Добро пожаловать в ваш персональный кошмар! Не хочу, не хочу, не хочу! Гадкая, сладкая, страшная игра! Руки дрожат, ладони покрываются потом, геймпад на каждый удар монстра отвечает дикой дрожью. Мне страшно! Комок в горле. Бедная Хизер опять распласталась на полу в луже крови. Патронов, сволочи, дайте еще патронов! Не надо, не надо показывать этот ролик, я не хочу в очередной кошмар! Я хочу и не хочу играть в это. Это страшно и... и любопытно.
Вышедший в начале 2002 года "Silent Hill 2" нагнал немало страха на пользователей персональных компьютеров. Рискнувшие запустить игру погружались в мир кошмаров. Половина игроков умирала от разрыва сердца еще до встречи с первым врагом, оставшиеся в живых проходили игру запоем, за один раз, после чего навсегда превращались в прикованных к креслу инвалидов с трясущейся седой головой и перманентной паранойей. Единицы сохранивших ясный разум и твердую память начали требовать продолжения, грозясь закидать исками о нарушенном психическом здоровье. Konami не оставалось ничего другого, кроме как уступить требованиям трудящихся...
Небольшое замечание перед основным текстом. "Silent Hill 3" - продукт изначально консольный (консоли - это такие ящички, подключаемые к телевизору), следовательно - ориентированный на использование геймпада (глупые люди кличут это устройство "джойстиком"). Если попытаетесь поиграть в него со стандартным набором мышка-клавиатура, по наверняка поломаете пальцы, а в качестве дополнительного бонуса получите неожиданный эффект - вы боитесь гораздо больше из-за того, что не можете нормально повернуть камеру. Короче говоря, попытка поиграть с помощью стандартного набора терпит сокрушительное поражение ввиду не предназначенности данных устройств для развлечений подобного рода. Я решил проблему радикально - купил геймпад. Не спешите кричать: "У, буржуй, олигарх, Генпрокуратуры на тебя нет!". Простейший геймпад вполне реально купить в районе 5 "вечнозеленых" единиц. Учитывая цену "Silent Hill" (мне досталась версия аж на 5 дисках, а есть еще и DVD-вариант), подобная сумма вовсе не кажется большой, верно? В конце концов, вам что, жалко ста пятидесяти рублей за удовольствие нормально поиграть? Вот и мне так кажется.
Окончив со вступлением, перейдем к основной части. Первый вопрос, который задают граждане, узнавшие, что я играл в "Silent Hill 3" звучит до ужаса банально: "Сохранилась ли замечательная, непревзойденная, пропитанная эманациями ужаса атмосфера предыдущей части? Или все угробили, дьяволы?". Спешу заверить: да, атмосфера осталась на своем законном месте. Во время прохождения игры вы будете страдать всеми возможными фобиями (полный список смотри в ближайшем психиатрическом справочнике), вы будете дрожать от страха, выбивать зубами чечетку и покрываться ледяным потом. Если вы запустите "SH3" на веселой вечеринке, то все разговоры разом умолкнут, в комнате воцарится гробовое молчание, все взоры обратятся к монитору, а весельчаки начнут поеживаться, будто бы от случайного сквозняка. Лично мог играть в эту игру только днем и только в присутствии посторонних людей. И все равно собираюсь потратить большую часть гонорара на валерьянку и валокордин.
Причины такой эмоциональной реакции просты - разработчики изрядно потрудились, чтобы запугать несчастного игрока. Играть вы будете за милую девушку по имени Heather, она, как и красавец-мужчина из предыдущей части, кое-кого ищет. Периодически реальный мир будет сменяться форменным ночным кошмаром, в котором вы будете бродить по "слегка" измененной знакомой местности. Причем все изменения будут происходить внезапно, скажем, едете вы на лифте с одного этажа торгового центра на другой. Сели в нормальной реальности, а вышли уже в альтернативном мире. В целом все тоже. Вот только кругом толпы монстров, со стен живописно стекают кровяные струи, а некоторые из стен поменяли свой материал с железобетона на пульсирующую плоть. Причем в том же торговом центре замечательно передается эффект замкнутого пространства, вызывая настоящую клаустрофобию. Темные длинные одинаковые коридоры (некоторые говорят, что это просто халтура разработчиков, я придерживаюсь мнения, что это сделано для усиления эффекта безысходности), в которые приходятся возвращаться по нескольку раз в различных состояниях.
На создание атмосферы тотального ужаса работает и дизайн монстров - зачастую трудно сказать, что у какой твари откуда растет и как ТАКОЕ вообще может существовать. Пальму первенства, несомненно, держит существо с удивительно красивым именем "Insane Cancer". Среди тварей, кстати, есть и старые знакомые - всеми любимые медсестры, способные с помощью своего солидного арсенала (в него нынче входит и огнестрельное оружие) залечить кого угодно до смерти.
Еще одна приятная новость: теперь после продолжительной игры вам будут сниться не только монстры, но и ящики, полные патронов. Да, вы совершенно правы, боеприпасов в третьей части будет катастрофически не хватать. Все это придает происходящему определенную долю пикантности: "Выпустить ли мне обойму в эту толпу монстров? А ведь если выпущу. То останусь без патронов. А вдруг за углом поджидает еще большая толпа тварей?". Короче говоря, крайне рекомендуется не ввязываться в лишние драки и стараться игнорировать врагов, попросту пробегая мимо них. Кроме драк в игре остались традиционные головоломки и вам придется немало потрудиться над тем, чтобы раскрыть некоторые из них, особенно финальную. В целом, геймплей по стилю практически не изменился со времен второй части.
Кстати, до самого Silent Hill'а вам придется добираться большую часть игры - ступить на улицы веселого городка вы сможете только во второй половине игры, до этого придется еще побывать во множестве интересных локаций, начиная от кошмарного парка развлечений (с него начинается игра) и заканчивая станцией метро. По многочисленным просьбам телезрителей в игру введена полюбившаяся всем больница из второй части. Где будет происходить финальная битва, я вам ни за что не скажу, лишь многозначительно замечу, что наиболее любопытные смогут углядеть это место во вступительном ролике. Про сюжет я вам ничего не скажу, даже не умоляйте - рассказать хоть малую толику этого - забрать большую часть удовольствия от разгадывания тайн. Будучи рецензентом ответственным, я просто не вправе делать это.
О графике. Модели монстров и персонажей выполнены на твердую "пятерку", на них явно потратили неприкосновенный запас полигонов. Лица прекрасно анимированы, выглядят они не хуже лиц из мультика "Final Fantasy", к тому же они замечательно передают все тончайшие нюансы настроения, монстры по уровню детализации также не отстают. Скажем, у местной раздвоенно-головой собаки (не с двумя головами, а именно с одной, но разделенной напополам) обе половинки черепа аутентично шевелятся. Про анимацию пульсирующих стен я ничего рассказывать не буду - словами передать ощущение, возникающие при виде этой мерзости, невозможно. Значительную долю реализма происходящему добавляют тени, просчитываемые теперь в реальном времени. Очень красивое зрелище! Но у каждой медали есть и обратная сторона - в "SH3" очень сильно сказываются приставочные корни. Заметно это, в частности, в крайне сомнительных текстурах. Если сравнивать флагмана консольной графики с флагманом графики компьютерной ("Max Payne 2"), то "SH3" с ее крайне мутными текстурами окружения (на модели натянуты еще более-менее приемлемые шкурки) выглядит гостьей из далекого прошлого. И никакие шаманские пляски над графическими настройками тут не помогут.
Звук. О, это сладко. Озвучка персонажей просто замечательна, актерам не зря платили деньги. Музыка.... В саундтреке по-прежнему присутствуют как полюбившиеся инструментальные мотивы, так и закадровый амбиент, призванный нагнать побольше страху. Кроме того, замечательно сделаны фоновые звуки вроде чавканья монстра, обедающего очередной жертвой или далекого подвывания неведомой твари. Уже от этой "музыки ужаса" по коже начинают маршировать мурашки размером со страусиное яйцо.
В игре потрясающе реализованы эффекты обратной связи. Пару раз геймпад в моих руках принимался симулировать натуральное сердцебиение загнанного человека. Уже от этого жутко. Идете вы по пустому коридору, вокруг никого, а геймпад в руках так и пляшет: "Тук, тук! Тук, тук!". Поневоле начинаешь напрягаться. Кроме того, вы с удовольствием сможете почувствовать каждый удар, каждый выстрел и дикую дрожь Хизер, сваленную на пол ударом монстра. Force Feedback во всем его великолепии.
Завершая обзор, хочу сказать одно: атмосфера в игре есть, и какая атмосфера! Вам понадобятся крепкие, как рельсы БАМа, нервы, чтобы пройти всю игру до конца и не тронуться умом. Уже заставочный ролик служит предупреждением для слабонервных - там показывается довольно значительное собрание ужасов. Короче говоря, нервных просят отойти в сторонку от греха подальше. Остальные любители ужасов - добро пожаловать в ваш персональный кошмар!