Ту-туу! Чух, чух, чух! В то время как одни руководят танковыми атаками на Курской дуге, визжат от ужаса за штурвалом пикирующего бомбардировщика, пытаются всплыть на поверхность до того, как закончится кислород, и стараются дотянуть до космопорта на двух двигателях из четырех, другие решают не менее важные проблемы, например, как доставить уголь на электростанцию.
Про линейный сценарий говорят: "Как будто движешься по рельсам". Про плохую автомобильную физику: "Как будто едешь по рельсам". Про плохой шутер: "Как будто бежишь по рельсам". И, вот чудо, пред нами игра, в которой практически все на рельсах, но она этого совершенно не стесняется, более того, она этим даже гордится. Проект просит величать себя "Trainz Railroad Simulator 2004" и записать в графе "жанр": "Симулятор железной дороги". Встречайте, аплодисменты!
Предыдущая часть серии (о желании превратить игру в сериал недвусмысленно семафорят цифры "2004" в названии проекта) завоевала определенную популярность среди любителей паровозов, перронов и МПС, одной из причин которой была, в частности, максимальная открытая архитектура игры, позволявшая добавлять всякие вкусности и улучшения чуть ли не ежечасно. Сегодня мы рассмотрим правопреемника популярного развлечения работников Российских Железных Дорог.
Первое, что обращает на себя внимание, это, естественно, графика (не удивляйтесь, по статистике людей в белых халатах, 90% информации об окружающем мире мы получаем через глаза). Фирменный движок "Auran Jet" был кардинально переработан. В частности, добрые разработчики мамой клянутся, что привили ему поддержку вертексных шейдеров, бамп-мэппинг и поддержку частиц (они же particles). Благодаря частицам дым, изрыгаемый паровозами, стал выглядеть максимально реалистично. Дружба с шейдерами вылилась в довольно красивую воду. "Довольно" - потому что на PC присутствует масса примеров более качественной шейдерной воды, однако творение Auran'овских программистов выглядит все же лучше стандартной игровой воды. Гораздо лучше стали выглядеть модели поездов, улучшилось качество текстур. На многих картах встречается огромное количество "фоновых" объектов, вроде летающих воздушных шаров а-ля лейбл всенародно любимой программы "Corel Draw". Заметно стало лучше погодным эффектам, местные молнии можно экспортировать в какие-нибудь, прости господи, фэнтезийные RPG.
Главным графическим хитом следует признать появления отображения сгружаемых товаров. То есть если ваш бронепоезд разгружает уголь на местной электростанции, то вы своими собственными глазами увидите Чудо - увеличивающуюся гору угля на соответствующей площадке. И разработчики, кстати, в один голос утверждают, что нынешняя улучшенная графика будет работать на той же машине гораздо быстрее, чем предыдущая часть. Прямо-таки волшебство! Или нормальная оптимизация кода, кому как. В целом, графика заметно лучше по сравнению с оригинальными "Trainz", количество объектов в кадре заметно увеличилось, теперь можно просто ездить по трассам и наслаждаться замечательными видами (местные альпийские леса состоят исключительно из отдельных деревьев, как и положено в лучших домах).
Впрочем, главная изюминка новой части все же не улучшенная графика, а функционирующая индустрия, которая действительно нуждается в ж/д перевозках. Теперь на карте расположены вполне себе работающие предприятия, которые что-то производят и что-то потребляют. Когда этого "чего-то" начинает не хватать, предприятие автоматически генерирует задание по перевозке энного материала из пункта "А" в пункт "Б". Скажем, есть угольная шахта, которая производит уголь. И есть электростанция, этот уголь потребляющая. Как только у энергетиков заканчивается твердое черное топливо, в вашем путевом листе появляются слезные просьбы о поставках угля. В случае невыполнения просьб во Владивостоке автоматически отключается свет, а народ по привычке начинает ругать Чубайса. Однако просто отвезти уголь мало, угольная шахта сама по себе потребляет топливо, поэтому вам придется привезти цистерну-другую бензинчика.
Получив долгожданный запрос, шахта производит уголь. Который нужен на электростанции. Производственная цепочка закольцована в магический круг, вырваться из которого невозможно. При некотором желании вы можете провести за "Trainz 2004" всю оставшуюся жизнь, перевозя туда-сюда различные товары. При отсутствии такого желания можно возложить почетную обязанность бесконечных перевозок на хрупкие плечи компьютерных машинистов, каждый из которых имеет свой уникальный портрет морды лица, предварительно отконфигурировав их электронные мозги. Самые трудолюбивые игроки при помощи встроенного редактора вполне смогут создать свою цепочку производства, установив временные интервалы по потреблению/производству продукта.
Несколько слов о процессе вождения. Эти слова предназначены для тех, кто сталкивается с игрой впервые и не видел предыдущей части. Священный процесс паровозоводительства может протекать в двух режимах: в кабине и в так называемом DCC режиме. В первом случае всем процессом вы будете управлять непосредственно из полностью трехмерной кабины рельсового монстра. Все действия можно осуществлять с помощью клавиатурных клавиш, в качестве альтернативы предлагается тискать мышкой трехмерные рычажки в самой кабине. Вся физическая модель (а значит - и сложность вождения) буду работать на полную мощность, всеми силами пытаясь довести вас до нервного срыва. В DCC режиме вы парите бесплотным призраком вокруг поезда. Самолично указывая мышкой нужную скорость, вы сможете насладиться любимым стуком колес без всякого нервного напряжения. Работает упрощенная физическая модель, которая позволяет многое, но не все - поезд запросто может сойти с рельс и отправиться в ближайший кювет.
Кстати о физике. Разработчики клянутся, что физика максимально приближена к реальности и рассказывают жуткие истории о беднягах из физического отдела, которые, проводя замеры, не всегда успевали выпрыгнуть из-под приближающегося поезда. Кроме шуток, в создании игры принимали участие настоящие машинисты, поэтому в "Trainz 2004" вопрос реализма поставлен максимально серьезно. В игре вам встретятся 50 с лишним самых настоящих локомотивов, среди которых десять новых паровозов, шесть новых дизелей и шесть же электровозов. Остальные машинки почерпнуты из предыдущей части. Плюс огромное количество новых вагонов, цистерн, грузовых платформ. Плюс куча новых станций и прочих объектов. Плюс новые сценарии и новые маршруты, основанные на реально существующих дорогах. Что еще для счастья надо?
"Trainz 2004" - удивительная игра. Ее основной концепцией является невмешательство в дела игрока. Никто не мешает вам загрузить один из удивительно красивых "снежных" маршрутов и провести вечность за созерцанием окружающих красот. Или попробовать испытать себя, пытаясь пройти один из сценариев (слабо поработать машинистом пассажирского поезда в утренний "час пик"?). Или же плюнуть на все, запустить редактор и начать ваять новый, абсолютно гениальный маршрут. Архитектура игры максимально открытая и разработчики встречают талантливых "самоделкиных" с распростертыми объятиями, обеспечивая максимальную поддержку. В конце концов, эту игру можно использовать в качестве реквизита для медитации. Настоятельно рекомендую приобрести это творение и попробовать сделать что-нибудь из вышеперечисленного.