Коммандос в Пхеньяне В четыре часа утра 25 июня 1950 года злобные северные корейцы вероломно напали на миролюбивых южных корейцев с целью скорейшего построения коммунизма на всем земном шаре. Разомлевшие от сытого капитализма южане не ожидали такого подвоха со стороны краснознаменных братьев и поэтому полностью проиграли первый этап войны, покинув большую часть своей территории. В конце концов, в руках у капиталистов остался лишь порт Пусан (из которого в срочном порядке вывозили запасы сублимированной лапши) и прилегающие территории. Победа марксизма-ленинизма в отдельно взятой стране казалась почти свершившимся фактом. Но, как всегда, помешали гнусные янки. Потребители попкорна оказали срочную помощь любителям демократии и жареных собак, в результате чего северные корейцы оказались там, где вы подумали. Подобная катавасия длилась еще три года и закончилась тем, что границы были восстановлены в довоенных пределах. Навоевавшиеся по самые перепонки корейцы с тех любят друг друга лютой ненавистью.
Как вы уже догадались, сегодняшний наш подопечный всецело посвящен тому давешнему конфликту. О чем прямо намекают вступительный ролик, в котором на протяжении минуты с лишним созерцаем кадры исторической хроники, которые перемежаются с уроком географии Корейского полуострова. В конце все заканчивается реющим американским флагом. А вы думали, что победил кто-то из корейцев?
Неприятности начинаются уже в главном меню. Нажав "New Game" и приготовившись выбрать кампанию, вы оказываетесь... перед меню выбора миссий. Кампания не предусмотрена. Прошли одну миссию - можете пройти следующую. Сюжет заменяют псевдоисторические справки. Я, будучи от природы человеком крайне осторожным, для начала выбрал обучение. И оказался в клоне замечательной народной игры "Commandos". Клон, впрочем, весьма красив, надо отдать должное. Графика полностью трехмерная и, по заверениям разработчиков, их собственный графический движок Typhoon вовсю использует шейдеры. Непонятно, правда, почему их замечательный шейдерный движок показывает такую отвратительную воду. Зато все остальное хорошо. Замечательные, четкие текстуры, выглядящие более чем правдоподобно. Скажем, некоторые вагоны местного поезда покрыты натуральной ржавчиной. А возле северокорейского генштаба висят портреты легко узнаваемых деятелей. Очень приличные модели техники и людей, натуральный ландшафт. Достаточно сказать, что местные поля натурально засеяны рисом, а каждое деревцо считает своим долгом колыхаться на ветру. Все объекты отбрасывают самые правильные в мире тени в реальном времени. Анимация тоже на высоте - достаточно сказать, что когда я приказал взрывнику забраться в танк, он приблизился к боевой машине, залез на броню, подошел к люку, открыл его и был таков. Посадка в технику вообще выполнена на высоте - граждане диверсанты честно подходят к дверям и не менее честно их открывают. "Commandos 3" по сравнению с "Кореей" выглядит старорежимным пенсионером-буржуем, ни за что на свете не приемлющим пролетарскую графическую революцию.
Со всем остальным, впрочем, проблемы. Изначально у вас в подчинении находится отряд из пяти коммандос (медик, специалист по взрывчатке, кореец (это тоже профессия!), снайпер и ваше Альтер-эго), которые должны выполнять задания в очень глубоком тылу врага. Авторы игры, молодая контора "Plastic Reality", у которой за плечами только одна игра (паровозный паззл "LocoCommotion") не скрывают ориентации своего проекта на культовую серию "Commandos". Более того, они повторяют это чуть ли не через слово. Отсюда все последующие ужимки и прыжки. Скажем, специальная кнопочка, отображающая поле зрения врага. В "Commandos 3" оно, напомню, изображалось зеленым конусом, в "Корее" используется узенькая линия. Оно и понятно - это истинные арийцы-фашисты обладают правильным разрезом глаз, потому у них и конус, а корейцы - ребята узкоглазые, потому и не могут нормально смотреть. Отсюда и узенькая линия. Оттуда же и прочие казусы, связанные с очень узкой зоной обзора. Нынче вы можете вплотную подползти к неподвижно стоящему офицеру и зарезать гада, тыкнув ножом буквально в лицо. В "Коммандос" этот трюк невозможен по известным причинам. В подражание известно кому эксперт по взрывчатке (aka "сапер") сделан незаменимым человеком. Он с удовольствием водит технику, балуется с динамитом и использует тяжелые стационарные орудия. Что забавно - у всех членов диверсионного отряда кроме пистолетов наличествуют еще и ножи, поэтому проблема бесшумного устранения вообще не стоит.
В целом, геймплей вполне себе коммандосовский, даже задания похожие: кого-нибудь убить, чего-нибудь взорвать. В общем, ветераны серии почувствуют себя как дома.
Точнее, почувствовали ли бы, если бы не одно "но", которое зовется интерфейсом. Во-первых, управление камерой. Скажите, как вы будете пытаться повернуть камеру? Правой кнопкой мыши? Разработчики дружно смеются вам в лицо. Камера здесь поворачивается интенсивными вращениями мыши с зажатым "шифтом". А как вы попытаетесь передвинуть экран? Просто подведя курсор к краю? Вы просто сама наивность. Нынче в моде зажимать среднюю кнопку мыши, после чего начинать судорожно ею сучить. А игра у нас, напомню, полностью трехмерная, тактическая, мы ежеминутно ходим по лезвиям бритвенного станка, поэтому любой незамеченный строитель коммунизма может статьи причиной смерти. Короче говоря, камеру самим Богом положено вертеть быстро и оперативно. Впрочем, выход есть - нажав специальную кнопочку, вы подсветите всех врагов и друзей красно-сине- фиолетовыми цветами. Правда, при этом картинка начинает напоминать видения любителя клея "Момент" вперемешку со спиртом медицинским. Зато понятно, кто где и за что. Некоторые неудобства также вызывает система выделения героев - чтобы выделить более одного солдата, необходимо растянуть рамочку. А чтобы растянуть рамочку, необходимо не только зажать левую кнопочку мышки, но еще и ласково придавить "Ctrl". Доходит это не до всех и не сразу.
Подводя итоги, можно сказать, что перед нами достаточно занятный продукт. Будучи откровенным клоном "Commandos", "Корея" обладает замечательной графикой, интересными заданиями и, увы, нетривиальным управлением. Рекомендуется всем фанатам серии и сочувствующим.