И будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча.
Ветхий Завет. Левит, 26-7 Земля. Небо.
Между Землей и Небом - Война!
И где бы ты ни был,
Что б ты ни делал -
Между Землей и Небом - Война!
В. Цой. группа "Кино". Добро и зло уже в который раз в новейшей компьютерной истории схлестнулись во вселенской битве за выживание. Хобби у них такое. Масштабы битвы грандиозны, без малого вся вселенная, на меньшее они не согласны, а армии не поддаются исчислению, потому конца и края противостоянию все не видно. У каждой стороны есть амбиции, и уступать никто не хочет. Как столкнувшиеся в узком дверном проеме скандальные боксеры-тяжеловесы. Счет погибшим уже никто не ведет, да и зачем, когда для достижения победы на алтарь бросается все. Не понимают они, глупые, что являются всего лишь половинками одного целого, дополняя друг друга, и уничтожить друг друга окончательно у них никак не получится. Хотя это незнание нисколько не мешает им лупцевать друг дружку до посинения.
Как вы уже поняли, борьба между адом и раем за человеческие души опять разворачивается на экранах наших мониторов. На этот раз она предстает в виде action'a от третьего лица с говорящим названием Apocalyptica от разработчиков из "Extreme FX". Вообще-то, сюжет, замешанный на противостоянии ангелов и демонов, святых и грешников, добра и зла, далеко не нов. И, пожалуй, безоговорочно входит в десятку самых популярных тем, на которых останавливают свой выбор авторы компьютерных игрушек.
Вот только получается это самое противостояние у всех по-разному. В классическом варианте битвы "Ангелы против Демонов" выглядят примерно так: все бегают по горам да лесам, изредка останавливаясь в небольших средневекового вида замках или монастырях, и крошат друг друга мечами и топорами, или на худой конец пуляются файерболами из магических посохов. Уже намного реже местом действия становится наше время, а к оружию прибавляются пистолеты и пулеметы. И уж совсем нечасто авторы балуют нас божественными разборками, перенесенными в мрачное постапокалиптическое будущее. Вообще, знаете, хорошо и правильно, когда все стоит на своих местах, а не намешано сразу в одну большую кучу. Все-таки, фэнтези - это мечи и магия, вторая мировая - будьте добры, "шмайссер" в руки война войной, а разборки с бластерами в космосе и городах будущего, пожалуйста, отдельно). Но все реже кто-либо придерживается этого золотого негласного правила, стараясь угодить сразу всем. Хотя и здесь нужна особая смелость, чтобы таким образом смешивать жанры. Например, редко кто отважится, вооружить, к примеру, эльфа лазерным пистолетом или посадить мага в хайтековский, футуристический флаер.
Жизнь после жизни. Авторам Апокалиптики в этом плане смелости явно не занимать. Сюжет игры разворачивается в далеком и, как водится, кошмарном будущем, где на просторах вселенной хозяева Ада и Рая руками своих подданных выясняют свои квартирные вопросы: кто останется здесь жить, а кому придется отвалить куда подальше. И все это происходит уже много позже Апокалипсиса, который все-таки наступил. Перед его наступлением человечество успело колонизировать далекие миры и назвать их, кстати говоря, согласно своим религиозным воззрениям: планеты получили имена - Новый Вавилон, Голгофа, Иерусалим-5 и др. Потом потихоньку все переселились туда жить, конечно, кто успел, после чего Господь нехило вдарил по матушке-Земле, пытаясь уничтожить там самого Дьявола вместе с его приспешниками. И уничтожил... На время. Тысячелетия о нем не было ни слуху, ни духу, а потом он опять появился. Странно было бы думать, что Сатану можно вот так запросто взять и уничтожить, как и Бога. Они только лишь исчезают, потом возрождаются, встают, отряхиваются (или респаунятся, кому как больше нравится) и с новыми силами, надув пудовые кулаки и оттопырив для важности нижнюю губу, бросаются в бой. Так случилось и на этот раз. Демон всех демонов где-то отчаянно щемился целую вечность (позже выяснилось, что в огромной башне, в которой доведется побывать), набирая силы. А когда восстановился, вновь собрал вокруг себя армию верных сатанистов, что было несложно, поскольку грешников вокруг пруд пруди, и снова ринулся в бой. Местом для своей базы он выбрал полуразрушенную, но все же уцелевшую после финальной битвы Землю.
Правда, теперь она называется вовсе и не Земля, а Nu-Hades, а сам воскреснувший Сатана именуется не иначе, как Neo-Satan. Что, прямо скажем, за версту отдает какой-то дешевой попсой. Они бы еще назвали его Сатана-2, или там Сатана-Gold-Edition. Вы выступаете на стороне сил добра. Да, и еще раз да - воевать можно только за ангелов, если вы будете проходить одиночную кампанию. Впрочем, вы всегда можете примерить на себе демоническую кольчужку, когда отправитесь в мультиплейер. Который, на самом деле, мало чем отличается от сингла, но об этом чуть позже.
Разборки с сатанистами начинаются у стен крепости на планете Иерусалим-5, где гаденыши окружили последний бастион человечества и отчаянно пытаются в него проникнуть. Вы встреваете в эту борьбу и помогаете наставлять сатанистов на путь истинный. Потом перебазируетесь на захваченный земной корабль S.S. Ariziel, наводя там порядок. Следующей остановкой будет опустошенная, разрушенная и отравленная Земля с все еще имеющимися в наличии агрессивными формами жизни, пусть и слегка мутировавшими. И, наконец, конечная точка путешествия - сам Ад, где необходимо завалить Его Подлейшество собственной персоной. В общем, в итоге получается 18 больших уровней, поделенных на полновесные четыре эпизода. Еще учитывая, что с наскока некоторые пройти вряд ли удастся, выходит именно столько, сколько способно удовлетворить большинство геймеров, особенно тех, кто порой жалуется на излишнюю молниеносность и скоротечность иных стрелялок.
Избранные. Теперь о главных героях. Как такового главного персонажа, с которым бы олицетворялась вся сюжетная линия, кого-то харизматического и бесстрашного или наоборот полного неудачника, который становится в результате героем и спасителем галактики, здесь нет, увы. В самом начале вы можете остановить свой выбор на одной из 16(!) предлагаемых кандидатур. Все они являются технологически продвинутыми солдатами армии нового порядка. Их практически всех, за исключением разве что роботов, клонировали, взяв ДНК из волос или других мощей почитаемых священников, религиозных лидеров или даже преступников, что переродились и встали на сторону Господа. Посему новые солдаты, вооруженные бластерами или световыми пистолетами в одной руке и мечами или магическими посохами в другой, сочетают в себе мощь бронированных защитных костюмов будущего (Робокоп отдыхает) вкупе с новыми технологиями, а также безумную религиозность, что была присуща еще их предкам.
Во время игры можно спокойно залезть в инвентарь и выбрать другое оружие, меч или заклинание. По мере прохождения герои улучшают свои показатели (всего - 4), и слегка крутеют, к сожалению, не позволяя вам вмешиваться в этот процесс. Иногда будут встречаться и усовершенствованные типы оружия. Перед началом нового сценария можно слегка подкорректировать инвентарь, выбрав нужную комбинацию пистолетов, мечей и спеллов. Несмотря на то, что иконки изображения оружия в инвентаре своим внешним видом воображение не поражают, арсенал оружия вызывает уважение. Есть простые мечи, мечи огненные, мечи, восстанавливающие здоровье, даже мечи-бензопилы. Я уже молчу про бластеры, пулеметы, лазерные винтовки и световые пушки, базуки и гранатометы, в которых заряжают какой-то жутко ядовитый зеленый газ. Как уж тут не упомянуть и про волшебные палочки-посохи. Их немного, но помахать будет чем, некоторые даже с самонаводящимися зарядами.
Все герои поделены на четыре группы по четыре бойца в каждой. В первую группу входят братья-священники, отличающиеся большими размерами и мощными доспехами, делающие основной упор на колюще-режущее оружие. В сочетании с восстанавливающим здоровье мечом делаются настоящими машинами смерти. Ко второй относятся сестры - быстрые и подвижные, сочетающие в себе ловкость обращения с дальнобойным оружием и среднего размера мечами. Потом идут роботы, механические дроиды, отличающиеся повышенной жизнестойкостью и трепетным отношением к различного рода пушечкам. Наконец, замыкают список крылатые серафимы, единственные из всех, кто способен пользоваться не только бластерами и мечами, но и заклинаниями. Во время их использования тратится особый род энергии, постепенно восполняемый с течением времени. Например, они могут лечить себя и товарищей, кидаться огненными шарами, окружать себя защитным щитом, быстро бегать (хотя вот бегать они как раз и не умеют, только летать) и т.п.
Выбор героя особо ни на что не влияет, и зависит скорее от того, что вам более предпочтительно: всю игру промахать огромным двуручным мечом, передвигаясь вразвалочку, словно слегка подвыпившая горилла, валить всех с колена из пулемета, или же вообще парить над землей и с расстояния в десяток метров расстреливать файерболами притаившихся по углам представителей ненавистного вам культа. Конечно, у каждого типа бойцов есть свои недостатки, которые компенсируются их преимуществами. Например, святые братья сильны, но неповоротливы, а серафимы легко уязвимы, зато имеют в запасе богатый арсенал защитных и атакующих спеллов. Кстати, даже имея крылья, эти создания ими никогда не пользуются. Так и парят слегка над землей, величественно, растопырив ручки, и не шевеля ни одной конечностью. Честно говоря, довольно скоро наблюдать за их застывшими спинами надоедает. Уж лучше кто-то будет бегать, дрыгая ручками и ножками, нежели в позе памятника величественно рассекать по коридорам. Хотя, если особо не зацикливаться на этом малоприятном моменте, анимация у героев весьма, надо сказать, достойная. Они довольно эффектно перемещаются, прыгают, делают выпады и фехтуют мечом, прочерчивая в воздухе светящиеся следы, словно заправские гимнастки с лентами. Сатанисты не отстают, хотя и редко сверкают своим искусственным интеллектом. Максимум на что их хватает, так это на то, чтобы выбежать из укрытий, где прятались, коротая время в ожидании вашего прохода, и наброситься с бульдожьей хваткой. Редко когда пытаются спастись бегством, предпочитая погибнуть героями, нежели показывать свою трусливую спину.
Командный фактор В плане прохождения "Апокалиптика" представляет собой классическую стрелялку, не слишком занудную, но и не особо замороченную. Миссии здесь весьма разнообразны, сделаны с толком, и нельзя сказать, чтобы быстро приедались. Редко когда придется действовать по схеме - "мочи всех и ищи выход с уровня". Перед началом очередного уровня вам расскажут, что нужно сделать и с кем придется столкнуться. Как правило, требуется понажимать несколько рубильников, открыть немножко дверок, раздобыть карточки допуска и реже - вынести какого-нибудь средней упитанности босса. Нередко вам будут помогать единомышленники, два-четыре бойца, управляемые компьютерным AI. При желании ими даже можно немножко поуправлять. Можно отдавать приказы, как каждому в отдельности, так и сразу целой команде: "действовать по своему усмотрению" (по-английски сие звучит как "solo"), "стой здесь", "охраняй здесь" и "следуй за мной".
Компьютерные сподвижники, словно тени, идут с вами от самого начала уровня. Почуяв противников, тут же кидаются их мочить, и оторвать их от этого занятия может только их же собственная смерть. Что, впрочем, в этой игре не является таким уж ужасным событием. Как вы помните, все солдаты являются воссозданными копиями именитых предков, поэтому ничего не мешает воссоздать их заново. Поэтому после своей кончины ваши коммандос появляются вновь в месте рестарта и спустя пару минут присоединятся к вам. Это же относится и к главному герою. Когда вас убьют - вы не умираете насовсем, вас не пугают надписью "game over", и рука не тянется нажимать излюбленный "load". Просто вы тут же возрождаетесь в месте старта или последнего чекпойнта, например, рубильника или какого-нибудь ключевого терминала.
Казалось бы, в чем же тогда весь интерес, если убить вас нельзя, а жизней бесконечное количество? А в том, что противники также способны возрождаться (правда, к счастью, не все, не всегда и не везде), и еще на прохождение многих уровней вводится ограничение по времени. Не успели выполнить задание за какие-нибудь пять минут - вот тогда извольте переигрывать и грузиться заново. Еще все может зависеть не от вашей жизни, а, например, от жизни техников, которые должны что-то там отключить. Так, в миссии на космическом корабле выдали всего трех техников (со смертью одного в месте старта появляется следующий), которые должны были заразить вирусом биомеханическую дверь. Когда погибает последний, третий, игра считается проваленной и приходится переигрывать заново.
Таким образом, одиночное прохождение миссий кампании уже не напоминает обычный, классический сингл, как мы к нему привыкли, а скатывается к чему-то весьма смахивающему на мультиплейерные командные баталии. Похоже, что он плавно так перекочевал в сингл, одаривая его характерными для себя особенностями. Все кругом постоянно возрождаются, носятся и атакуют друг друга как угорелые, словно рубятся в типичный DM. Сходство проявляется еще больше в отдельных миссиях, где, например, одной команде нужно продержать у себя, а другой, наоборот, захватить некий декодер. Еще добавьте сюда комментарии ведущего, который будет вещать, какой команде в руки перешел Главный Прибамбас. По сути, тот же CTF, вид сбоку. Хотя, конечно же, в этом полно и положительных моментов. Да, это несколько необычно и непривычно, когда противники снова и снова занимают свои места на карте, зато, если разобраться, намного интереснее и зажигательнее. Игровая атмосфера от этого только выигрывает, а адреналиновый градус поднимается на пару делений выше. Здесь вам не тут. Чтобы уничтожить толпу хорошо вооруженных сатанистов, да еще с бесконечными жизнями, да еще за ограниченное время, да еще при этом кого-нибудь защитить и выполнить спущенное свыше задание - хочешь, не хочешь, а приходится выкладываться как за себя, так и за того парня.
Как же насчет обычного мультиплейера, желаете знать? Здесь как раз все в полном порядке, не извольте волноваться. Можно играть по сети и Интернету до шестнадцати человек. Игровые режимы представлены классическими DM,
TeamDM и СTF, которые разворачиваются на специально нарисованных для каждого режима картах. Например, в замке испанской инквизиции или зимнем лесу, словно сошедшем со страниц какой-нибудь дивной сказки. Но это еще не все. Играть можно как за ангелов, так и за демонов, выбирая уже из 16, а из 32 вояк. На стороне демонов бойцы, аналогично светлой стороне, также делятся на четыре группы: на темных рыцарей, вампиров, привидений и роботов-потрошителей. Боевой арсенал аналогичен тому, что выдали слугам Господа.
Есть еще парочка режимов, напрямую завязанных с миссиями одиночной
кампании: Objective и Campaign. В первом случае нужно выполнить то же, что и при прохождении сингла, причем можно выбрать сразу любой эпизод, хоть отправиться на битву с самим Сатаной. А во втором под ногами будут мешаться управляемые компьютером боты. В принципе получается почти что сингл, который теперь можно проходить не в одиночку, а с командой единомышленников. Или, что уже забавнее, повоевать на стороне зла и помешать осуществить то, что вы делали, проходя одиночную кампанию. Зная все тонкости и подводные камни уровней оригинальной кампании, делать это будет забавно. Вы ведь одиночную кампанию сначала проходить будете, правда?
Конфетка для глаз Графика, использующая модифицированный движок от Q3, еще держится молодцом. Здесь не так много различного рода световых или отражающих эффектов, хотя и они есть, но уровни удались на славу. И их нельзя упрекнуть ни в повторяемости, ни в простоте, ни в отсутствии второстепенных деталей. Авторы не даром свой хлеб кушали, и явили такое их количество и разнообразие, что удивляться и с удовольствием исследовать новые горизонты не устаешь до самого конца игры. Крепость на планете Иерусалим-5, в чем-то повторяющая по стилю архитектуру из самого Quake'а, только намного больше и величественнее, огромный космический корабль, пропасти, соединенные хитросплетением тонких тропинок, токсичные подземелья и разрушенные улочки с развороченными грузовиками на Земле, висящие в пустоте каменные островки, мифическая река Стикс и просто гигантские замки в готическом стиле, окруженные лавой, в Аду - все это пленяет сразу и навсегда. Прямо жаба душит, когда приходится отбирать скриншоты, потому что хочется приложить все. Особенно поражают размеры строений: залов, сводов, колонн. Порой чувствуешь себя словно песчинкой, оказавшейся на дне стеклянного стакана. Посмотришь наверх и понимаешь чувства таракана на кухне, которому, будучи внезапно охваченным исследовательским порывом, вздумалось изучить трещинки на потолке.
Ну и куда же без брутальности... Кровищи вокруг хватает. Она льется рекой на стены и потолок, но потом почему-то довольно быстро испаряется. Когда из противников вылетает их душа в виде скелетика и отправляется, куда ей там положено, вокруг также образуется небольшое облачко кровавой пены.
Музыка - без вопросов, сочная и мощная, зажигает по полной программе. По большей части типично компьютерная, иногда таинственная и манящая, с включениями голосовых напевов, порой взрывная и динамичная, от которой так и хочется включить гиперскорость и измолотить всех в капусту. Со звуками все также в полном порядке. Так, бегающий дроид будет издавать типично механические звуки бегающего робота. Мечи рассекают воздух с характерным свистом, взрывы бабахают в зависимости от того, чем пулялись и куда, или в кого попали, а сестры, получив удар по тыкве, недоуменно по-женски вскрикивают. В общем, к визуальному и звуковому ряду практически никаких замечаний. Эффектно, зрелищно и с убойным драйвом. Что и требовалось изобразить.
Вы полюбите эту игру. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что перед нами, безусловно, хит. Настоящий, стопроцентный и стопудовый. Из тех, что бывает с дюжину за весь год. Можно пройти один раз с большим удовольствием, чтобы потом одно его упоминание вызывало в памяти приятные щемящие чувства. Вроде бы, ничего необычного здесь нет, просто все качественно и со вкусом сделано, но чем-то цепляет, незримо притягивает и уже не позволяет от себя оторваться. Не иначе божественные или же дьявольские штучки.
Удачное вплетение мультиплейера в сингл и наоборот позволит продлить жизнь игрушки как минимум на год, а как максимум даже не хочется загадывать. Отличная и разнообразная графика, мощный звук, большой выбор героев, а также их вооружения и тактики боя, под два десятка интересных миссий, стандартный набор мультиплейерных фич - что еще нужно, скажите, пожалуйста, для полного счастья? Все уже есть, все здесь, заботливо упаковано в коробочку и предлагается вашему вниманию.
Как же насчет недостатков? Неужели их нет? Вы не поверите, но особо серьезных я так и не нашел. Если не брать в расчет затасканную как мир и немного спорную с точки зрения чистоты жанровых канонов историю, бесконечный респаун противников (здесь это скорее фича такая, а не минус), невозможность сохраняться в процессе миссии, некоторую корявость AI-напарников и прочие незначительные мелочи, все остальное просто цветет и пахнет. Рулезнейшая вещь. Пропустите - локти кусать будете. Всем поклонникам красивого и динамичного shoot'em'up'a и beat'em'up'a в одном флаконе (Апокалиптика это в себе удачно сочетает, перестрелки и махание мечом) да еще с командными элементами - однозначно must have.