И один в поле воин. Пока его не заметили... Холодная война окончена - главный враг, Советский Союз, уничтожил сам себя. КГБ осталось не у дел, а вместе с ним остались невостребованными и многие разработки этой конторы. Однако нашлись люди, которые решили - раз уж они Родина больше не предоставляет им работы, так почему бы ни поработать на себя? Одним из таких людей был Иван Трофимов (Лев Моисеевич Урис). Трофимов проработал 14 лет в специальном отделе КГБ, имел докторскую диссертацию по нейрофизиологии, а также диплом Института Прикладной Психологии при Главном Политическом Управлении СА. Однако Трофимов не стал заниматься наукой - в 1994 году он создает секту "Братство Спасения", назвав себя Богом. В течение трех лет секта занималась криминальной деятельностью на территории Украины, однако в 1997 году, благодаря совместной операции американских и украинских спецслужб, была ликвидирована (арестовано 35 человек). К сожалению, Иван Трофимов обнаружен уже мертвым в результате двух пулевых ранений.
После тщательного обследования было установлено, что все состоявшие в секте были "зомбированы" - при этом использовались самые последние разработки в области нейрофизиологии, фармацевтики, а также психологии. Несмотря на усилия специалистов, вскоре все 35 человек умирают, ввиду сильного расстройства психики (крайняя степень апатии и депрессии).
Было установлено, что следы ведут на один из секретных заводов (официально - Центр Нейрофизиологических Исследований), что, по мнению американских спецслужб, производил биологическое оружие. Но, как выяснилось, это было не так...
Итак, перед нами stealth-shooter от третьего лица. Бравый агент Кол Салливан отправляется на завод по производству якобы биологического оружия, с целью выяснить, что же там производят на самом деле. Любителей мяса и крови спешу разочаровать сразу - если на первых порах еще можно пробежаться, постреливая по сторонам из пистолета или "Узи", то очень скоро вас уже будут рвать на тряпочки (маленькие такие). Любителям stealth-режима обнадежу - разработчики постарались максимально приблизить игру к реальности, и, надо сказать, им это неплохо удалось. Действие происходит в реальном времени - никаких походовок. Действовать придется в обстановке крайней бдительности, скрытности и аккуратности, постоянно следя по сторонам, а также за своими действиями. И не приведи Господь, оставить труп убиенного охранника не в том месте - будьте уверены, вскоре зазвучит сирена, а к вам прибежит разбираться небольшая толпа головорезов. Не менее чутко охранники реагируют на звук - выстрел из пистолета, и опять зазвучит сигнал тревоги.
Помимо выстрелов, Кол очень громко бегает, чуть потише ходит, и лишь пригнувшись, мы можем свести шумовые эффекты к минимуму. К счастью, наш верный радар отображает радиус, в котором мы можем быть услышаны, что облегчает задачу по незаметному перемещению в тыл врага.
Как и положено, наш бравый агент может не только расстреливать супостатов навскидку, тратя драгоценные боеприпасы, но и тщательно прицелившись, вышибить тому головной мозг. "Снайперский режим" сделан практически так же, как и в серии "Metal Gear Solid": нажали клавишу - прицелились - выстрелили - нажали еще раз - пошли дальше. Впрочем, во время прицеливания так же можно передвигаться, но при этом Кол смотрит исключительно вперед и не может совершать никаких действий типа открывания двери или обыска трупа.
А теперь перейдем к самому интересному - снаряжению. Первоначально Кол высаживается, имея при себе пистолет с двумя обоймами, нож, бинокль, малую аптечку и переносной компьютер. Что удивительно - пистолет без глушителя! Однако на протяжении всей игры, мы будем собирать (как и положено) снаряжение с тушек убиенного противника или из всякого рода шкафчиков и ящичков. Это может быть:
1. Пистолет - как уже говорилось выше, Кол приступил к выполнению задания с пистолетом без глушителя. Однако разработчики не стали морочить голову игрокам всякого рода примочками на оружие типа того же глушителя или лазерного прицела. Вместо этого у нас имеется различные типы боеприпасов. К примеру, обычные патроны имеют неплохую убойную силу, а также хорошую кучность, что существенно отображается на нашей меткости. Бесшумные патроны имеют слабую убойную силу и плохую кучность. Ввиду этого необходимо подкрасться как можно ближе к противнику, зато никто не услышит выстрела. Так же есть дозвуковые патроны - нечто среднее между обычными и бесшумными боеприпасами.
2. Нож - как говаривал губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер: "Нож - оружие мужчины". Правда, после этого своего противника он отправил на тот свет при помощи трубы. Ну да ладно... Итак, нож используется для тихого и незаметного прореживания вражеских рядов. Однако максимальной эффективности можно добиться, только подкравшись к врагу сзади, или же застав его спящим. В противном случае, шинковать гада придется довольно долго... Достаточно долго, чтобы умереть.
3. Узи - стреляет очередями по три патрона. Мягко говоря, не самое лучшее оружие в игре.
4. Дробовик - классика. Все, кто рискнул подойти к вам достаточно близко, вскоре не успеют в этом раскаяться.
5. Компьютер - используется для хранения диалогов, прозвучавших по ходу игры, а также для хранения текстовой информации, честно стыренной с вражеских компьютеров.
6. Аптечки - вас ранили, вы подлечились. Бывают нескольких типов, различаясь по степени лечения.
7. Приманки - поскольку Кол - супердиверсант, то ему не обойтись без соответствующего снаряжения. Все данные девайсы привлекают внимание противника, дабы тот, проявив нездоровое любопытство, пошел туда, куда нужно нам. Могут быть световыми или звуковыми, а также срабатывать сразу, по таймеру или с помощью дистанционного управления.
8. Газовые ловушки - помимо приманок, мы можем найти ловушки с боевым или парализующим газом. Ловушки активируются по таймеру, при помощи дистанционного управления или же используя детектор движения.
9. Шокер - самый обычный электрошок
Этим список снаряжение не ограничивается, но все остальное предоставляю отыскать самим. Мы же пройдем дальше:
Графически игра сделана довольно красиво. Свет, тени, осадки - не то чтобы поражает воображение или захватывает дух, но действительно красиво. Единственно, к чему можно придраться - это некоторая топорность моделей персонажей. Правда проявляется, в основном, в скриптованных сценах, однако жаль, что ребята не приложили чуть-чуть больше усилий.
Звуковое оформление на высоте. Музыкальный ряд динамично вписывается в игровой процесс, нагнетая напряжение во время проползания под носом у врага и выпуская его (напряжение) во время стычек. Не менее качественно проработаны и звуковые эффекты - бесшумные боеприпасы издают при выстреле тихое "Пуфф", а дробовик громко "бумкает". Сирена громко завывает, мешая сосредоточиться, а звук дверных сервоприводов... - это именно звук сервоприводов.
"Gorky Zero" - это действительно хорошая игра. Вероятно, она не станет хитом, однако ее, несомненно, заметят и оценят. Главной прелестью здесь является свобода действий, которой так не хватает во многих играх. Количество возможностей, кои позволят нам достичь поставленной цели, достаточно велико, так что игроку не придется сидеть на одном месте, размышляя, как быть дальше. Вы можете отвлечь противника приманкой или оглушить (убить) газовой ловушкой. Можете выскочить с дробовиком наперевес (что не рекомендуется) или, подкравшись сзади, прирезать ножом. Или же оглушить рукоятью пистолета (узи, дробовика и т.д.), а потом опять же прирезать. Или же вообще никого не резать, а поискать обходные пути, прокравшись по темным углам и вентиляционным шахтам. Можете зачистить весь уровень, отыскивая секретки со снаряжением и вскрывая все доступные компьютеры в поисках информации, а можете спокойно двигаться к поставленной цели, не отвлекаясь на всякие мелочи. Как уже говорилось, разработчикам удалось приблизить игру к реальности, что положительно сказывается на игровом процессе.
Конечно, не обошлось и без ляпов (куда же без них), но не слишком значительных. Так, к примеру, в большинстве случаев сирену включает кто-либо из персонажей противника, что позволяет подстрелить его по пути к кнопке. Однако изредка случается так, что все супостаты у вас перед носом, но сирену все кто-то включил. Или иногда вы не способны прицелиться, даже если стройные вражеские ряды выстроились у вас перед носом - они способны в вас стрелять, а вы в них нет. Раздражает отсутствие общей карты и возможности масштабировать радар - эти два факта часто не дают возможности правильно оценить обстановку.
Что ж, конечно, это и близко не Splinter Cell, но более чем добротная игра, где вы можете влезть в шкуру шпиона-диверсанта, и дальше ползком, ползком, ползком...
P.S. В брифинге, полковник Маккормик произносит такую фразу: "Они (КГБ) часто так делали. Радуешься, что что-то раскрыл, а на самом деле дал себя обмануть". После этой фразы странная гордость за свою страну наполняет весь организм, пусть даже эти слова в уста НАТОвского полковника вложили поляки - за что им отдельное спасибо.