Стратегия победы Предупреждение: если под словом "стратегия" вы подразумеваете "Age of Mythology", если в свое время вы шарахались от "сверхсложной" "Civilization", если, в конце концов, вы ненавидите классическую музыку - то тогда я просто обязан вас предупредить: "Общение с "Викторией" может нанести непоправимый вред вашему душевному и физическому здоровью". Вам лучше удалиться! А вас, любители Больших Сложных Игр, я попрошу остаться.
"Виктория" представляет собой некое продолжение широко известной стратегии "Hearts of Iron" (aka "День Победы"). Полностью назвать "продолжением" эту игру никак нельзя - "День Победы" был посвящен Второй мировой войне, в то время как действие "Виктории" в основном протекает в девятнадцатом веке. Кстати, предупреждение номер два: если вы играли в "День Победы", но он показался вам излишне сложным, то не спешите бросаться на "Викторию" - игра стала гораздо более сложной.
И вот, наконец-то я остался один на один с целевой аудиторией игры. Господа, устраивайтесь поудобнее. Вы, месье, вполне можете сесть поближе - первые два ряда практически полностью пустые. Итак, что же нового в "Виктории"? Практически все. Начнем с плохих новостей. Уникальную систему боя, позволявшую поминутно планировать всю операцию, разработчики аккуратно вырезали бензопилой и выкинули на свалку. Теоретически, они правы - представить скоординированную до минуты атаку в девятнадцатом веке просто невозможно. Практически, все равно грустно.
Изменились боевые параметры войск. Отныне нет "воздушной атаки" и "воздушной" же защиты. Причины вполне ясны - трудно представить себе гвардейский Преображенский полк, отбивающийся от пикирующих бомбардировщиков. Авиация, меж тем, в игре все равно присутствует, правда, практически в самом конце, во время Первой мировой войны. Кроме этого, естественно, изменился состав войск - вы больше не встретите бронетанковых войск.
Кроме того, сейчас мало просто занять вражескую провинцию - ожидая получения каких-нибудь выгод от ее контроля, провинцию надо "оккупировать", то есть продержать там войска определенное время. Без выполнения этой операции провинция все так же будет считаться подконтрольной врагу, пусть даже сквозь нее ежедневно проходят десятки ваших дивизий. Остальные изменения в боевой части игры незначительны и связаны в основном с новыми понятиями, добавленными в игру (скажем, теперь можно определять, к какой культуре будет принадлежать создающееся подразделение).
Незначительность "военных" изменений полностью искупается капитальной переделкой экономической, политической и социальной части. Во-первых, вы больше не распределяет абстрактные ползунки "потратить на исследования", "потратить на производство" и т.п. Теперь вы сами собираете налоги. Причем не просто собираете. Появились три социальные группы - бедные, средний класс и богатые. Для каждой группы индивидуально корректируется размер налогообложения. Кроме того, деньги идут с пошлин на импорт. И, конечно же, с вывоза различных товаров из самой страны. Да, вы не ослышались - товаров. В игре появилось просто дикое количество ресурсов, начиная от винтовок, взрывчатки, пушек и патронов и заканчивая опиумом, дорогой мебелью, табаком и кофе. И если какие-то товары еще можно купить на мировом рынке, то, скажем, винтовки вам никто и никогда не продаст. Придется налаживать производство самостоятельно. Нынче все провинции сгруппированы по несколько штук в регионы, и в каждом регионе может быть только одна фабрика каждого вида производства. Впрочем, некоторые ресурсы (вроде пшеницы или овец с коровами) производятся на месте самостоятельно, без какого-либо строительства.
Предположим, вы все-таки решили построить сталелитейный завод. Для начала вам потребуются деньги. Если денег нет, можно построить "В долг", при этом проценты будут исправно отниматься от вашего дохода. Далее надо выбрать место строительства. И тут начинается самое интересное. Во-первых, предпочтительнее выбирать провинцию с построенной железной дорогой. Строительство железных дорог (на дворе царит девятнадцатый век, помните?) - это вообще отдельный аттракцион. Строятся долго, стоят дорого, зато приносят значительную прибавку к жалованию. Итак, вы выбрали регион, построили завод, а он... он не работает! Что такое? Как только вы зададитесь эти вопросом, будьте готовы к тому, что перед вами развернутся бездны зловещего микроменеджмента.
В каждой провинции, оказывается, обитает население! И это население позволяет себе делится на национальные группы, на социальные группы, иметь различные политические воззрения и принадлежать к разным религиям. Причем в каждой провинции все по-разному. Если в Москве доминируют русские и православие, то в каком-нибудь Туркменистане все население состоит из туркмен-исламистов. Но самое страшное - это дюжина с лишним видов деятельности, которыми занимаются подведомственные вам люди. Они могут быть богачами, священниками, клерками, крестьянами, солдатами, список можно продолжить. И чтобы сталелитейный завод заработал, в провинции должны быть мастеровые. Которых можно получить из любых других низших классов. Вы радостно щелкаете на крестьянах и с криком: " Сейчас я вам устрою индустриализацию!" пытаетесь превратить их в рабочих. Как бы не так! Чтобы стать рабочими, смерды требуют новую мебель, нормальную одежду, табак и бумагу. От такого голова пойдет кругом у кого угодно, верно? Примерно такая же гадость с солдатами - для строительства одной дивизии требуются не только запасы еды и оружия, что понятно, но водка и вино (разные вещи, не путать и не смешивать!) в промышленных масштабах. Помимо всех вышеперечисленных оказий (ресурсов великое множество и производственные цепочки могут достигать просто неприличных размеров) вы можете столкнуться с такой гадостью, как "недовольство населения", Оказывается, подданным совсем не безразличен уровень налогов, который вы твердой рукой установили на максимум. Более того, кроме налогов их еще волнуют социальные (бесплатное медицинской обслуживание, восьмичасовой рабочий день) и политические (свободная пресса, профсоюзы) реформы. Которые стоят гигантские суммы и требуют ежемесячные затраты просто неприличных размеров на свое поддержание. И если население что-то не устраивает, то граждане вполне могут поднять бунт, завоевать пару-тройку областей и объявить себя "независимым Архангельским княжеством" со всеми вытекающими.
Изменилась и система исследований. Теперь вам не придется с ужасом взирать на громадный список потенциальных изобретений и мучительно выбирать между новым дешифратором радиокода и ядерным синтезом. В игре осталось всего 125 изобретений, собранных в пять групп: армия, флот, культура, производство, финансы. В свою очередь, в каждой группе изобретений есть еще пять подгрупп. Правда, тут есть небольшая загвоздка с руководителем исследований - в зависимости от его квалификации будет выбрана для исследований одна из подгрупп.
Добавились и новые опции дипломатии. Вы можете объявлять "нецивилизованным" народам колониальные войны, по успешному завершению которых вполне возможно полностью аннексировать территории аборигенов. Кроме того, появились новые опции в связи с колонизацией земель. Вы можете присоединить к своей территории "ничейные" земли, если построите в каждой провинции желаемого региона по колониальному зданию. Соответственно, от противника можно требовать в истерических тонах прекращения колонизации Европы, Азии или Америки - это уже на ваше усмотрение.
Помимо всего прочего, изменилась еще и графика. Движок остался прежним, но теперь, по крайней мере, на карте изображены какие-никакие ландшафты - в пику старым серым пространствам. Есть и графические минусы - иконки ресурсов жутко неинформативны, и спутать цемент с запчастями для машин легче легкого. Отдельно хочется замолвить о музыке. Саундтрек по-прежнему составляют классические произведения Вагнера, Штрауса, Моцарта, Верди. Игру можно купить просто в качестве сборника классической музыки.
Что можно сказать, завершая статью? Перед нами замечательная, великолепная, хоть несколько сложная игра. Но, как известно, сложность дарует свободу. Промаявшись с освоением "Виктории" вы взамен получите возможность перекроить историю. Захватить Лондон, расширить территорию русской Аляски вплоть до Мексики и подавить в зародыше революцию - разве вы всегда мечтали не об этом?
371 Прочтений • [Victoria: An Empire Under The Sun ( Ejik )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]