой этот Бильбо, и что он сделал для хип-хопа в свои годы?". Если вкратце, то этот перец нашел то самое колечко, которое потом передал Фродо и из-за которого разгорелся международный скандал между силами добра и зла. Если подлиней - то смотри книжку, она продается на любом книжном лотке.
Итак, компьютерная игра. По "Хоббиту". Святотатство страшное - вы в курсе, что сам Профессор (так называли Толкиена близкие друзья) запрещал любые иллюстрации к своим книгам? А тут - фильмы, игры, сплошной кошмар, бедный Толкиен получает в Аду прозвище "веретено" за скорость вращения в гробу. Но ничего, попробуем оценить игрушку за ее, так сказать, игровые качества.
Первое, на что обращаешь внимание при запуске любой игры - это, естественно, графика. "Хоббит" был портирован с консолей (они же "приставки"), поэтому рецензенты готовились к худшему, заранее записываясь к окулисту. К счастью, не подтвердилось. "Хоббит" вовсю щеголяет технологией Cel-Shading (не пугайтесь, объяснения последуют ниже) и поддержкой шейдеров. Благодаря Cel-Shading'у, весь игровой мир выглядит так, как будто вы попали в детский мультфильм. Множество ярких, насыщенных, однотонных красок, все бонусы специально обведены толстыми черными контурами а-ля нарисованные от руки, все модели имеют достаточно простые формы. То есть все, практически все работает на создание "мультяшной" атмосферы. Посмотрите на главного героя - простенькая, почти примитивная модель, как будто Бильбо только что вытащили из очередного диснеевского блокбастера. Взгляните на окружающий мир - рельеф, не брезгующий геометрически правильными формами, все, опять-таки, как в мультике.
Карикатурные орки, эльфы и гоблины только поддерживают атмосферу. Серьезность разработчиков выдают кружащие вокруг бабочки, качающиеся листья на деревьях (все они отбрасывают самые честные тени по эту сторону от Цейлона), красивая прозрачная, с отражениями вода (шейдеры, ау!), в которой плавают рыбки и, конечно же, спецэффекты. О, на них трудолюбивые создатели не пожалели ни сил, ни средств. Подбираемые Бильбо бонусы считают своим гражданским долгом одарить игрока яркой вспышкой света, меч (он же "кинжал Жало") в полном соответствии с Толкиеновской концепцией светится, суперудары по своим последствиям ни в чем не уступают ядреным взрывам в каких-нибудь "Генералах", а уходящие в мир иной враги оправдывают полное отсутствие крови взрывом а-ля пожар на складе китайской пиротехники. Ложкой мазута в данной бочке бензина являются неудовлетворительные текстуры поверхности, которые мутноваты, что глаза соседского алкоголика после недельного запоя. Что, учитывая плохую наследственность игры, вполне объяснимо, но отнюдь не оправдывает. В целом, за визуальный ряд можно ставить твердую восьмерку с плюсом.
Читатель, наученный горьким опытом, ждет уж сказа про ужасный игропроцесс и неудобное управление. Не дождетесь! Геймплей "Хоббита" представляет собой причудливый коктейль класса "ерш", состоящий из классического платформера, аркадных потасовок и так называемых "тихих" миссий. Адская смесь, к тому же, разбавлена небольшим количеством легких задачек. Начнем дегустацию ингредиентов.
Платформер выполнен в полном соответствии с классическими заветами Маркса-Марио и Соника-Энгельса. Неспешно двигаемся по уровню, хватаем бонусы, лазаем во всякие незаметные места для сбора дополнительных подарков. Тем, кто успешно охотится за разноцветными кристаллами, добавляют жизнь. Кроме кристаллов требуется собирать монетки, и если вы накопите определенную сумму, к вам... нет, не придет Генпрокуратура... просто в конце уровня разрешат прикупить какую-нибудь полезную безделушку, вроде рюкзачка для хранения лечебных зельев "Биттнер". Периодически размеренное течение жизни прерывается необходимостью куда-нибудь прыгать, причем зачастую прыжковые моменты бывают довольно сложны. Скажем, вам придется, перепрыгивая с одной крутящейся в водовороте (зрелище на уровне "American McGee's Alice"!) дощечки на другую, достичь веревки, висящей прямо над центром водоворота. Физраствора в кровь добавляет тот факт, что сохраняться можно только в заранее отведенных для этого местах (ах, эти консоли!), из-за чего в случае неудачного прыжка вас ждет не только банальный "load", но и променад через пол-уровня в качестве утешительного приза. Очень тонизирует, очень!
"Бесшумные" миссии подразумевают необходимость куда-то зачем-то красться. Для не читавших книжку поясню, что банда гномов во главе с Гэндальфом (тот самый, с бородой и палкой) берет в свои нестройные ряды Бильбо не просто так, за красивые мохнатые ноги, а в качестве взломщика-вора. Соответственно, необходимость от кого-то скрываться обусловлена буквой и духом книги. В первый раз это случается уже на тренировочном уровне, когда вы тихой сапой воруете ягоды в саду, а также экспроприируете куриные яйца для нужд экспедиции (см. книгу). Затем следует гениально разыгранная сценка с тремя очень голодными троллями, мимо которых вам необходимо прошмыгнуть (это хобби у хоббитов такое - все время куда-то шмыгать). Сначала вы просто прыгаете за спиной гуляющего тролля, потом осторожно пробегаете по единственно верному пути среди шуршащих листьев, затем вас заставляют прокрасться мимо зевающего тролля. Дико, просто непередаваемо весело, чувствуешь себя этаким младшеклассником, который украл булочку в школьном буфете и пытается как можно скорее с ней скрыться. Честно говоря, ваш цинично-ироничный рецензент впервые за последние несколько лет получил дозу такого чистого, незамутненного, озорного удовольствия. А уж что начинается, когда вы получаете Кольцо, а вместе с ним и возможность становиться невидимым.....
Боевые моменты выполнены с не меньшим умом. На уровнях частенько попадают твари различной злобности, которых необходимо отправлять в лучший из миров. В качестве средств отправления наличествуют посох дорожный, упоминавшийся выше кинжал Жало (он же меч) и охапка камней. Так как все действие происходит от третьего лица, то, поняв всю затруднительность положения, в котором находятся камнебросатели, добрые разработчики ввели вид от первого лица. В ней, правда, удобно только камни кидать, производить все остальные манипуляции не представляется возможным. С помощью кинжала и посоха можно производить различные суперудары (попробуйте подпрыгнуть и в прыжке нажать "удар"), причем различаются они тем, что посохом можно оприходовать сразу нескольких врагов, в то время как кинжал сгодится только для поражения одного супостата. Зато, зажав "удар", можно накопить энергию и так вдарить по врагам, что мало никому не покажется! Каждый противник требует индивидуальной тактики, у вас не получится зажать кнопку, ответственную за атаку и таким образом пройти всю игру. Между двумя ударами Хоббита довольно большой интервал, и в этот-то промежуток и пытаются атаковать злобные враги. Скажем, неподвижно стоящее на одном месте растение лучше всего закидать камнями с расстояния, в то время как с волками, нападающими группами, лучше всего биться при помощи длинного посоха. Закованные в броню орки со щитами наоборот, требуют прыжка и удара - иначе их бить бесполезно, они блокируют все атаки щитами. В общем, боевая часть предоставляет некоторую пищу для размышлений, не перенапрягая, впрочем, мозги.
Про графику и геймплей я поведал, самое время рассказать о сюжете. Сильно изливаться по этому поводу незачем - разработчики изо всех сил пытались следовать книге Толкиена, вырезая, впрочем, некоторые моменты. Сама история подается в виде анимационных вставок (хорош вступительный ролик) и скриптованных сценок. Следует отметить очень качественную работу озвучивавших персонажей актеров - голоса великолепны, они строго выдерживают необходимые паузы и интонации, и я всегда представлял себе именно такой тембр у Бильбо. С голосами спорит отличная, замечательная музыка, которую хочется немедленно выдрать из игры и слушать, слушать, слушать. Такого качества "средневековый" саундтрек не встречался мне уже довольно давно, композитору следует поставить мраморный бюст. Звуковые эффекты ничуть не хуже всего остального акустического великолепия, они очень грамотно вписаны в атмосферу игры.
Теперь - о самом страшном для консольных игра, об управлении и о камере. Камера здесь стандартная, вид от третьего лица, особенных неудобств замечено не было. Для особо ворчливых предусмотрена кнопка, автоматически выравнивающая камеру по направлению взгляда Бильбо. Очень удобно, рекомендую пользоваться этой функцией перед особо ответственными прыжками. Управление также сделано достаточно комфортно, я играл с помощью рекомендуемого геймпада и был полностью доволен, однако, используя стандартную связку "мышь + клавиатура" вы не ощутите каких-либо заметных неудобств.
Заканчивая этот обзор, хочу сказать одно: "Игра замечательна!". В "Хоббите" присутствует милая мультяшная графика, интересный геймплей, продуманное управление и сюжет, основанный на книге великого Толкиена. Уважаемые геймеры! Отвлекитесь от своих шутеров, стратегий и симуляторов, перестаньте брать Рейхстаги, командовать легионами и пытаться выполнить кобру Пугачева. Запустите "Хоббита" и подарите себе небольшой кусочек веселого и озорного Счастья. Вы ведь почти наверняка забыли это ощущение, не так ли?