Красный флаг над Рейхстагом. Вчера обыгрался в "Call of Duty". Последствия не заставили себя долго ждать - всю ночь снилось, что я - молодой лейтенант в Сталинграде. Проснулся в холодном поту, с учащенным сердцебиением и одной-единственной мыслью: "Немцы прорвались!". Кажется, я начинаю сходить с ума.
Выдержка из дневника автора.
Что такое "Call of Duty"? Раздаются крики с мест: "Клон "Medal of Honor!". А вот и не угадали: "Call of Duty" - один их самых зрелищных, феерических и захватывающих шутеров, вышедших за последние "-надцать" лет. Да, вот так просто - "один из самых". Если не самый-самый. Все попробовавшие игру пребывают в перманентном шоке, не забывая при этом заваливать разработчиков слезными письмами о продолжении. Бедным создателям пришлось нанимать дополнительно десять сотрудников для разбора кип корреспонденции.
Сразу сделаю оговорку, во избежание недомолвок, недоразумений и попыток суицида: "Call of Duty" - игра на один вечер. Точка. Но что это будет за вечер! Это будет один из самых лучших вечеров в вашей жизни, за этот вечер вы успеете побывать на "Тирпице", поучаствовать в диких гонках по горному серпантину, переправиться через Волгу в разрушенный Сталинград и самолично взять Рейхстаг. А потом еще долго будете сидеть перед экраном с бегущими титрами, бессмысленно глядя в пустоту. Когда титры доплывут до конца, и появится главное меню, вы поймете, что один из лучших вечеров в вашей жизни закончился. Вот так, ни больше, ни меньше.
Оговорка номер два: "Call of Duty" полна скриптов. Более того, она вусмерть заскриптована и если вы уберете скрипты, то игра просто развалится на куски. Это ее проклятье и ее же благословение. Проклятье - потому что игру интересно проходить один, ну максимум два раза. Благословение - потому что со скриптами, при растущих из нужного места руках, можно делать такое!.. Собственно говоря, о различных скриптах и скриптовых сценках и пойдет речь ниже.
И, наконец, оговорка номер три: "В "Call of Duty", несмотря на то, что эта игра посвящена Второй мировой войне, нет высадки на Омаха Бич. Вообще, ни под каким видом и соусом. Хотя американцы принимают участие в боевых действиях.
Вступление окончено, мы начинаем!
Игра начинается с "американского" куска кампании. Но начинается она вовсе не в десантном катере с маячащим на горизонте берегом Франции, она начинается в самой Франции. Вы - рейнджер, выброшенный с парашютом перед основными силами для установки радиомаяков, которые будут служить ориентиром для других парашютистов. Первые две минуты даются довольно тяжко, вы оказываетесь в шутере средней руки. Убиваете первого фашиста, заходите в его каморку и видите довольно дубоватый интерьер с отнюдь не идеальными текстурами. Идете дальше, вырезаете фашистский бункер, подбираете радиомаяк. В голове начинают копошиться тараканы сомнений: "Ну, где же ОНО, то самое, о чем так много и так сладко на каждом втором форумном углу? Уж не обманули ли?". Затем вы устанавливаете радиомаяк и... и начинается ОНО. Летят десантные самолеты, во все стороны строчат зенитки, прорезая ночное небо полыхающими линиями, темнеющий на горизонте городок подвергается массивной бомбардировке, превращаясь в одно сплошное огненное зарево, сверху спускаются на парашютах ваши однополчане. Затем... затем вы очнетесь в пять часов утра на холодном полу с намертво зажатой в руках мышкой. Встанете, выпьете стакан воды и сядете обратно за компьютер, наплевав на всех и вся. И только после полного и окончательного прохождения вы начнете вспоминать.
Вы вспомните, как с удивлением смотрели на союзных солдат, которые грамотно занимали оборону, вжимались в стены и осторожно заглядывали в дверные проемы. Вы вспомните, как в самой первой миссии проползли под забором, спасаясь от вражеского огня. Вы будете долго и с упоением рассказывать, как вас оглушило взрывом в первый раз и швырнуло на землю, когда весь мир сразу потерял четкость, движения замедлились, а звуки куда-то уплыли. Несомненно, вы упомянете, что все это произошло при обороне полуразрушенной церкви, через проломы в ее стенах союзники вели беглый огонь из пулеметов по фашистам, прятавшимся за надгробиями на церковном кладбище, а вы в это время пытались подорвать невесть откуда появившийся танк. Конечно же, вы с упоением, захлебываясь от восторга, будете повествовать про отчаянную поездку на полуразвалившейся машине через линию обороны врага, когда автомобиль весело несся через какие-то огороды, мимо танков и пулеметов, а вы радостно палили из окна, крича непристойности и показывая "факи" фашистам. А потом, потом была дерзкая атака на концлагерь с вызволением пленного британца. Миссия на время, что за прелесть!
В современном мире никогда не знаешь, что придется делать завтра. Вчера я, будучи командиром в "Squad Assault", отдавал приказ горстке копошащихся пикселей атаковать Pegasus Bridge? сегодня я сам - эта горстка пикселей, которой поручено взять этот мост. Британская кампания стартует ударными темпами, сразу хватая быка за рога. Во-первых, ваше воображение поразит картина утреннего боя на мосту, под которым течет переливающаяся шейдерами река. Во-вторых, разработчики, нисколько не смущаясь, выпустят против вас с десяток вражеских зубастых танков, заставляя собственноручно отбивать все вражеские танковые атаки. Затем последует плотина, классическая миссия с генераторами. Вид с верхушки плотины на предзакатное озеро, на тонкие розовые отсветы, плывущие по воде, наконец, на саму плотину - огромную, шумящую, с гигантскими нацистскими флагами и множеством огней - хоть сейчас в раму и нас стену! Кстати, в "Call of Duty" повсюду развешаны свастики, не железные кресты, а именно свастики. Авторы наплевали на всякую политкорректность, обратившись к корректности исторической. И правильно, историческая правда важнее всего! Действия на плотине завершатся классическим побегом на грузовике по горному серпантину, с визжащими со всех сторон пулями, пытающимися перебраться на борт фашистами и прочим. После погони - отражение авианалетов немецких "Штукас" (естественно, в одиночку), захват самолета. Потом диверсия на "Тирпице" (если это название вам ничего не говорит - бегом в библиотеку!). Будет еще зимняя битва с целью уничтожения "Фау-2", много еще чего будет.
Бриллиант в короне "Call of Duty" - это, несомненно, русская кампания. Такого еще не было нигде и никогда! Помните эффектный фильм "Враг у ворот", особенно сцену переправы через Волгу? Разработчики из "Infinity Ward" перенесли большую часть фильма в игру один к одному, сотворив некую "играизацию" "Врага у ворот". Сталинград начинается с переправы. Вы в небольшой посудине, вокруг запуганные до смерти красноармейцы, сверху - комиссар, читающий патриотическое воззвание. Рвутся бомбы, соседние лодки превращаются в пылающие развалины, сверху летят фашистские самолеты - если вовремя не пригнетесь, снесут большую часть "жизни". Медленно приближается противоположный берег, представляющий собой сплошные развалины. Один из красноармейцев прыгает в воду, в тщетной попытке спастись. "Смерть предателям!" - и очередь из ППШ. Бедняга... Выбираетесь на берег. Взрыв, вас оглушило, все плывет, повернулись назад - остатки лодки медленно уходят под воду. Впереди выдают винтовки через одного.
Вам достается обойма от "Мосина". А сейчас, сейчас сделайте одну маленькую вещь. Плюньте на компас, указывающей куда бежать и действительно станьте советским воином! Бегите в безнадежную атаку вместе с очередным отрядом, под предводительством солдата с развевающимся красным флагом, бегите на вражеские пулеметы, бегите в тщетной надежде выжить! А потом обернитесь и за секунду до того, как вас прошьет насквозь очередь, успейте заметить горящий немецкий самолет, падающий с серых небес прямо на очередной отряд красноармейцев, бегущих в самоубийственную атаку. Это просто неописуемо, никакая высадка на Омаха Бич даже рядом не стояла! Если вы это проспите, то вы пропустите одну из самых потрясающих битв в истории компьютерных игр!
Вам еще придется бежать с пустыми руками через голую площадь на окопавшихся фашистов, вы поучаствуете в обороне почти полностью разрушенного дома, когда, ожидая подкрепления, будете сидеть в самом дальнем углу и, закрывшись руками, с ужасом внимать визгу пуль, летящих со всех сторон. У вас будут вставать волосы на затылке от мысли, что будет, если вы высунете голову из-за угла - ведь там стоят два немецких "Тигра". Побыв червем ничтожным, вы станете Богом - после того, как вам дадут танк. С остервенением паля в фашистов, вы будет наслаждаться их беспомощностью, и смаковать полет тела пулеметчика, поднятого в воздух взрывной волной. Вся эта феерия завершится совершенно невозможным штурмом Рейхстага, во время которого вы успеете тысячу раз проклясть пулеметчиков, засевших в окнах. Завершающая сцена игры - советские солдаты на крыше Рейхстага машут красным флагом, окидывая довольными взглядами покоренный Берлин. Единственно верная заключающая сцена для такой игры. За ней последует ролик
с документальными кадрами, показывающими братающихся русских и американцев на Эльбе. Единственно верные кадры для проекта подобного масштаба....
"Call of Duty" изящно обыгрывает собственную заскриптованность. Как заставить игрока бежать в нужном направлении, если он вроде как находится в чистом поле и свободен бежать куда ему угодно? Элементарно - везде понатыканы таблички: "Осторожно, мины!". В одном из немецких бункеров даже обнаружится склад таких табличек. Не менее веселый момент - брифинги. У американцев это дневник солдата с надписями вроде: "Я не знаю, кто они, но они, наверное, очень важные люди. Раз мы идем их спасать". У британцев это четкий план на миссию с комментариями от руки. У русских - приказы и только приказы, русская кампанию начинается знаменитым "приказом номер 227", известным как "Ни шагу назад!". Да и тон русских текстов составлен верно - фразы вроде "фашистский зверь" вполне соответствуют стилю Великой Отечественной. Переговоры солдат также вполне отражают эмоциональный настрой воюющих сторон: британцы называют друг друга "джентльменами", в то время как русские яростно кричат: "Смерть фашистам!". Все это сопровождается замечательной лицевой анимацией и не менее замечательными жестами. В той пресловутой миссии на переправе вы увидите в лодке вокруг себя не пиксельных болванчиков с текстурами вместо лица, а действительно напуганных молодых парней, которые, испуганно озираясь, всем своим видом выражают, что не понимают, как они попали в этот ад.
Теперь о плохом. Игровой мир потрясающе неинтерактивен. Вы видите, как заскриптованные пули вышибают доски забора, но вы ни за что не можете разбить самую обыкновенную лампу, которые во множестве расставлены по уровням. Вы подрываете вражеские пушки взрывчаткой, но эти же самые пушки не берет гранатомет. Есть вообще образчики полного идиотизма. Скажем, враги, получив от вас очередь в пузо, сначала падают, а потом через некоторое время встают, и окончательно гибнут только после повторной очереди. А некоторые вражины дохнут сразу же. Отличить первых от вторых невозможно. Поэтому приучаешься ждать, встанет или нет, а уже потом идти дальше. Другой образец тупости - ситуация с патронами к "Мосину". Видите ли, патроны к винтовке Мосина и патроны к винтовке Мосина с оптическим прицелом - это абсолютно разные вещи. И вставить боеприпасы от обычной винтовки в винтовку со снайперским прицелом никак нельзя. Понятно, что сделано это в целях баланса, но все же, но все же... Еще раздражают отнюдь не замечательные текстуры и откровенная топорность интерьеров. Первый же встретившийся вам особняк можно показывать всем как образец неумелого планирования. Смотрите - это коридор. А что в нем есть? В нем есть стены. А еще? Еще есть потолок? А еще? А больше ничего нету! Тьфу!
Впрочем, все эти огрехи не мешают наслаждаться ИГРОЙ. Вы их просто не заметите. Зато услышите замечательный 3D звук, который при хорошей аудиосистеме подарит море удовольствия. Для получения максимального удовлетворения рекомендуется забыть о соседях, врубить звук на максимум и вжаться в спинку стула, уклоняясь от пролетающих мимо пуль. Озвучка, упоминавшаяся выше, не отстает. А музыка... местный саундтрек великолепно подошел бы к какому-нибудь военному фильму, но и в игре он смотрится в самый раз. В самом деле, неужели, водрузив флаг над Рейхстагом, вы не захотите услышать что-нибудь торжественно-героическое?
Суммируя все вышесказанное, мы получаем на выходе один из самых эффектных шутеров в истории и человечества и одну из лучших игр 2003 года. Великолепно, замечательно, непередаваемо! Дикий, бешеный ритм, воздух, полный пыли от врезающихся в стены пуль, напарники, прижавшиеся к стенам, и немецкий танк, стоящий буквально за стенкой. Что еще для счастья надо?