Робин Гуды нашего времени Хотя на свете существует огромное количество тем и эпох для компьютерных игр, начиная от мрачного, подчас фэнтезийного средневековья и заканчивая постъядерным будущим, разработчиков отчаянно тянет к современности, где не нужно копаться в исторических фолиантах или бешено фантазировать. Одной из любимых тем для лентяев всех мастей является самый обычный и повседневный, современный терроризм. Кажется, и часа не пройдет, как по ящику доверительно сообщат, о том, что в очередной раз что-то где-то взорвали, украли или угнали. Речь, понятно, идет не о дамских сумочках или детских велосипедах, наивно припаркованных у супермаркетов, а о гораздо более значимых вещах вроде целых городских кварталов, банков и самолетов. Теперь вот столкнуться с террористической действительностью в очередной раз можно в новой изометрической стратегии "The Third Wave", повествующей о борьбе спецгруппы крутых парней с интернациональными злодеями.
Море волнуется раз... Горячие скандинавы из компании "PAN Vision" предлагают нашему вниманию антитеррористическую стратегию в реальном времени в духе незабвенных Commandos (разработчики - Modern Games). Сюжет вкратце таков. Нашу матушку Европу накрыли поочередно три больших волны, организованные, подготовленные и спонсируемые международной оргпреступностью. На первом этапе все начиналось с мелочей: сигареты, алкоголь, проституция. Второй волной стали убийства, взятки, угрозы и вымогательство за предоставление опеки от этой самой преступности. И, наконец, третьей волной, накрывшей всех с головой, стал интерес, проявляемый криминальными боссами к управлению обществом и его финансовыми институтами, которые потихонечку и перетекли им в руки. Коррумпированный интернациональный спрут запустил свои щупальца во все сферы жизнедеятельности жителей старушки Европы, да так, что те как-то особо ничего и не заметили. Зато заметили другие - отряд добровольцев по борьбе с терроризмом, лидером которого вы и являетесь. Они сеют панику и хаос в ряды преступников, убивают их вожаков без суда и следствия, ломают их планы, уничтожают контрабанду и выносят целые секретные базы, сами, если разобраться, являясь точно такими же преступниками. Потому как права убивать направо и налево, им, разумеется, никто не давал. Сами вызвались, сами, значит, и зачищают мир от налипшей на него скверны. Робин Гуды нашего времени, так сказать.
То, что "Третья Волна" является клоном "Коммандос" - даже к бабке ходить без надобности. Конечно, далеко не во всем идеальным, но все же вполне удобоваримым. Вся игра поделена на четыре больших эпизода (протекающих в маленьких закутках Германии, Швеции, Латвии и Нидерландов) по 4-5 последовательных миссий в каждом. Каждая такая глава предваряется малопонятным минутным роликом со скачущими ночью по подворотням теням, показам городских объектов с высоты птичьего полета, а также редкими сценками, где кто-то где-то кого-то и зачем-то расстрелял. Все такое темное и мрачное, что не разглядеть ни лиц, ни даже формы, камера прыгает как сумасшедшая с кадра на кадр, а виды сменяются, словно в безумном калейдоскопе. Короче, мрак и жуть... Или концептуальное достижение, это кому как.
Перечень заданий включает в себя взрыв судна с контрабандой, организацию конфликта между немецкой и русской преступными группировками, кражу информацию, непременное спасение заложников и т.п. Перед очередным заданием вы можете выбрать себе команду, состоящую максимум из пяти человек. Как оказалось, добровольные герои - тоже люди, и рисковать своей шкурой просто так, за здорово живешь - категорически отказываются. Сперва им придется заплатить, а уже потом их можно будет включить в команду. Так что на первых порах деньжат хватит всего-то на двух спецов, и только уже спустя пару эпизодов ваша команда станет полностью укомплектована. Всех бойцов можно разделить на несколько специализаций: охранники, техники, снайперы, тактики (есть мужские и женские экземпляры), хотя и довольно условно. Так, они все умеют выполнять большинство заданий, правда, с разной степенью эффективности. Например, неспециалисты будут отличаться меньшей точностью стрельбы или большему времени, уходящему на взлом замков. Еще спецы по-разному вооружены, в арсенале могут быть и ножички, и пистолеты с глушителями, и снайперка, и автоматическое оружие.
Море волнуется два... Прохождение миссий - все та же калька с Коммандос. На уровне (вы гуляете по небольшим картам в изометрической проекции, zoom'a нет и вращать не дают), где необходимо открыть или взломать несколько дверей и крутануть парочку рубильников, уже расставлены несколько террористов, которых предстоит вынести. Все они обладают "зоной видимости", которую легко просмотреть при помощи специальной кнопки. Они могут реагировать на шум, издаваемый вашими бойцами, так что приходится следить и за индикатором шума. Так, перемещаясь на корточках, шуметь получается намного меньше. Помимо людей приходится опасаться еще и глазков охранных камер, у которых также есть своя зона видимости. Иногда их удается отключать. Еще необходимо прятать за собой трупы (они просто закрываются плащевкой), чтобы обходчики не начали шуметь. Противники здесь редко стоят на месте, в основном перемещаются, обходя вверенную им территорию. АI у них, конечно, далеко не предел мечтаний (к ним можно незаметно подходить чуть ли не на расстояние в метр не только со спины, но и сбоку; видимо, боковым зрением природа их все-таки обделила), но вполне сносный. Если заметят, то поднимут тревогу, на которую сбежится охрана с ближайшего десятка метров карты, и начнут стрелять. Убивают здесь сразу, то есть с первого выстрела, за редким исключением (если сразу у них этого не получится, то есть шанс подлечить здоровье, добыв аптечку, которые встречаются крайне редко). Поэтому кнопочка "Load" очень скоро станет вашей любимой. Приходится вычислять и отслеживать маршруты обходов, проверять чуть ли не по секундам повороты голов дозорных, чтобы избежать общей паники и шлепнуть всех по-тихому. Но, как всегда, в самый ответственный момент "кто-то наступит на сухую ветку", и весь план полетит к чертям под хвост. Снова загружаемся и пытаемся применить новые тактики, пути или оружие. За это-то (необходимость думать и планировать, и невозможность проскакать все кавалерийским наскоком) и ценятся игры такого жанра, и "The Third Wave" в этом плане, замечу, далеко не худший его представитель.
В принципе, некоторые уровни вполне можно пройти и всего одним специалистом, вооруженным ножом, постепенно подкрадываясь и вырезая преступный элемент.
Сочетание же двух коммандос, вооруженных пистолетом с глушителем и ножичком, создаст уже более универсальную команду. Ну, а о лишнем автоматчике и говорить нечего. Подспорье хоть куда. Например, можно, забежать в комнату и тут же смыться обратно, потом методично отстреливая подготовленным автоматчиком выбегающих на шум охранников.
Графика в The Third Wave, надо сказать, довольно средняя. В целом локации-задники, по которым путешествуют члены вашей бригады, отрисованы на "хорошо с минусом" и оставляют приятные впечатления. Для "отличных" им явно не хватает детализации. Режет глаз и отсутствие видимых спецэффектов, и спрайтовые модели персонажей. Фигурки людей, к сожалению, очень мелкие, а большинство надписей иначе как с лупой и не прочитать. Звуковой ряд сделан примерно на том же уровне: фоновые мелодии приятны и ненавязчивы, сирены визжат, очереди свистят, бандиты ругаются, а предсмертный хрип логически завершает падение тела об землю. Нельзя не отметить чистую русскую речь в тех миссиях, где вы столкнетесь с российскими бандитами.
Море волнуется три. Просто у моря депрессия... В заключение подобьем баланс. В минусы придется записать невразумительный сюжет с обезличенными героями, небольшое количество миссий, средние графику и звук, а также отсутствие мультиплейера. Ну, а в плюсах у нас оказались вполне занимательный и в меру интересный геймплей с возможностью выбора боевиков разных специализаций и соответственно различных тактик, а также сами миссии, которые придется раскалывать шаг за шагом, неторопливо и постепенно. В общем, получилась неплохая такая вариация на тему Commandos, причем первых. Все бы хорошо, вот только, что прикажете с ней делать, когда на прилавках уже появились Commandos за номером 3, которые во всем превосходят нашего пациента? Разве что посоветовать фанатам жанра в качестве удовлетворения праздного любопытства. На большее "The Third Wave" и не претендует, хотя и без внимания вряд ли останется. Ведь добротные релизы данного жанра случаются совсем не часто.