"Мы облегчаем высадку союзникам? А кто облегчит жизнь нам?" Двое солдат охраны ритмично вскинули руки вверх, заметив немецкого офицера, выходящего из машины. Офицер ответил на приветствие и начал подниматься на трибуну. Перед трибуной ждали несколько рот "зольдаттен", поеживавшихся на морозе. Как только офицер поднялся, стылый берлинский воздух прорезали крики "Зиг Хайль!". Затем он начал говорить. Он говорил о скорой победе, рассказывал о невероятных успехах армии под Сталинградом и обещал, что скоро город имени Сталина будет взят, и возьмут его вот эти самые бравые вояки, так заворожено слушающие его. На середине речи послышался странный скрежет, и прямо посреди строя в сторону отодвинулась крышка канализационного люка. Солдаты в недоумении расступились. Из канализации вылез еще один офицер в поношенной, перепачканной форме вермахта. Строй расступился, он поднялся на трибуну, бесцеремонно отодвинул оратора и неожиданно для всех принялся рассказывать анекдоты об американцах и англичанах. Строй заржал. И ржал до тех пор, пока сзади не послышался шум заводимого мотора грузовика - обернувшись, все увидели группу диверсантов союзников, угоняющих немецкий грузовик. Вслед наглецам полетели пули и гранаты, но было уже поздно - грузовик, набрав скорость, удалялся с площади. Последнее, что успели заметить немцы - это довольное лицо липового "офицера", корчившего рожи из кузова.
Поздравляю вас, их, меня. "Commandos" снова с нами. Конец многолетним страхам, конец ожиданию. Момент истины настал. Чего мы боялись больше всего эти годы? Мы боялись команду "Pyro Studios", работавшую над второй и третьей частью сериала. Мы боялись их обещаний. Они клялись добавить в неспешную тактическую головоломку элементы "action", более того, они ставили это приоритетной задачей и даже обещали миссии на время. Мы все боялись, что из игр разума "Commandos" превратиться в игры спинного мозга. К счастью, не сбылось. "Экшн" есть, и миссии на время есть. Но восхитительная неспешная головоломность осталась. Она с нами, ее никто не отнял. Можете наслаждаться.
Для начала позвольте описать игровую графику, дабы более не отвлекаться на эту тему. И сразу о грустном. Разрешение в игре всего одно, фиксированное - 800x600, и обжалованию не подлежит. Графических настроек всего две шт. - "высокие" и "низкие", никаких других кнопок в меню не предусмотрено. Вид снаружи остался прежним - рисованная изометрия с возможностью поворота на 90 градусов и полигональными персонажами. Есть возможность приближения-удаления, правда, персонажи такого качества, что максимально приближать камеру не стоит. Очень недурственные погодные спецэффекты, снег выглядит лучше, чем настоящий. Плюс очень приятная анимация - персонажи проскальзывают на поворотах, а местные боевые четверки фашистов вообще неподражаемы! Они передвигаются короткими перебежками, стараясь как можно скорее лечь на землю. От вражин не отстают и наши орлы. Скажем, Зеленый Берет, перед тем как связать раздетого фрица, аккуратно переворачивает гитлеровца на спину, после чего совершает характерные движения в районе конечностей. А уж как вор ползает по стенам - чистый Спайдермен! Полностью трехмерные интерьеры на новом движке выглядят гораздо менее впечатляюще. Явно недостает полигонов и красочных текстур, по большей части обстановка комнат сливается в одно серое нечто. Вкупе с ужасным управлением камерой и малополигональными неяркими персонажами при входе в комнату несколько трудновато определить, где фашист, где коммандо, а где стол обеденный. И хотя надо отдать должное разработчикам - они старались, тот же стол тщательно сервирован, но из-за графики я просто боюсь иной раз зайти в помещение. Иногда приходится делать два захода - первый раз вы заходите, находите фашиста и получаете пулю в лоб. Потом загружаетесь, перед входом поворачиваете камеру в нужном направлении так, чтобы сразу увидеть врага и только после этого входите.
Теперь о столь бурно обсуждаемом "экшене". Он, в основном, присутствует в первой, Сталинградской, кампании. Первая миссия - и сразу задание на время - необходимо убить вражеского снайпера до того, как он перестреляет всех русских солдат. Справившись с подступившей паникой (а вдруг не успею?) вы обнаружите, что задание элементарнейшее. Надо только дождаться, пока враг выстрелит, после чего резво бежать к следующему укрытию. Совершенно спокойно проходится со второй, максимум третьей попытки. Все декорации, кстати (вроде фонтана со взявшимися за руки детьми), как и сам сюжет (дуэль двух снайперов), позаимствованы из кинофильма "Враг у ворот". После этого следует потрясающая скриптовая сценка, в ходе которой практически всю карту разносят в хлам вражеские бомбардировщики, после чего нам демонстрируется высадка немецких парашютистов. Пока вы переводите дух (в скрипте множество захватывающих моментов вроде уничтожения несчастного трамвая), поступает новое экшн-задание: защита генерала от немцев. Выполняется элементарно - берется Зеленый Берет, ему выдается станковый пулемет, после чего новоявленный терминатор ставится за будку с шлагбаумом в "cover mode". Пробегающие мимо фашисты получают по обойме в спину и счастливо умирают. Скучно. Затем игра наконец-то приобретает оттенок хоть какой-то логики и заставляет захватывать хорошо охраняемый самолет. Можно расслабиться и никуда не торопиться - это опять традиционные "Commandos". Скажем я, исключительно удовольствия ради, вырезал большую часть фашистов одним- единственным ножом. Далее следует начало новой миссии и опять столь нелюбимый "экшн". Группа диверсантов бродит по Берлинской канализации, тупо вырезая все, что движется. Покончив с этой мини-аркадой, вы получаете возможность проявить на поверхности свои стратегические навыки. Тут снова возвращается то, за что мы так любим серию. Вам снова приходится выслеживать противников поодиночке, прятаться от патрулей и внимательно изучать поля обзора врагов. Ко всем предыдущим врага добавился новый тип супротивников - эсэсовцы, главной (и самой мерзкой) особенностью которых является мгновенное разоблачение Шпиона. Как вы совершенно правильно подумали, эти ребята нынче охраняют всех важных персон на уровнях.
Следует сказать несколько слов о нашей команде. Отряд бравых коммандос потерял шофера, Наташу и пса Виски. Машину теперь может водить каждый член команды. Правда, для работы с особо заковыристой бронетехникой требуется сапер. Появились тяжелые станковые пулеметы, которые вовсю использует Берет, при использовании пулемета он не может ни бегать, ни ползать. У пулемета неограниченный боезапас, поэтому расстреливать врагов можно фактически бесконечно. Кроме того, во внутренних помещениях во множественном числе раскиданы аптечки и дополнительные боеприпасы, вроде гранат и коктейлей Молотова.
AI врагов заметно повзрослел, теперь они достаточно адекватно реагируют на звук. Попытка выстрела приводит к тому, что к месту происшествия сбегается чуть ли не все враги на карте. Также фашистики нервно реагируют на вид обнаженных связанных тел, пытаясь немедленно поднять тревогу.
В игре представлены три кампании: Сталинградская, в центральной Европе и в Нормандии. В первой мы разбираемся со злобным предателем, во второй отбиваем у фашистов культурные ценности, которые они пытаются вывезти ближайшим бронепоездом, а в третьей помогаем успешно высадиться войскам союзников, ослабляя вражескую оборону. Весь сюжет можно выразить словами Вора: "Мы облегчаем высадку союзникам? А кто облегчит жизнь нам?" и ответом Шпиона: "Ты в отряде Коммандос, привыкай". Озвучка персонажей выполнена на уровне, единственный раздражающий момент - голос, звучащий во время брифинга, он настолько неуместно пафосен, что звук хочется как минимум, приглушить, а то и выключить вовсе.
В заключении хочется сказать, что разработчики из "Pyro Studios" подарили нам достойного наследника серии. Action-элементы удачно прижились, она достаточно просты, ненавязчивы и очень хорошо оживляют игру, полную почти математических расчетов. Вместе с тем старая система ценностей была полностью сохранена, вы можете даже не мечтать о том, чтобы пройти весь уровень с наскока. Что от разработчиков и требовала общественность.