Что тебе в имени моем? Психологами давно подмечен интересный факт так называемой "компенсации" или "замещения". Не вдаваясь в глубокие научные дебри, это значит примерно следующее: то, чего человек тем или иным образом был лишен, может перерасти в комплекс. А комплексы - это страшная сила. Как только у человека появляется комплекс, можно считать, что общество стало счастливым обладателем еще одного антисоциального элемента. Иногда эти элементы незначительны и на фоне других просто меркнут, но сам факт, конечно, не из разряда оптимистичных. А все потому, что от всяких комплексов ленивые личности предпочитают не избавляться, а, наоборот, оставлять их и пытаться с ними ужиться. Побочным эффектом такого простого выхода, как правило, является то, что человек начинает вымещать нереализованные желания в какой-то совершенно неподходящей для этих целей области.
Например, не давали ребенку играть в детстве в машинки, и вырос из него главный конструктор каких-нибудь автомобилей АЗЛК, что расшифровывается как "Автомобиль, Заранее Лишенный Качества". Но это мелочь, конечно, намного страшнее, когда многие женщины, страдающие не самой идеальной фигурой, предпочитают протискиваться в вещи, годящиеся им, разве что, в качестве герметичной упаковки и налезающие только на пятку, и то, не с первого раза. Подобная одежда делает их похожими на окорок, перетянутый тонкой веревочкой.
Скорее всего, подобные примеры и не отражают всей сути вопроса, зато данное явление распространено повсеместно. Например, на основе одного лишь прозвища человека, уже можно кое-что сказать с уверенностью. Бродящие по просторам сети CyberDemon'ы и MegaKiller'ы, как правило, всего лишь подростки, которым некуда деть гипертрофированную манию величия и амбиции, размером с Эверест. Чем забористее имя, тем плачевнее, как правило, реальная картина его обладателя. Данная теория, кстати, отлично работает в применение к столь любимым нами компьютерным играм.
Вот возьмем, например, такое необъяснимое явление, как пинболы. То, что избавиться от них совершенно невозможно, мы уже выяснили немного раньше. То, что они размножаются со страшной силой и будут радовать нас своим появлением до тех, пор, пока в живых ни останется только один (и уже сейчас, по всему ясно, что этим одним будет явно пинбол) - тоже, вроде как, доказанный практическими исследованиями факт. А вот такая забавная вещь, как названия пинболов еще не подвергалась анализу ни разу. И что вы думаете? Поразительное открытие валялось буквально под ногами - главное не вступить!
Все тот же принцип замещения работает и здесь. Чем хуже пинбол, тем сильнее разработчики стараются наворотить его название. Скажите, часто ли вы встречали подобные развлечения с названием вроде "Просто Pinball" или "Так себе Pinball"? Не надо быть телепатом, чтобы угадать самый вероятный ответ. Намного чаще пинболы именуются совершенно неприлично, и названия эти больше походят на товарный поезд из слов, где в первых рядах присутствуют неизменные "Супер-Пупер-Мега-Ultimate", а последним вагоном сиротливо ползет само обозначение пинбола. Сегодня, поговорим еще об одном пинболе, который гордо именуется Total Pinball 25.
Итак, что же такого особенного в данном пинболе и что отличает его от собратьев? На удивление выяснилось, что действительно, отличий полно, но все они, по какому-то странному стечению обстоятельств, укладываются в синонимичный ряд слов, вроде "убожество" и "стыд". Первое, что бросается в глаза, так это потрясающая скромность игры, которая очень тактично откусила от свободного места на диске какие-то жалкие крохи. В наше время всеобщего засилья мусора на винчестерах рядовых граждан - это очень похвально. Никто бы не удивился, обнаружив в продаже пасьянс "Косынку" на трех дисках или новую версию "Сапера", занимающую несколько гигабайт свободного места только под save'ы. Пинболы в последнее время тоже стали промышлять подобным вымогательством средств у честных граждан, и на этом фоне данный образец, буквально, с момента установки, пытается внушить к себе какую-то любовь и слабое подобие уважения.
Однако все эти попытки тщетны. Потому что вид только главного меню быстрее мозга посылает рукам команду разрядить в монитор обойму разрывных пуль. Само меню, похоже, создавалось путем поиска палитры, способной одним своим видом деморализовать противника. Обидно, что за противников разработчики держат ни в чем не повинных игроков. Если вы представляете, как будет выглядеть клоун, выпрыгнувший на ходу из скоростного экспресса и впечатавшийся в стену, то, можете считать, что игровое меню вы уже видели. Минимум настроек, кстати, вовсе не показатель гениальности. Если краткость и является сестрой таланта, то в данном случае она стала медсестрой бездарности. Но ничто так не угнетает, как полное отсутствие хоть какого-нибудь звука.
Поначалу, это радует, особенно вспоминая весь свой предыдущий опыт, и, наперед зная, какие именно звуки издает большинство пинболов в главном меню. Но потом все же начинаешь нервничать, учитывая, что в настройках музыка-то включена. Все виды тишины, проносящиеся через наши уши, заставят многих даже проверить работоспособность своей звуковой карточки. Но все тщетно, из данной игры вы не выдавите никакой музыки, кроме мелодий вакуума и песен немых. Непонятно, что этим подразумевалось, но если мыслить положительно, то можно предположить, что таким странным образом данная игра позволила нам напеть саундтрек самостоятельно. Отмечаем похвальное стремление разработчиков улучшить наши вокальные данные, и едем дальше.
Выбор столов для игры минимализмом не страдает. Всего их 25, как и следует из названия. Однако, осознав, что таким количеством столов можно хоть каким-то образом порадовать потенциального потребителя, разработчики поспешили немедленно исправить это недоразумение. Рамочка, которой вы выбираете стол, постоянно расплывается, поэтому понять, что именно вы выбрали, можно будет только после загрузки стола. Дабы закрепить полученный эффект, разработчики сделали картинки большинства столов (внимание!), одинаковыми! Таким образом, перед вами, например, гордо предстанет строчка, где на выбор будут даны пять одинаковых столов с изображением дракона. Понять, чем они отличаются, можно только проведя несколько вечеров в компании лупы и познавательной игры "Найди 10 пикселей, нигде не виденных ранее". Этот дракон с маленькими рожками, а у этого вот здесь выступает какой-то завиток, а вот этот... Самое интересное, что все столы действительно разные, но осознать это можно только методом тыка.
Никакой разбивки по тематике нет, хотя сами столы на это сильно напрашивались. Тема средневековья представлена столами с драконами, замками и прочими рыцарями, тема космических перелетов, понятное дело, всевозможными звездолетами и планетами самых экстремальных оттенков. Есть еще географическая тема, где разнообразные слоны стоят в самых нетривиальных для своего тела позах, некая абстракция и... клоуны! Как-то логически объяснить наличие темы клоунов невозможно.
Собственно, сам игровой процесс игру никак не реабилитировал, а скорее наоборот, послужил местным аналогом Fatality. Столы изометрические, то есть не о какой реальной трехмерности и речи не идет, хотя для современных пинболов это уже откровенный моветон. Виртуальная камера намертво зависла в одной точке и показывает только то, что ей интересно, на все уговоры хоть куда-нибудь переместиться, отзываясь полнейшим безразличием. Конечно, каждый стол можно переключить в 2D режим, что вообще похоже на путешествие в век зарождения трехмерных ускорителей. Возможность лицезреть перемещение шарика по столу крупным планом понравится только тем, кто хочет задремать, не отходя от компьютера - подобное зрелище стабильно укачивает, а вкупе с тем, что пользы от него ровно ноль, вообще не имеет права на жизнь.
Но главное даже не это, главное - физическая модель. Давно известно, что каким бы невзрачным не был пинбол, реалистичное поведение шарика затмевает все недостатки. Единственное, что в данном случае затмило поведение шарика, так это всякую надежду. Шарик рикошетит и не аркадно, потому что бешеного адреналина и драйва здесь явно не наблюдается, и не реалистично, потому что вряд ли в реальной жизни рикошету, трению, силе тяжести и прочим физическим заморочкам показали бы на дверь. Сам шарик похож на комок свалявшихся полигонов, обделенных даже таким врожденным спецэффектом всех шариков, как хромированная поверхность. И на что пошли такие поистине гигантские системные требования, спрашивается? Неясно абсолютно.
Звуки, правда, достаточно громкие и четкие, способные заставить вас поверить в то, что единственный человек, который работал в полную силу, был, очевидно, сотрудник, отвечающий за звуковой сопровождение игры. Жаль, что он не написал музыки, потому что играть в тишине как-то непривычно. И, как решающий фактор, выступает полное отсутствие заданий. Играть приходится только ради выколачивания максимального количества призовых очков. Господа, но ведь миссии есть даже в стандартном пинболе Windows!
Одним словом, посредственный Pinball, который хоть как-то пытаются удержать на плаву неплохие звуки, сочные краски и разнообразие игровых столов. Это позволяет играть в него и при наличии усердия получить даже небольшое удовольствие от процесса. Если у вас еще никогда не было пинбола, можно ознакомиться и с этим. Но чрезвычайно осторожно.