Весь мир вокруг - всего лишь отражение.
Любой учебник "Оптики" В последнее время в мире игр жанра приключений наблюдается тенденция смещения центра создания игр из привычных стран Западной Европы и Северной Америки в грады и веси бывшего соцлагеря и прочие, до недавних пор экзотические в игровом плане уголки планеты. Игра, о которой сегодня пойдёт речь, была создана в Чехии и вышла под названием "Posel Smirti", что можно перевести на русский язык (хотя, по-моему, и без словаря всё понятно) как "Посланник Смерти". Но благодаря компании The Adventure Company, занимавшейся переводом и дублированием диалогов на английский язык название было изменено на менее пугающее, и игра была переименована в "Black Mirror" или попросту "Чёрное зеркало".
В одном чёрном, чёрном зеркале...
Расположенное где-то на просторах Англии поместье "Чёрное зеркало" за свою долгую историю прослыло местом странным и пугающим, в чём не раз убеждались его обитатели, многие из которых начинали потихоньку сходить с ума без видимых на то причин и убеждали всех, что слышат чьи-то голоса и шаги по ночам. Молодой наследник рода Гордонов - Самуэль (Samuel Gordon) ощутил на себе проклятие старинного замка, когда в одном из очередных пожаров, вспыхнувших в старом крыле, погибла его молодая жена Кэтрин. Тяжело переживающий её смерть и мучающийся от чувства вины за случившееся Самуэль впал в глубокую депрессию и стал страдать от частых и сильных головных болей. Поклявшись больше никогда не переступать порог злополучного поместья, Самуэль покинул Англию и порвал все отношения с родственниками. Нарушить данную клятву молодого Гордона заставила внезапная смерть горячо любимого дяди - сэра Вильяма (William Gordon), который трагически погиб, выпав из окна башни замка. Все люди в округе и домочадцы убеждены, что престарелый сэр Вильям тронулся рассудком и покончил жизнь самоубийством. Единственным человеком, который не верит в версию о самоубийстве, оказывается наш молодой герой - Самуэль Гордон, который решает провести собственное расследование и приезжает в родные пенаты.
С этого момента вы вместе с главным героем попадёте в водоворот непонятных и пугающих событий, необъяснимых смертей и странных символов, которые таинственным образом связаны с поместьем "Чёрное зеркало" и его прежними обитателями. Благодаря дневнику Вильяма, Самуэль начинает восстанавливать картину произошедшего и узнаёт много нового и пугающего о прошлом своего рода, на котором, по преданию, лежит старинное проклятие одного из двух основателей поместья - Мордреда, практиковавшего чёрную магию и убитого собственным братом Маркусом в борьбе за власть. Выяснить, сколь правдиво это предание, предстоит именно вам.
И сия пучина поглотила ее в один момент. В общем, все умерли...
История, рассказанная в игре, вначале кажется чересчур запутанной и нелогичной, а где-то даже и скучной, но чем дальше вы будете продвигаться в своём расследовании, тем сложнее вам будет остановиться и не поддаться охотничьему азарту человека, напавшего на след опасного зверя. Сомнений в том, что происходящие зверства - дело рук монстра, а не человека, практически не возникает. Возможно, вы имеете дело с самим дьяволом!
Царящую в игре атмосферу иначе как мрачной не назовёшь. Кажется, что сама природа решила восстать против обитателей замка. Если в начале игры солнце ещё пытается согреть своими лучами холодные стены замка, то затем с каждым часом погода будет портиться, и вскоре вы окажетесь посреди страшной бури, когда днём будет темно как ночью. Старожилы в один голос заявляют, что подобного буйства стихии они ещё не видели и предрекают как минимум конец света или всемирный потоп. Наш герой в такие предсказания не верит и с головой окунается в расследование, не обращая внимания на погоду и предостережения родственников.
Между тем после гибели Вильяма словно кто-то открывает сундук Пандоры и на поместье обрушивается одно несчастье за другим. Не за горами очередное загадочное убийство, за ним ещё одно, затем начинают пропадать люди. Жители поместья и близлежащего городка в панике, многие даже решаются спасаться бегством, пока не стало слишком поздно. Смерть бродит в опустившейся на городок темноте, размахивая своей косой направо и налево, и никто не может быть уверен в том, что проснётся на утро в своей постели, а не на том свете.
Большая часть игры проходит в местах, в которые не рекомендуется ходить в одиночестве, и уж тем более по ночам. Если вы боитесь темноты, то держите освещение включённым, хотя для полного погружения в мир, созданный разработчиками, лучше всего играть в полном одиночестве и тишине уснувшего города, когда единственные звуки вокруг - это глухие удары вашего сердца, да звук тикающих часов, отсчитывающих время, отведённое главному герою для поисков ответов на свои вопросы.
Раз уж речь зашла о времени, то в игре этот момент обыгран весьма необычно. Например, попросили вы сделать со слепка дубликат ключа и вас просят прийти за ним через некоторое время, вы, понятное дело, погуляете немного и, закончив все текущие на данный момент задания, вернётесь обратно в полной уверенности в том, что ваш заказ выполнен. Если вы воспитаны на подобной философии приключенческих игр, то спешу вас огорчить - в "Black Mirror" время идёт своим чередом и практически не согласуется с происходящими событиями. Очень часто приходится подолгу ждать, пока кто-нибудь выполнить вашу просьбу и бесцельно слоняться по округе, убивая время и борясь с мыслью, что, возможно, вы просто не всё выполнили или что-то упустили. Не знаю, для чего это разработчикам, но ничего, кроме головной боли, данное новшество, по-моему, не добавило.
Игра состоит из шести содержательных глав, в ходе которых вы посетите множество самых неожиданных мест. Кроме самого поместья вы побываете в больнице для душевнобольных, на кладбище, в доме доктора, подвал которого оборудован под морг, в средневековых катакомбах, заброшенной шахте, на древнем погосте, в валлийском замке, в старинной церкви и так далее. Отличительной особенностью всех мест является печать чего-то страшного и чёрного, завладевшего замком и прилегающие к нему земли. Для контраста в игру введён замок в Уэльсе, куда наш герой отправляется в середине игры и где вас встретит приветливое осеннее солнце, но и там уже чувствуется прикосновение проклятия в виде разрастающихся с огромной скоростью болот и трясин, взявших поместье в плотное кольцо, сжимающееся с каждым годом.
Управление и интерфейс
Игра абсолютно линейная и в этом, одновременно, её самый большой минус и большой плюс. Множество вариантов прохождения - это, конечно здорово, но при таком ходе событий разработчики часто жертвуют логикой, а герой таскает за собой вагон и маленькую тележку бесполезных, на первый взгляд, вещей. В "Чёрном зеркале" бесполезных вещей в инвентаре просто нет, в то же время вы не сможете поднять, например, давно приглянувшееся полено, пока ход событий в игре не потребует от вас разжечь огонь. Поначалу такое положение дел будет часто заводить вас в тупик, но это скорее беда предыдущих игр, не научивших вас действовать по законам логики, бездумно хватая всё, до чего можно дотянуться. Чтобы пройти "Чёрное зеркало", вам придётся забыть на время свойственную всем игрокам в приключения клептоманию и включить отдел мозга, отвечающего за логику, в противном случае, вы даже первой главы не осилите.
Инвентарь и меню расположены удачно и с ними проблем не возникает. Управление осуществляется полностью с помощью мышки, причём задействованы обе кнопки, о чём также полезно помнить.
Но самое полезное нововведение - это возможность по двойному нажатию на кнопку мышки перескакивать на соседний экран, что сильно экономит время. Перемещение между локациями осуществляется с помощью карты, что очень удобно.
Загадки старого замка
Загадки в игре не идут ни в какое сравнение с теми заморочками, которые вас ждут по ходу истории, но и они могут доставить несколько неприятных минут, а порой и часов. Большинство загадок просты и решаются с привлечением минимальных познаний, например, в одной из загадок вам надо будет расположить правильно планеты Солнечной системы, правда, сами названия не будут указаны, и руководствоваться вы будете только внешним видом, в другой раз вам предложат шахматную головоломку, но ничего заоблачного в игре нет. Многие загадки решаются достаточно быстро и не нарушают динамичности повествования. Единственный лабиринт встретится только под конец игры, но в нём заплутать так же тяжело, как и потеряться в трёх соснах.
Графика и музыка
Графику нельзя назвать сильной стороной игры, так как она смотрится на уровне середины девяностых, когда в жанре приключений преобладала техника рисования. Картинка перед игроком псевдотрёхмерная, но в неё включено множество движущихся деталей, которые её оживляют и делают более реалистичной. Когда на улице идёт ливень, то капли дождя разбиваются о поверхность падения, вода в реке бурлит и кипит по своим природным законам, а ветер гнёт ветки деревьев и кружит осенние листья в танце листопада.
Предметы и интерьер проработаны достаточно детально, а те из них, которые можно по замыслу разработчиков приближать, отличаются особенной тщательностью исполнения. Видеоролики сделаны неплохо, но они больше пугают, чем заставляют восхищаться мастерством выполнения.
Музыки в игре немного - в основном вас будет окружать тишина, нарушаемая только звуками дождя, раскатами грома, разбивающимися о камень каплями воды, завываниями ветра или скрипом половиц. Важные моменты в игре отмечены специальной музыкальной темой, которая должна служить для вас сигналом, что вы ещё на шаг подобрались ближе к разгадке.
Недостатки музыки с лихвой искупаются огромным количеством диалогов, которые занимают более двухсот страниц печатного текста и очень хорошо озвучены. К счастью, в игре предусмотрена быстрая прокрутка диалогов, что может оказаться очень полезным введением для тех, кто проходит какое-то место не в первый раз. Для тех, кто проходит игру впервые, обращать внимание на диалоги не просто советуется, но и настоятельно рекомендуется, так как дважды, как это обычно бывает в приключениях, никто вам ничего объяснять не будет. Для не владеющих свободно английским языком предусмотрены субтитры, что очень удобно, так как не всегда можно понять, что говорит заикающийся пациент клиники для душевнобольных.
Именины Смерти
"Black Mirror" - игра с мрачным и в тоже время захватывающим сюжетом, которая должна прийтись по душе любителям игр в стиле "Post Mortem" и "Gabriel Knight". Шести глав, рассказанных в игре с лихвой хватает на тридцать часов чистого игрового времени, которое можно растянуть на несколько дней, хотя вряд ли кто-то, осилив первую главу, сможет удержаться от соблазна не пройти игру разом за один присест. И не ждите хэппи-энда, это вам не Голливуд. Добро пожаловать в реальный мир!