Эволюция червей Ты просто червяк!
Оскорбление для нормального человека и комплимент для фаната Worms Когда-то давно, изнемогая от желания приобщиться к прекрасному, мной был куплен диск с культовыми уже тогда для многих Worms. Как это бывает, продавец уверял, что это "крутейший зубодробильный экшн", хотя по глазам этого человека было видно, что из всей сложной словесной конструкции он знает только слово "зубодробильный", причем на примере собственного рта. Короче говоря, в тот раз я сильно ошибся. Конечно, Worms никакого отношения к экшену не имела. Да и могла его иметь только в том случае, если под экшеном понимать что-то походовое, с возможностью думать и рассчитывать. Но, пожалуй, та ошибка была самой счастливой ошибкой в моей жизни, потому что Worms оказалась чем-то большим простого комичного рубилова, чем-то большим, чем игра сама по себе, она оказалась тем, что сближает людей. И часто сближает их до расстояния выстрела из базуки.
Все это вспомнилось потому, что на обратной стороне коробочки, по традиции, была дана коротенькая аннотация к игре, которая и по сей день воспринимается мной как эталон юмора среди наших локализаторов: "Ничто так не учит доброте и взаимовыручке как эта игра! Worms написаны в лучших традициях нашего неспокойного времени. Любовь и отзывчивость, вежливость и милосердие, порядочность и взаимопонимание - все эти качества вы реализуете в себе, играя в эту поучительную игру!".
Вот она, эссенция иронии. Все, что перечислено выше, напрочь отсутствует в самой игре! Этого там не то, что просто нет, этого там и быть не может, потому что игра вобрала в себя полные противоположности данных понятий. Потому что Worms - это беспринципное убийство своих ближних, это аморальная и полностью деструктивная забава, выступающая катализатором самых низменных человеческих эмоций, и культивирующая такие понятия как "зависть", "обман" и "подлость" в стратегических количествах. Worms - кривое зеркало, отражающее в себе не самую лицеприятную сторону человеческих взаимоотношений.
Доброта? Да, она присутствует на уровне добивания издыхающих от отравления газами скунса червяков. Взаимопонимание? Конечно! Два червя, стоящие друг напротив друга с дробовиками наперевес, как нельзя лучше понимают намерения относительно своих персон на ближайшие пару секунд. Любовь? О да! Куда же без нее? Знаменитая прописная истина о том, что надо "возлюбить ближнего своего, как самого себя" воспринимается тут с брутальной дословностью. Ближних червей любят многократно и унизительно, поливая дождем снарядов и избивая битами для бейсбола. Отзывчивость? Безусловно. Раненый червь отзовется моментально, спустив недавнему коллеге по союзу на голову статую осла или святую гранату. Вежливость тоже есть. Убивают тут вежливо. Часто даже не применяя оружия. Так, легким пендалем сбрасывая червя в воду. И такая смерть страшнее всего и воспринимается как оскорбление всего рода человеческого. Милосердие? Что это такое? Порядочность? Никакой. Сговориться с другом о коллективном выносе с острова ничего не подозревающего собрата по войне - тут норма жизни. Предать коллегу после первого же хода и подло выстрелить в спину из пулемета тут самый популярный способ ведения военных действий.
Словом, Worms - символ темной стороны наших душ. Ярчайший образец черного юмора, гениальная и во всех смыслах многопользовательская игра, в которую интересно играть, имея под рукой парочку друзей. Worms - это то, во что эволюционировали дуэли из далекого прошлого. Worms - шахматы 21 века, где побеждают, прежде всего, знатоки людской психологи. Это очень, очень человечная игра, хотя и о червях.
Кольчатые убийцы
Итак, что же такое "Черви"? Для непосвященных будет полезно узнать, что это походовая забава, рассчитанная на игру вчетвером на одном компьютере. Если живые соперники отсутствуют, их легко заменить виртуальными бойцами, ведомыми искусственным интеллектом. Черви - это война кольчатых существ, полная юмора и выполненная в мультипликационной манере. Острова, болтающиеся посреди бескрайнего океана, служат здесь аренами для выяснения беспозвоночных отношений. Любой остров можно разрушить до основания, не оставив на поверхности ни пикселя, любого червя можно уничтожить сотней видов оружия и десятком тысяч извращенных способов, начиная от прямого попадания ракетой между глаз, заканчивая грамотно спланированной и организованной взрывной волной. Вся соль игры заключается в том, что оружие стреляет, в большинстве своем, по навесной траектории, посему стрельбу приходится вести, четко просчитывая силу выстрела и скорость ветра. А далее... далее начинается бесконечное применение тактических уловок, основанных на грамотном комбинировании разных средств уничтожения с условиями местного ландшафта. Далее начинается форменное веселье до потери ориентации в пространстве и многочисленных травм.
Новые "Черви" старых добрых традиций не нарушают. Уже во время инсталляции они демонстрируют нам забавные концепт-арты, настолько прикольные, что их хочется вырезать и моментально сделать фоном для рабочего стола. Оказавшись в самой игре, занимающей теперь на порядок больше места, чем раньше, к великому счастью узнаем, что саундтрек теперь написан в лучших традициях современности. Т.е. профессиональными музыкантами, а не сборищем отчаявшихся понять смысл музыки разработчиков. Главная музыкальная тема новых "Червей" действительно порадовала, потому что по духу очень подходит к тому, что происходит на экране. Фактически, это лишнее свидетельство тому, что симбиоз музыки и графики не только возможен, но и вполне реален. Остается надеяться, что саундтрек догадаются выпустить отдельным диском, как это было с GTA3 в свое время. Музыка во время самой войны не уступает по качеству той, что играет в менюшках и выдержана в духе старых композиций из предыдущих серий, но в модных аранжировках. Словом, бальзам на душу любому фанату и положительные эмоции у новичков гарантированны.
Сам звук - это то, от чего многие сильно и откровенно тащились, словно гиппопотамы в период размножения по дну Нила. Звук - это визитная карточка "Червей", изобилующая сотнями мягких ругательств и психоделических интонаций. Жаль, но того безумного разнообразия звуков, что было раньше, уже не наблюдается. Но, зато те, что есть, подобраны со вкусом и весьма впечатляют. Возможность настройки голоса червей из собственной команды никуда не делась и по-прежнему радует своей комичностью. Черви голосят на манер супергероев, пьяных спортивных комментаторов, обкурившихся хиппи, пиратов, глючащих компьютеров и всего остального, что имеет смешной по своей природе голос. А вот гимн команды исчез вообще. Не бог весть какая потеря, но все равно обидно. Теперь вместо него лишь бурная реакция бойцов после победы, с улыбкой во все тридцать два зуба и хлопаньем в ладоши.
Все оружие, от овцы до старой бабки, само собой, озвучено строго индивидуально и мультяшно, что не может не радовать. Это тот редкий случай, когда звук настолько хорош и органичен, что вообще забываешь о том, что играешь во что-то. В "Червях" ты просто слышишь звуки самой жизни. Игровой, разумеется, но от этого она не менее реальна. Более того, знаменитые мультфильмы, которых мы не видели во всех клонированных продолжениях, начиная со второй части, снова в строю! Откровенные пародии на "Матрицу" порадовали больше всего, и, хотя количество мультфильмов не так уж велико, их можно пересматривать до бесконечности.
Все меню анимированы и выполнены с такой веселостью, что даже прожженному скептику придется долго тужиться, чтобы скрыть счастливую улыбку. Более того, настройки тут максимально полные и их глобальность просто поражает. Можно поменять все от продолжительности раунда, до силы взрыва мины на игровом поле. Заставить воду смертоносно ползти вверх? Поменять очередность хода червей во время боя или изменить принцип действия ракет? Три раза пожалуйста! Все доступно по одному щелчку мыши в меню настроек. Легко, стильно, понятно. Как следствие, чрезвычайно удобно и приятно.
Генератор случайных ландшафтов для ристалищ работает исправно, хотя его художественная фантазия развита примерно так же, как и чувство юмора. То есть абсолютно никак. Арены генерируются, но до былых шедевров из прошлого явно не дотягивают. Наверное, генератор ландшафтов плохо кормили, вот он и истощал так в творческом плане. Хотя, всегда можно проходить одиночные миссии, и арены, представленные там, автоматически перейдут в разряд доступных для индивидуальных тренировок.
А одиночные арены - это высший пилотаж! Как с точки зрения дизайнерской мысли, так и с точки зрения графической реализации. Уровень включенности авторов в контекст современной массовой культуры прост потрясает. Миссии, обыгрывающие высадку в Нормандии, да-да, знаменитый пляж Омаха тут - форменная умора, небоскребы, на которые взгромоздилась гигантская макака, окруженная роем истребителей. Причем, за счет того, что теперь у игры появился мощный графический движок, стоять на карнизе небоскреба и смотреть вниз на микроскопические острова внизу и бесконечную даль лазурного моря до коликов страшно. Объем имеет значение. Высота тут не просто слова - а суровая реальность, вызывающая бурю эмоций. Или как вам понравится сражаться на борту разломившегося пополам "Титаника"? Может, предпочитаете битву прямо на рабочем столе, где вместо окопов можно использовать точилки и кружки, а штурмом брать неприступный монитор и хорошо укрепленную клавиатуру? Потрясающей красоты тропические острова, древнегреческие развалины, снежные городки и сонные деревушки из прошлых частей обрели здесь свое второе дыхание. Да какое там дыхание? Новую жизнь!
Графика в игре просто замечательная. Это, конечно, не фотореалистичность и не безумная анимация каждой травинки окружающего ландшафта. Но это очень стильная и до последней строчки кода мультяшная картинка. Текстуры сочные, яркие, ровные и выглядят так, словно их полировали годами. Никаких трещин, все четко и спаяно на века. Картинка умиляет своей добротой и красочностью даже тех, кто привык за потоками крови такого не замечать. Один вид средневекового замка на фоне полной Луны чего стоит! Некоторые скриншоты так и просятся персональной рамки и места на стене гостиной. Более того, теперь даже появились разнообразные погодные явления. Например, дождь, ухудшающий видимость, или снегопад, поражающий проработанностью снежинок. Восходы и закаты сегодня просто необходимы и когда смотришь, как край солнца начинает медленно тонуть в океане, и все это происходит в реальном времени, невольно удивляешься, когда вспоминаешь, что перед тобой те самые Worms, а не что-то еще.
Сами черви тоже трехмерны и выполнены гораздо лучше всего остального. Они постоянно корчат какие-то рожи, улыбаются, хитро прищуриваются, дергают бровями, словом, кривляются так, что Джиму Кэрри в скором времени придется поискать себе другую специальность. Когда начинается снег, они напяливают вязаные шапочки, когда берут в руке святую гранату, над головой появляется нимб. Полеты на парашюте проходят только с участием обязательного авиационного шлема и так далее. Словом, глядя на всю эту тысячу мелких приколов, понимаешь, что именно так создается атмосфера игры.
Беспозвоночная форма жизни
Сам игровой процесс изменился не сильно, не считая перехода в пресловутую трехмерность. Те же острова, те же команды червей, та же возможность истреблять друг друга вчетвером на оной машине или по сети одним из 54 доступных видов вооружения, что помещаются в командный инвентарь рядового черве-воина. Поведение нашего компьютерного глаза легко контролируется легким движением мыши, причем так, что остров можно крутить как угодно, сильно не задумываясь над тем, что, собственно делаешь. Одно слово, интуитивное! Однако эта же камера наотрез отказывается пролетать сквозь крупные препятствия и постоянно норовит занять ракурс, максимально неудобный для сложных маневров, вроде знаменитых прыжков, да и не может понять, как лучше показать червя, застрявшего головой в куске ландшафта. Короче говоря, как только дело доходит до экстремальных ситуаций, ручная доселе камера, тихо сходит с ума и оказывается беспомощной. Вращать ее руками вполне возможно, но на это ведь уходит драгоценное время! Изобретение идеальной виртуальной камеры, надо полагать, так и не состоялось. Но то, что есть, очень и очень похвально.
Переход в новое измерение подкинул солидное количество новых тактических возможностей. Например, теперь нужно не просто учитывать силу выстрела и скорость ветра, а намного больше факторов. Вроде, направления ветра и хитросплетений ландшафта. Датчик ветра, однако, - настоящий подлец! Вертится постоянно, но его показаниям могут доверять только полные оптимисты. Целиться придется, полагаясь, все больше, на авось, чем на грамотные показания "ветрокомпоса". А ведь в условиях трехмерности, когда ракета, сносимая ветром, вообще может описать полный круг у вас над головой, это ох как не просто!
Помогают режимы стрельбы от первого лица. К ним привыкаешь быстрее, чем начинаешь скучать по классической схеме битв оригинальных Worms. Забавно, но при стрельбе из винчестера или автоматов с пулеметами, прицел водит из стороны в сторону так, будто черви перед матчем приняли изрядное количество алкоголя для храбрости. Что действительно взбесило, так это чрезвычайно тупая наводка бомбардировок и самонаводящихся ракет. И если последними можно управлять самолично, мастерски проводя их через все природные преграды и жестко приземляя прямо на голову сопернику, то вот авиаудары потеряли свою былую эффективность.
Сильно изменилась физика червивого мира. И, выражая субъективное мнение, хочется сказать, что не в лучшую сторону. Судите сами, теперь черви почти не страдают от такого главнейшего во всей серии феномена, как взрывная волна. Если раньше даже не самое меткое попадание могло сдвинуть червя с места, заставить его покатиться вниз, увлекая за собой собратьев, то теперь отправить в полет рядового бойца можно только прямым попаданием или взрывом чего-то чрезвычайно мощного. Поначалу это сильно шокирует, потому что привычка рассчитывать силы, именно в надежде на взрывную волну, пытается возобладать, но черви, будто прибитые к острову гвоздями, напрочь отказываются изображать что-то вроде скольжения по острову. Это худший и самый плачевный момент в игре, который, будем надеяться, исправят патчем или сиквелом, если таковые последуют.
А вот поведение разнообразных объектов на острове наоборот выше всяких похвал. Например, разрушить дом, на котором стоит червяк, ничего не стоит. И если раньше, выстрелив по крыше, вы всего лишь "прокапывали" этот дом в глубину, то теперь вы действительно разрушаете крышу. А под ней находятся, комнаты, куда вражеские черви и проваливаются с треском. У разных объектов появились разные внутренности. Так, разрубленные снарядом доски, выглядят изнутри, как и подобает дереву, а бетонные плиты, будучи проломленными взрывом, являют нашему взору именно каменную структуру, а не что-нибудь там еще.
Оружие повторяет наработки предыдущих серий, откуда были добыты самые популярные образцы, начиная от любимой базуки, банана и заканчивая овцами, коровами, битами и мерзкой бабкой. Фанаты порадуются, хотя некоторые виды вооружения канули в небытие. И никакой техники, доступной для прогулок по вражеским телам, снова нет. Одинокие бочки с горючим стоят, но вот заправлять в округе нечего, кроме собственного воображения.
Играть с компьютером можно только в том случае, если вы - отшельник и ближайший человек находится от вас примерно в трех парсеках. В противном случае, вы получите массу удовольствия. Живые люди играют азартнее, хитрее и на порядок лучше. Компьютерные истуканы так и не научились использовать что-то круче стандартных гранат и базуки, а сложные трюки с "кошкой" для них по-прежнему выглядят чудом из чудес. Стреляют они метко, но все больше оттого, что как-то еще не умеют.
Червефилия
Что ж, перед нами, бесспорно, отличная игра, веселая и азартная. У нее есть недостатки, у нее есть погрешности, она далеко не идеальна. Но она того стоит, хотя многие, кому так дороги двухмерные черви, вскоре поймут одну простую истину. Это совсем не они. Это не продолжение, а совсем другая игра. Смиритесь или ностальгируйте. Приспособьтесь или живите прошлым и дальше. Выбор - за вами.
1248 Прочтений • [Worms 3D ( Star )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]