Пилоты Антанты Недавно я в очередной раз жаловался на отсутствие среди современных игр авиасимуляторов Первой мировой. И хотя в целом жалоба моя остается в силе - полноценным симулятором Wings of Honour не является - все же это шаг вперед на фоне навязших в зубах примитивных аркад.
От симулятора в этой игре вид из кокпита (вид сзади тоже есть), заклинивающие пулеметы, возможность садиться и взлетать (впрочем, все миссии начинаются в воздухе и почти все в нем же заканчиваются), регулировать обороты двигателя (впрочем, на реальных истребителях Первой мировой у двигателя обычно было только две позиции - включен и выключен) и пользоваться рулем направления, равенство игрока и остальных по части убиваемости, реалистичность траекторий при стрельбе, ну и некоторое подобие физической модели и модели повреждений (включая поражаемость взрывной волной от собственных бомб). От аркады все остальное, включая слабость упомянутого подобия.
Так, мощности двигателя хватает на то, чтобы взмывать практически вертикально, штопор невозможен, ни о каких разрушениях от перегрузок (если кто не помнит Sierr'овский Red Baron - очень актуальная опасность для фанерных бипланов) речь не идет, можно даже чиркнуть крылом о землю без последствий (хотя если воткнуться совсем уж под большим углом, то это смерть), нельзя отстрелить крылья и т.п. (вообще такое впечатление, что все повреждения накапливаются в двигателе, который все больше дымит, начинает издавать скрипящие звуки и вроде бы даже теряет мощность), посадка совсем не реалистична (взлет более похож на взлет), топливо не кончается, ветер отсутствует (правда, самолет в полете слегка покачивается, и в пикировании дрожь еще более заметна; зато где она совершенно неуместна и является в чистом виде глюком, так это после посадки и остановки). Поначалу мне показалось, что игра моделирует крутящий момент винта, но, похоже, это все-таки не более чем результат начального отклонения джойстика.
В общей сложности игроку доступны 5 самолетов (изначально - только первый): Sopwith Camel, Sopwith Pup, Nieuport, Spad, RAF S.E. 5a (модели "Ньюпора" и "Спада" не уточняются); их характеристики (максимальная скорость, потолок, управляемость и устойчивость к повреждениям) также указаны в типично аркадной манере - полосками разной длины. Все самолеты имеют два варианта, которые у большинства из них различаются только раскраской, и лишь у Pup'ов есть отличие в характеристиках. Как уже могли заметить проницательные читатели, все это самолеты Антанты; действительно, в отличие от большинства игр, в Wings of Honour можно играть лишь за одну из сторон.
Кампания состоит из 20 миссий, разделенных на этапы по 4 (миссии внутри каждого этапа логически связаны). Прохождение каждой миссии дает орден или медаль (иногда даже два, но это за особые заслуги) и, что более важно, доступ к одной или нескольким следующим (не обязательно даже идущим подряд); таким образом, можно пройти кампанию, не проходя всех миссий или проходя часть из них в произвольном порядке. За прохождение определенных миссий вам дают очередное звание и/или новый самолет. Если проходить все миссии, то кампанию вы закончите полковником с пятью доступными самолетами. Тут, кстати, имеется идеологический глюк - брифинги написаны из расчета последовательного прохождения (собственно, и сама хронология миссий на это рассчитана), но если вы прыгаете через миссии, то можете узреть в очередном брифинге надпись типа "как здорово - я стал майором!", будучи еще или уже в другом звании.
Сами миссии включают, помимо, естественно, воздушных боев, разведку, уничтожение подвижных (автомобили, поезд) и неподвижных (мосты, пушки) наземных объектов, аэростатов и кораблей, а также защиту (кораблей, плотины, фабрики). В финале вам предстоит завалить самого Красного Барона Рихтхоффена; впрочем, дерется он с вами не по-рыцарски - его поддерживают еще 4 самолета, а вы сражаетесь в одиночку. Вообще, в большинстве миссий Германия имеет перевес в воздухе. Впрочем, хотя бы парочка союзников у вас нередко имеется, и им даже можно отдавать 4 команды - атаковать (тех врагов, что в поле зрения), патрулировать, следовать за вами и помочь вам. Союзники, похоже, умеют атаковать только воздушные цели. У вас нет возможности выбрать и зафиксировать цель (специальной кнопкой) и, соответственно, автоматически отслеживать ее. Единственное целеуказание - "радар" в левом верхнем углу, где красной точкой обозначено направление на ближайший вражеский самолет. Кроме того, можно вызвать на экран карту, где обозначены цели миссии и самолеты (игра при этом на паузу не становится). При выполнении задания миссия автоматически завершается через несколько секунд, не дав вам насладиться зрелищем горящих врагов (если за эти несколько секунд вы успеете разбиться, миссию все равно засчитают).
В первой же миссии обнаружилась пара глюков - во-первых, от вас требуют сбить трех врагов, но если кто-то из них разобьется сам, миссия так и не закончится победой (далее в кампании, впрочем, такого безобразия уже нет). Во-вторых, это единственная миссия, которую вы должны завершить посадкой на своем аэродроме, но где он находится, на карте не обозначено.
Помимо кампании, имеются еще 4 обучающих миссии, которые, что неудобно, тоже надо проходить последовательно (впрочем, они короткие). Уровней сложности в игре два - новобранец и ас, устанавливаются они однократно при создании очередного пилота (впрочем, если захотите поменять уровень по ходу кампании, то это ключ реестра HKEY_CURRENT_USERSOFTWARECity InteractiveWings Of Honourplayers data, байт по смещению 23h от начала имени пилота; для асов он равен 80h, для новобранцев - 0. Кстати, терпеть не могу гнусную манеру некоторых игр хранить сэйвы в системном реестре, а не в отдельных файлах.) Насколько я понял, уровень влияет лишь на эффективность стрельбы (но влияет существенно - в режиме новобранца сбивать врагов намного легче).
Оружие у вас трех видов - пулемет (обычно спаренный, но на "Ньюпорах" - одиночный) с бесконечным боезапасом (но со временем перегревается и заклинивает, тогда нужно ждать, пока остынет - в правом нижнем углу есть специальный индикатор), бомбы и ракеты. Обычно ракет 8, а бомб 10, но есть миссии на уничтожение гигантских пушек, где ракет не дают вовсе, а дают 16 бомб. Траектория ракет, как и положено, более крутая, чем у пуль. Аэростаты почему-то сбиваются только ракетами (обычный дозорный - одной, большой цеппелин - двумя). Для сброса бомб предусмотрен специальный вид сверху, который включается, если, нажав кнопку сброса, не отпустить ее сразу (в этом режиме сброс осуществляется той же кнопкой, что и стрельба в обычном.) Не понимаю - неужели не проще было сделать переключение в бомбометательный вид отдельной кнопкой, а прочее управление оставить тем же?
Вообще с видами камеры в игре негусто. Два от первого лица - обычный кокпит и вид с пулеметов, два от третьего - сзади и пролет мимо камеры (понятно, что в последнем играть нельзя), упомянутый бомбовый и, кроме того, если в режиме "вид сзади" нажать правую кнопку мыши, показывается вид спереди. Вот и все - никаких видов врагов, ничего нельзя крутить и масштабировать. Да - в кабине нельзя повернуть голову не то что плавно, но даже на фиксированный угол! Это, разумеется, неудобно.
В целом графика производит неоднозначное впечатление. Откровенно угловатый рельеф, совершенно убогое небо и посредственный туман - все это устарело на несколько лет. Самолеты, может, и ничего, но на стандартных видах слишком мелкие. С другой стороны, наземные объекты и аэростаты отрисованы достаточно пристойно, с хорошей детализацией, есть даже пасущиеся стада и бегающие солдаты, вода прозрачная и динамическая (вот только в море прибой сделать поленились), огонь и дым вполне на уровне. Плохо, что объекты четко поделены на являющиеся целями миссии и декоративные - последние не уничтожаемы и обычно неподвижны (например, машины, стоящие на земле самолеты, цеппелин в ангаре; овцы и люди бегают, но игнорируют падающие на них ракеты и бомбы). Густо растущие деревья издали смотрятся недурно, вот только сквозь них можно безнаказанно пролетать (столкновения с прочими объектами отслеживаются). Но что меня больше всего удивило - при такой средненькой в целом графике игра умудряется в наиболее "густонаселенных" миссиях подтормаживать даже на машине с процессором на 2.8 ГГц! Не настолько, чтобы это было неиграбельно, но настолько, что это можно заметить.
Резюмируя - Wings of Honour не пополнит коллекцию леталок на моем винчестере, но разок пройти вполне интересно.