Не бойся медлить, бойся остановиться.
Китайская мудрость В этом году свет увидели два очень хороших симулятора ралли: знаменитый Colin McRae Rally 3, который появился в самом начале лета, и чуть менее популярный V-Rally 3, вышедший в конце октября. От постоянных сравнений никуда не деться, да и не будем пытаться. Как известно, первая часть этой игры появилась ещё в 1997 году - на год раньше Colin McRae Rally (далее - CMR). На протяжении всей истории соперничества обе игры старались отвечать самым высоким требованиям, которые предъявлялись к автосимуляторам. Однако вёл в счете всё же CMR.
Игра представлена 3-мя режимами: карьерой, отдельными соревнованиями и гонками на время. В режиме карьеры вы проходите путь от новичка до профессионала, начиная в классе 1.6 с передним приводом и завершая в классе 2.0 с полным приводом. При создании водителя вы можете выбрать не только имя и страну, но и внешний вид пилота.
Карьера начинается с получения приглашений от разных команд, в которых вам предлагают принять участие в тестовых заездах. При удачном прохождении теста вам предлагают заключить контракт, в котором вам ставится конкретная цель. Например, прийти, 10-ым в общем зачёте чемпионата. Когда вы с успехом выполняете эту задачу, вам предлагают продление контракта, или же вы можете попытаться перейти в другую команду. Как только вы набираете определённое количество побед по окончанию сезона, вам предлагают сменить класс. И дальше все по новой.
В общем, маловато, учитывая, что классов всего два (1.6 и 2.0), в первом из которых вас ждёт всего лишь 4 страны (читай - ландшафтов), а во втором - 6, включая уже виденные в предыдущих соревнованиях. Каждая страна представлена в среднем четырьмя трассами. Количество машин составляет по 8 штук в каждом классе, а также есть ещё 4 бонусных машины, которые становятся доступными по мере прохождения игры. Все машины реально существующие, равно как и команды, за которые вы выступаете.
Графический движок в целом смотрится нормально, но в детализации явно уступает CMR 3. Разве что погодные явления и ещё пара мелочей выглядят получше. Так, например, на дороге периодически появляются дикие звери: жирафы, кабаны и прочие создания природы. Как я не старался их задавить - не получалось, они всегда успевали скрыться от меня. К сожалению, большинство объектов на дороге выполнены в виде спрайтов, например, зрители. При подъезде к ним вплотную их "картонный" облик режет глаз. При этом они еще могут махать руками. Самое интересное, что в них даже можно врезаться и при этом ещё и разбить машину. Откровенно неудачно вышла вода. При более детальном рассмотрении она напоминает голубой песок, по которому в некоторых случаях можно ездить и не проваливаться.
Внешний вид машин гораздо хуже, чем в CMR3. Порадовали разве что откидываемые колёса и радостно отбрасываемые блики. К сожалению, другие повреждения менее детализированы. Например, в CMR3 можно было потерять все стёкла, здесь же они лишь трескаются. В CMR3 кузов мялся со всех сторон, и даже можно было потерять капот, а не только бампера да фары. А здесь же приборная доска - так и вовсе шагнула без изменений из V-Rally 2.
Звук в игре выполнен добротно и каких-либо нареканий не вызвал. Все подсказки штурмана, а также прочие звуковые эффекты будут только облегчать ваше вождение.
Но ключевыми моментами в раллийных играх являются, бесспорно, реальность поведения машины на трассе и, конечно же, её управление.
Первой существенной ложкой дёгтя является ярко выраженная заточенность игры под руль. Как бы умело вы не пытались управлять с клавиатуры, ваш результат не будет столь высоким, как с рулем и педалями. При игре с клавиатуры машина поворачивает рывками, и заставить маневрировать её плавно просто не представляется возможным. Как это не прискорбно, но похоже авторы игры, по примеру разработчиков авиасимуляторов, решили напрочь не интересоваться удобствами управления с клавиатуры, считая, что поклонник автогонок просто обязан обзавестись рулем. Но и при наличии руля вам придётся долго выбирать нужную чувствительность, чтобы добиться адекватного поведения от вашего "коня".
Гонка начинается с боксов, где у вас появляется возможность настроить машину под себя. Для настроек доступны те же агрегаты, что и в CMR3, а именно: выбор резины, регулировка коробки передач, тормозов, высота подвески и т.п. Единственное отличие от CMR 3 - это возможность регулировать блокировку дифференциалов. Чтобы было понятно, что на что влияет, при настройках вам будут показывать параметры машины, такие как разгон, максимальная скорость, сцепление с дорогой и баланс тормозов. Например, для увеличения сцепления с дорогой, можно побольше заблокировать дифференциалы, но за счёт этого вы пожертвуете разгоном. Также максимальную скорость и разгон можно повысить за счёт резины, однако в минус пойдёт сцепление с дорогой. В идеале надо выдерживать все настройки сбалансированными. Если же вы не хотите разбираться с настройками машины, то за вас это сделает компьютер, причём весьма грамотно. Я например, только в самом начале игры настраивал машину, а потом полностью поручил это A.I.
Как только вы оказываетесь на трассе, то сразу начинаете ощущать весь реализм происходящего. Машина ведет себя почти как живая. В первую очередь это проявляется во время поворотов руля. Стоит вам слегка перекрутить руль на повороте и посильнее нажать на газ, как вас тут же разворачивает. Подобных примеров реалистичного управления масса, но среди них немало грубых несоответствий.
Во-первых, это скорость, на которой происходят все ваши манёвры. В среднем это 140-160 км/ч. Для сравнения в CMR 3, до такой скорости можно было разогнаться либо на длинных прямых, либо на асфальте. Здесь же вы можете без проблем входить в виражи, когда на спидометре у вас за 140.
Во-вторых, это тормозной путь и лёгкость, с которой машина ровно и аккуратно тормозит почти на любой поверхности. Тормозной путь почти всегда равен 8-10 метрам. При этом в расчёт не берется ни скорость, с которой вы шли, ни поверхность, на которой вы тормозите. Исключение составляют лишь снег да лёд, ну и чуть-чуть мокрый асфальт.
В-третьих, совершенно непонятно, зачем делать замедление при различных там кувырках и прочих отрывах колёс от земли. Вообще, очень криво сделаны почти все моменты, связанные с полетом машины. Например, если вы наехали передней частью машины на небольшой холмик, и ваш перед от этого поднялся, то если не отпускать газ, машина метров 20 проедет с задранным передом, на одних задних колёсах. В зависимости от ситуации машина может ехать и на одних передних колесах, а также вообще на боку.
На этом недостатки в поведении заканчиваются, и мы переходим к физике повреждений. Что касается этой составляющей, то она однозначно реалистичнее, чем в CMR3. В первую очередь это проявляется в живучести вашей машины. Как мы помним, в CMR 3 машина мялась очень хорошо, но только для этого приходилось прикладывать немало усилий. Здесь же с точностью до наоборот. При незначительном контакте с ограждениями или же с рельефом вы рискуете серьезно повредить машину.
Первое делом вылетают тормоза. Неисправные тормоза начинают скрежетать при торможении и увеличивать вам тормозной путь. В принципе - реалистично, за исключением того, что при повреждении одного тормоза хуже начинает тормозить вся машина, а не то колесо, где он повреждён. После тормозов обычно разбиваются амортизаторы, и машину начинает водить по дороге. При незначительном лобовом контакте, повреждается двигатель, рулевое управление и КПП.
Изюминкой же в повреждениях становится прокол любого колеса и возможность его потери. Как правило, данная неприятность может случиться почти при любом неудачном контакте колеса с поверхностью. В основном, это, конечно, задевание колесами всяких препятствий. После прокола колеса, ваша скорость снижается всего лишь до 130 км/ч., при этом не важно, сколько колёс вы прокололи.
Самое интересное наступает при отрыве колеса. Во-первых машину начинает вести в сторону, и она начинает волочиться одним боком по земле, при этом данная мелочь не мешает ей ехать аж 60 км/ч. Даже потеря второго ведущего колеса не приводит к скорой остановке машины, у вас будет ещё примерно минута времени, в течение которой вы сможете доползти до финиша.
Появилась возможность перманентно разбить машину во время заезда. Для этого, например, достаточно свалиться в пропасть или потерять от 2-х колёс и больше. Если вы разбиваете машину, то автоматически проигрываете чемпионат страны. Но если вам всё же удалось доехать до финиша, то вам дают 30 минут на ремонт. Как правило, этого времени хватает, чтобы починить машину целиком. К сожалению, ремонт доступен далеко не после каждого заезда, и иногда вам приходится ехать по 2 трассы на разбитой машине. Единственное, что вам починят автоматически, это прокол шины, а также поставят вам колесо, если вы его потеряли.
Таким образом, повреждения машины здесь сделаны гораздо реалистичнее, чем в CMR3, за исключением езды на одном колесе. Зато при влетании в дерево на скорости, вы вряд ли сможете продолжить гонку.
Отдельно стоит упомянуть многопользовательский режим. Я до сих пор не могу понять, как у разработчиков язык повернулся назвать "это" многопользовательским режимом. Если в некоторых играх подобного плана можно было играть вдвоем на одном компьютере в режиме разделения экрана, то здесь представлена сверхсовременная и безупречная в плане стабильности технология "играем по очереди". Вы создаете 2-х или более пилотов и по очереди проходите одну и ту же трассу. Чей результат будет выше, тот и победитель.
Выводы. Анализ показал очевидное превосходство CMR3, в первую очередь, в плане графики и разнообразия трасс. Детализация машины не столь высока, как хотелось бы, и в ней присутствуют некоторые мелкие несуразицы. Например, при лобовом столкновении, почему-то трескаются задние габаритные огни. По части физических процессов две игры мало чем отличаются друг от друга, за исключением полетов, которые в CMR3 были куда лучше. Зато V-Rally 3 отыгрывается за счет точно просчитанного реализма повреждений, при котором, несмотря на столь низкую прочность машины, сложность игры не нарастает по экспоненте. Однозначно и то, что V-Rally - желанный гость на винчестере любого любителя автогонок. И главное - не забудьте про руль, хотя бы и простенький. Если вы считаете себя гонщиком - это действительно обязательный атрибут.