Пляшут смертельный танец черные крестики в вышине.
Что ж, покажи, британец, как ты послужишь своей стране!
Тысячи миль колоний - но нынче Империя так мала!
Прячут ее в ладони два полукруглых твоих крыла.
YuN Приступая к очередному разбору полетов, я на сей раз пребываю в смешанных чувствах. Ибо, с одной стороны, возможности симулятора с длинным названием The History Channel World War II: Battle of Britain 1940 (кстати, впервые вижу, чтобы компьютерная игра издавалась под эгидой телеканала) весьма впечатляют. Судите сами - игроку даже без учета модификаций доступны 55 машин, далеко не все из которых относятся к периоду Битвы за Британию (что это такое, надеюсь, рассказывать уже никому не надо); более того, даже не все из них являются самолетами! Это машины семи стран, трех эпох авиации (Первой мировой, Второй мировой и ранней реактивной авиации) и трех типов - истребители, бомбардировщики/транспорты и наземная техника. Есть, кстати, и самолеты, управляемые только AI (например, He 111). Такое разнообразие объясняется тем, что игра восходит к популярной онлайновой серии симуляторов Warbirds, которые куда шире одного, пусть и весьма важного, периода войны. Из Warbirds почерпнуты и карты местности; впрочем, для многих из них в игре имеются два варианта - тот, что взят из Warbirds, и новый, более детальный. Всего представлены, в том числе с вариантами, 6 местностей: примыкающий к Ла-Маншу район, где разворачивалась Битва за Британию, значительный кусок Западной Европы в целом, Мальта, Тунис, Фландрия и Филиппины.
Итак, рассмотрим подробнее, на чем в принципе можно летать (и ездить). Начнем с истребителей. У Германии это три самолета Первой мировой - Albatros D.Va, Fokker DVII и прославленный "Красным бароном" Рихтхоффеном триплан Fokker Dr.I (впрочем, в стандартной, а не в красной раскраске), а также хорошо знакомые нам истребители Второй мировой - самый массовый самолет той войны Me Bf 109 (модификации E-1, F-1, F-4, G-6, G-6/R6, K-4), не особо удачный (по причине недостаточной маневренности) истребитель-бомбардировщик Me Bf 110 G-2, три модификации FW 190 (A-4, A-8, D-9) и реактивный Me 262A-1a.
Истребители США - это палубные Grumman F4F Wildcat (модификации 3 и 4), Vought F4U Corsair (1D и 4) и General Motors FM-2 Wildcat (модификация F4F-8, выпускавшаяся на заводах автомобильного концерна General Motors), армейские ("сухопутные") Lockheed P-38 Lightning (F, J и L), Bell P-39 Airacobra, Curtiss P-40 (весьма посредственный вариант B (Tomahawk) и утяжеленный в результате усовершенствований, а потому еще менее пригодный в качестве истребителя, зато приобретший достоинства штурмовика и легкого бомбардировщика вариант E, поставлявшийся в Великобританию (а позже и в СССР) под именем Kittyhawk; кстати, наилучших результатов от этих летающих гробов удалось добиться именно советским пилотам), Republic Р-47 Thunderbolt (модификации C и D), North American P-51 Mustang (B и D) и появившийся уже после войны реактивный North American F-86 Sabre (принят на вооружение в 1949, участвовал в корейской войне; представленная в игре модификация не уточняется, хотя вообще их было много). Еще в игре неправильно приписан к истребителям North American A-36 Apache, который хотя и одноместный, и внешне вылитый истребитель, но все же пикирующий бомбардировщик (ближайший родственник знаменитого "Мустанга" P-51, не разделивший, однако, славной судьбы своего "брата": начавший поступать в войска в середине 1943, в 1944 "Апач" уже был снят с вооружения, так как выяснилось, что снабженные бомбами истребители P-51 и P-47 делают его работу лучше, чем он сам).
Британские Королевские ВВС представлены истребителями Первой мировой Bristol F.2B и Sopwith F-1 Camel, а также классическими машинами Второй мировой - Supermarine Spitfire (Mk. Ia, Mk. Vb(II), Mk. IXe и Mk. XIV), Hawker Hurricane (Mk.I и Mk. IIc) и двухмоторными de Havilland Mosquito (ночными истребителями NF Mk. II, истребителями-бомбардировщиками FB Mk. VI и верхом британской наглости - легкими бомбардировщиками Mk. IV, не имевшими вообще никакого стрелкового вооружения); а еще - палубным истребителем Supermarine Seafire Mk. II (переделанный для авианосцев Spitfire Mk. Vc) и американским по происхождению P-400 (экспортный вариант Bell P-39D с другим двигателем и меньшего калибра (20 мм вместо 37) центральной пушкой; проект оказался провальным - из-за недостатков конструкции и проблем с запчастями британцы, получившие первые самолеты к сентябрю 1941, уже к декабрю отказались от дальнейших поставок и сняли P-400 с вооружения).
Проницательный читатель, заметив в списке территорий Филиппины, мог догадаться, что разработчики не обошли стороной и японскую военную авиацию. Из истребительной части таковой присутствуют, конечно же, палубный Mitsubishi A6M Reisen (сокращение от "истребитель тип 0", поэтому на Западе его называли Zero; представлены модификации 2, 3 и 5а), а также армейские Nakajima Ki-43-II Hayabusa ("Сапсан", американское название - Oskar, отличавшийся феноменальной маневренностью, но слабым вооружением), Kawasaki Ki-61-Ib Hien ("Ласточка", американское название - Tony, первый японский истребитель с бронезащитой пилота, самозапечатывающимися баками и мотором с жидкостным охлаждением, с которым, однако, постоянно возникали проблемы) и Nakajima Ki-84-Ia Hayate ("Шторм", американское название - Frank, превосходивший по маневренности и скороподъемности любой самолет союзников и не уступавший им по ряду других параметров, но появившийся слишком поздно для Японии; к тому же рабочим серийных заводов, особенно после призыва в армию многих их коллег, не хватало квалификации для его производства).
Кстати, при обозначении модификаций японских самолетов латиницей используется следующая простая система: самолет с измененным планером обозначается "a", силовой установкой - "b", оборудованием - "c" и вооружением - "d"; правда, это правило не всегда выполняется для ранних моделей. Соответствующие обозначения, образованные от японских иероглифов, в английской транскрипции выглядят как Kai, Ko, Otsu и Hei.
Тремя истребителями компании Macchi представлены ВВС Италии: это наиболее эффективный итальянский истребитель Второй мировой C. 202 Folgore ("Молния"), серии III и VII, и его ближайший потомок (отличавшийся, по сути, только более мощным двигателем), не успевший, однако, сыграть заметную роль в боевых действиях - C. 205 Veltro ("Борзая").
Единственные самолеты французского производства в игре - это Spad VII и XIII Первой мировой (впрочем, на них вовсю летали и американцы).
Наконец, имеется и парочка советских истребителей - Як-3 и Як-9Д.
Бомбардировщики в игре не столь многочисленны. У Германии это Ju 87 Stuka (D - классический пикирующий бомбардировщик и G - противотанковая модификация с двумя 37-мм пушками), классический же Ju 88A-4 и трехмоторный Ju 52, который, собственно, не бомбардировщик, а десантно-транспортный самолет, и в игре с него можно сбрасывать парашютистов! (Это первый известный мне симулятор, где подобное можно проделывать на управляемом игроком самолете.)
Американские бомбардировщики представляют четырехмоторные Boeing B-17G Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator (D и J), двухмоторные North American В-25 Mitchell (C и H) и одномоторные палубные Douglas SBD-5 Dauntless (пожалуй, самый успешный американский пикирующий бомбардировщик Второй мировой) и Douglas TBD-1 Devastator (трехместный цельнометаллический бомбардировщик-торпедоносец, во многих отношениях ставший первым в своем роде - до него торпедоносцами работали тихоходные бипланы с открытой кабиной; однако во время знаменитой Мидвэйской битвы TBD-1, посланные без истребительного прикрытия против хорошо защищенного японского флота, понесли чудовищные потери, так и не выполнив задания (потопить японские авианосцы сумели пикировщики SBD), вскоре после чего были сняты с вооружения).
Бомбардировщики Японии в игре - это двухмоторный дальний Mitsubishi G4M (по-американски - "Betty", самый массовый и знаменитый японский бомбардировщик Второй мировой, использовавшийся с первых дней и до доставки делегации генерал-лейтенанта Торасиро Кавабе на переговоры о капитуляции; модификация 1 обладала уникальной дальностью в 5000 км, но крайне низкой живучестью, у модификации 2 баланс между этими качествами был несколько смещен в сторону живучести) и парочка одномоторных самолетов: Nakajima B5N2 (по-американски "Kate", трехместный палубный бомбардировщик-торпедоносец, имевший немало общего со своим американским "собратом" TBD; с борта B5N2 командующий авиацией 1-й авианосной дивизии Мицуо Футида, лично возглавлявший первую ударную волну, в 7:49 7.12.1941 отдал приказ о начале атаки Перл-Харбора) и Aichi D3A1 (по-американски "Val", палубный ударный пикирующий бомбардировщик, в свою очередь, имеющий некоторые общие черты с SBD, а благодаря неубирающимся шасси - с Ju 87; D3A1 сбросил первую бомбу на Перл-Харбор).
Ну и, наконец, наземная техника. У Германии это основной танк Вермахта во Второй мировой PzKpfw (PanzerKampfwagen) IV модификаций Ausf. D и Ausf. H (любопытна, кстати, историческая судьба этих танков - начав свой боевой путь на службе юдофобскому нацистскому режиму, закончили они его в 1967 году на службе опять-таки юдофобам-агрессорам - а именно Сирии в ее бесславной войне с Израилем!), знаменитая "Пантера" PzKpfw V Ausf. G, а также грузовик Opel, сделанный, кстати, совершенно халтурно - вместо нормального кокпита с приборной панелью виден только капот, как в примитивных аркадах. Из кузова грузовика теоретически можно высаживать десантников, вот только ведут они себя в точности как при прыжке с Ju 52 - выпрыгивают плашмя в надежде на раскрытие парашюта, причем сразу исчезают. Это один из глюков игры - при сбрасывании бомбы, торпеды или десантника на земле сброшенное просто бесследно пропадает.
Американская наземная техника представлена танком M4A Sherman (модификации 1 и 3), полугусеничными машинами M16 (в кузове установлен счетверенный зенитный пулемет 50 калибра), M5 (с 75-мм пушкой) и M3 GMC (в кузове два пулемета, может перевозить десантников).
И, наконец, советскую бронетехнику представляет прославленный танк Т-34.
Как и у бомбардировщиков, у всех бронемашин вы можете переключаться с места водителя на место любого из имеющихся стрелков.
И даже это еще не все - имеется отдельная миссия, где вы занимаете место стрелка на британском корабле, отражая налеты германской авиации.
Помимо обилия доступной игроку техники, другим достоинством игры является весьма пристойная физическая модель. Даже у "непрофильных" для авиасимулятора наземных машин переключаются передачи (что необходимо делать не только при разгоне с места, но и при езде по пересеченной местности), и время перезарядки танковых пушек вполне реалистично. У самолетов не только наглядна разница между различными моделями (включая, например, разное число положений закрылок или двигатели "Спитфайров" и "Харрикейнов", глохнущие при отрицательных перегрузках), учитывается крутящий момент винта на рулении и в воздухе, превышение скорости и перегрузки чревато разрушением отдельных частей, на многомоторных машинах можно управлять двигателями по отдельности, можно гасить пламя в пикировании, посадка достаточно реалистична, при этом можно сесть и на брюхо (но почему-то нельзя на воду). При попадании по вашему истребителю, особенно очередью, машина ощутимо дергается, сбивая вам прицел. Достаточно эффективен зенитный огонь, причем от близких разрывов вас тоже встряхивает. Полученные повреждения, естественно, влияют на поведение и управляемость машины. Кое-где, впрочем, разработчики перегнули палку - начинающийся штопор победить легко (кстати, о срыве потока предупреждает звуковой сигнал), а вот из развившегося выйти уже невозможно, что не соответствует действительности. Хватает, однако, и упрощений. На тех моделях, где установлена система WEP (War Emergency Power, позволяющая временно увеличить мощность двигателя выше 100% за счет впрыска, например, метанола), ее использование, как положено, ведет к перегреву двигателя, но посадить мотор таким образом нельзя - WEP просто автоматически отключается, движок охлаждается, и WEP можно использовать снова. Собственные бомбы, сброшенные на малой высоте, не причиняют вам никакого вреда. Своя машина также прозрачна для огня собственных пулеметов. Похоже, что сбить парашютиста тоже нельзя. Время суток меняется, но погодные условия вроде дождя и ветра не обнаружились.
Упрощенно сделано и бомбометание, реализмом "Ил-2" тут и близко не пахнет. Все бомбардировщики (кроме пикирующих, конечно) оборудованы одинаковым бомбовым прицелом Norden (который был тщательно охраняемым военным секретом союзников и, соответственно, не мог стоять на германских и японских самолетах), который к тому же совсем не реалистичен: он просто сам наводится на цель, и вам остается лишь нажать кнопку, когда перекрестие наложится на объект. Хорошо хоть створки бомболюка надо открывать-таки самому (там, где они есть). И даже при отсутствии бомбового прицела предполагаемую точку падения бомбы вам услужливо обозначают ползущим по земле крестиком.
Есть, однако, упрощения, которые иначе, как глюками, не назовешь. Самолеты не сталкиваются ни в воздухе, ни на земле! Просто проходят друг сквозь друга, аки бесплотные духи. Мало того, что это нелепо само по себе, это еще и делает невозможным тараны. И не думайте, что я забыл поставить галочку в опциях реализма - никакой настройки отдельных аспектов модели просто нет, есть просто три уровня сложности - "кадет", "пилот" и "ас", реалистичная модель - только на последнем, я, естественно, летал только на нем. Также не отслеживается столкновение с деревьями. С другими наземными объектами (а также аэростатами заграждения) ситуация странная: столкнуться можно, но как-то не всегда. Более того, когда вы в режиме Free Flight выбираете стартовый населенный пункт, вас могут поместить там так, что часть самолета будет торчать в стене или капонире. Дальше совсем цирк: если вы трогаетесь с места вручную, то в тот момент, когда машина уже должна выйти из этой тверди, запоздало отслеживается столкновение, у вас ломается соответствующее крыло или хвост, и т.д. Но если доверить взлет автопилоту, самолет спокойно проезжает сквозь препятствие и катит дальше!
Видел я и еще более забавные глюки - когда в том же режиме, позволяющем свободно выбирать начальную площадку, мой самолет возник в полусотне метров над аэродромом. Ну, видимо, потому, что предыдущий аэродром находился на другой высоте над уровнем моря, о возможности чего, конечно, авторы не слышали... И ладно бы просто возник - он там стоял. Делать нечего, я запустил двигатель и поехал. Проехав несколько метров, самолет все же достиг края невидимой воздушной площадки и свалился вниз. Твердым в игре бывает не только воздух - наблюдал я также, как AIшные самолеты катят по воде, аки посуху.
Не знаю, можно ли это отнести к глюкам, но сбивать бомбардировщики в игре чрезвычайно трудно. Чаще всего ваш самолет разносят на куски в первом же заходе (если заходить в хвост); стрелки как-то уж слишком эффективны. Причем эта ситуация сохраняется и тогда, когда роль стрелка на бомбере исполняете вы: я (все на том же максимальном уровне реализма) валил вражеские истребители пачками, практически не получая повреждений, не только на имеющем пулеметы сверху и снизу Ju 88, летящем к тому же в строю себе подобных, но и на одиночном Ju 87, который в реальности для звена из четырех "Спитфайров" был вообще не соперником, а легкой закуской. В общем, похоже, что баланс между эффективностью истребителей и турелей бомбардировщиков все же нарушен в пользу последних. Не говоря уже о том, что у стрелков не кончаются патроны (опять же, это верно и когда на бомбере летите вы), а у истребителей - очень даже да. Более того, теоретически игра позволяет вводить многочисленные команды (прямо с клавиатуры, что, конечно, очень неудобно, или через меню Help)
Но самое сильное разочарование я испытал от того, насколько скудно реализованы потенциально богатейшие возможности игры. Теоретически в ней, помимо множества самолетов и разнообразия театров военных действий, предусмотрены и операции с авианосцев, и торпедирование, и даже корректирование огня дальнобойной артиллерии. На практике же все многообразие машин и местностей можно пощупать только в режиме Free Flight, где врагов просто нет, за исключением стационарных пулеметов на вражеских аэродромах! Даже в обучающем есть лишь миссии на отработку взлета, посадки и нескольких пилотажных фигур (ну и один простенький воздушный бой). Всех же боевых миссий - 15 отдельных (абсолютное большинство которых на истребителе), причем имеющих свойство не кончаться (на автопилоте вы продолжаете летать, даже когда у вас кончилось топливо!), и 12 миссий линейной кампании. Никаких редакторов и "быстрых миссий", генерируемых по указанным вами параметрам, нет.
Миссии кампании (посвященной, естественно, Битве за Британию) одни и те же для обеих сторон (британской и германской) по ситуации, но, естественно, противоположные по целям. Формальные цели зачастую не соответствуют фактическим - если целью является перехват, на практике это значит, что вам лично надо сбить два самолета, причем неважно, когда это произойдет - даже и после того, как они сделают свое черное дело (то бишь отбомбятся). Или, например, вам говорят, что вы должны оборонять свой аэродром до прилета союзной эскадрильи. На самом деле прилетевшая толпа врагов собьет вас очень быстро, а союзники и не почешутся помочь - будут просто нарезать круги на достаточном расстоянии от вашего аэродрома. Правда, вы можете заманить вражеские истребители (но не бомбардировщики) к ним и заставить их драться, но и в этом случае миссия не кончится, а кончается она тогда, когда бомбардировщики возвращаются к себе в Германию (то есть самый простой способ пройти эту миссию - просто отлететь подальше от аэродрома и ждать). Это-то ладно, а вот что делать в германской миссии на сопровождение, где ни один вражеский истребитель, похоже, вообще не поднимается в воздух (что, конечно же, глюк), бомбардировщики делают свое дело и возвращаются, а мне пишут, что миссия провалена? Разумеется, не пройдя миссию, двигаться дальше нельзя.
И это еще не все. По совершенно непонятным причинам в режиме кампании не работает целеуказание! В отдельных миссиях вам не только обозначают ромбиком выбранного врага (в том числе у соответствующего края экрана, если враг за его пределами), но даже показывают квадратиком, куда стрелять с учетом упреждения, как это обычно делается в космических леталках. Что, конечно, уже перебор, хотя при ограниченном боезапасе в режиме кампании было бы приятно - если бы работало. Но не работает - теоретически выбрать цель можно, но никаких не то что квадратиков, но и ромбиков нигде не рисуется! Ну и что меня окончательно добило - глючность режима "перескочить к следующему waypoint'у". Результаты могут быть самыми фантастическими, вплоть до того, что своя эскадрилья стройными рядами летит садиться на вражеский аэродром, где ее, естественно, сразу же расстреливают. В общем, в результате всего этого (включая крайнюю сложность забивания летящих строем бомбардировщиков, помноженную на скудость взаимодействия со своими) я, промучившись неделю, плюнул на идею пройти кампанию до конца как за одну, так и за другую сторону. Замечу кстати, что до этого британская кампания вообще не запускалась - пришлось дождаться патча (он скачивается и ставится прямо из игры, есть там внизу неприметная кнопочка Update - естественно, при этом надо быть в онлайне). Все миссии, которые я прошел, были истребительными; есть ли в кампании хоть одна бомбардировочная, осталось неизвестным.
Графика также производит неоднозначное впечатление. Самолеты (и прочая техника), пока целые, отрисованы весьма неплохо, с хорошей детализацией, вплоть до крутящихся колес. Правда, люди в кабинах могли бы быть и получше, некоторые из них просто нарисованы на плоскости. Внутренние виды кабин не дотягивают до реализма "Ил-2", но тоже вполне приличные, не считая распространенного почему-то идейного глюка, когда на внутренних видах не видно других членов экипажа (хотя этот глюк присутствует не везде - в кузове M3 GMC стрелки видят друг друга и пассажиров). Огонь и дым тоже приличные, тени отбрасываются сообразно положению солнца. А вот повреждения отображаются как-то странно - отстреленные части остаются в виде каких-то полупрозрачных теней, видимых под определенным углом, и уж, конечно, великолепием визуальной модели повреждений с дырками, оторванными кусками обшивки и т.п., которое было не то что в "Ил-2", но даже в ряде более ранних игр, здесь и не пахнет. И что совершенно отстойно, так это местность. Она устарела на целую эпоху развития авиасимуляторов - угловатый рельеф, неподвижная вода, вместо городов - пятна на плоскости, посреди которых торчат лишь несколько трехмерных объектов...
При всем при этом в гуще боя графика ощутимо подтормаживает даже на машине с процессором 2.8 ГГц.
В общем - перед нами попытка взять движок Warbirds и, без должного его усовершенствования, склепать на нем однопользовательский режим. В итоге именно этот режим получился сырым и малопригодным, а потенциальные богатые возможности пропали даром. Я не понимаю, что помешало включить в игру хотя бы режим "быстрых миссий", где выбираешь своих и врагов - и в бой. Получается, что Battle of Britain 1940 хороша только для многопользовательской игры - и в качестве этакого музея, позволяющего опробовать в полете (но не в бою!) многочисленные модели самолетов. Впрочем, поскольку патчи все-таки выходят, есть шанс, что со временем ее доведут до ума - только в надежде на это я ставлю не самую низкую оценку и пока сохраню игру на своей машине.