За английский престол Эта игра должна была выйти еще год назад, но тогда возрожденной компании Cinemaware хватило лишь на выпуск ремейка своей легендарной игры 1986 года Defender of the Crown. В ремейке кое-что изменилось по части баланса (и, само собой, графики), но в целом концепция исходной игры была сохранена. И вот теперь, наконец, Cinemaware преподносит нам давно обещанную полностью новую игру.
Новизна начинается уже с названия: Робин Гуд (который на самом деле, конечно, Худ - "капюшон"), бывший прежде лишь эпизодически приходившим на помощь персонажем, теперь стал главным героем и "защитником короны" (странноватая роль для разбойника; впрочем, в финальном ролике он демонстрирует, что разбойником и остался, и советует восстановленному на троне королю не соваться в его лес). Соответственно, выбора, за кого играть, у вас больше нет. Впрочем, не вся компания проходится от его лица: понятно, что в рыцарских турнирах он участвовать не может, и за него это делает рыцарь Айвенхоу (в неправильных русских переводах - "Айвенго"; игра, как и прежде, восходит к роману Вальтера Скотта), а армейскими делами занимается Маленький Джон. На долю самого Робина остаются грабительские рейды, вписанные в сюжет дуэли (теперь появились и такие) и общее руководство.
Да, теперь появился и сюжет, а не просто начальная расстановка сил. Кстати, о начальной расстановке: начинаете вы теперь вовсе не на карте Англии, а в куда меньшем масштабе - на карте Шервуда и окрестностей - то есть, прежде чем воевать в национальном масштабе, должны пройти обучающую мини-кампанию (сюжетно встроенную в основную). Заканчивается она тем, что вы захватываете Ноттингем и с позором изгоняете оттуда шерифа. Сама идея обучающей фазы неплоха, вот только проходить ее по второму разу, если вы решили сыграть заново, уже неинтересно, а возможности пропустить ее нет (поскольку она, повторяю, часть сюжета). Единственный способ - записаться сразу после начала основной части кампании (да, да! записываться теперь можно!) и при переигрывании грузиться из этой записи. Кстати, сама эта фаза содержит отнюдь не все элементы игры, и впоследствии каждый раз, когда вы впервые столкнетесь с более продвинутыми возможностями, вам будут предлагать посмотреть соответствующий обучающий видеоролик.
Впрочем, прежде чем говорить об элементах, закончим с сюжетом. Отрадно, что игра стала ближе к исторической правде, переместившись из 1149, когда в реальности царствовал король Стефен, в 1191, времена, таки да, короля Ричарда Львиное Сердце. Такие события, как пленение Ричарда в Австрии, откуда он был освобожден за выкуп, и попытка Джона в это время захватить престол, также действительно имели место. Хотя, опять-таки неясно почему, с датами разработчики опять напортачили, пусть и не так грубо, как в прошлый раз. В реальности в 1191 году Ричард благополучно командовал Третьим крестовым походом (а 12 мая даже отпраздновал свою свадьбу с Беренгарией Наваррской на свежезахваченном Кипре). И, кстати говоря, Джона на хозяйстве он тоже не оставлял - регентом в его отсутствие был Гийом Лоншан (английская и французская знать в ту пору переплетались очень тесно). Но, преданный своим союзником, французским королем Филиппом II (который решил, что, чем воевать с мусульманами, проще будет забрать, что плохо лежит, у самого Ричарда - а плохо лежало герцогство Нормандское), английский король вынужден был заключить перемирие с султаном Саладином и прямо из-под стен недовзятого Иерусалима отправиться домой. Тут-то, в декабре 1192 года, с ним по дороге и случилась та самая неприятность (а нечего было обижать герцога Леопольдо, сбрасывая в грязь его знамя с башни Акки!), из-за которой ему пришлось больше года дожидаться выкупа. Джон тем временем пытался завладеть короной, но безуспешно, и после возвращения Ричарда на коленях вымолил у брата прощение. Решив таким образом свои семейные проблемы, Ричард, которому явно не сиделось на троне, немедленно отбыл воевать во Францию, но Джон, помня о полученном уроке, сидел тихо и не безобразничал до самого 1199 года, когда Ричард был убит шальной стрелой на разборке (ну, не поделили они там с пацанами какое-то золото в крепости Шалю). После чего Джон унаследовал престол, поднял на недосягаемую высоту налоги, поссорился с папой (тем, который Римский - ибо родного они с братцем Ричардом доконали еще в 1189) - короче, к 1215 году успел достать решительно всех и, когда к нему в гости внезапно пожаловали хмурые люди с мечами, понял, что придется подписывать Великую хартию (ту, которая вольностей, хотя официально это слово в названии не фигурировало). На этом, впрочем, его неприятности не закончились, бароны продолжали бузить, из Франции с претензией на английский престол пожаловал принц Луи (впоследствии французский король Луи VIII), мятежники захватили Лондон, и если бы в октябре 1216 Джон вовремя не заболел и не умер, еще неизвестно, чем бы это все для него кончилось.
В игре, естественно, нам предлагают альтернативную историю. Согласно ей, Джон, в отсутствие Ричарда, таки короновался, а когда лорды Королевского совета отказались его признать, убил двоих из них; четверо объявили ему войну, а в роли пятого выступаете вы, имея вместо родового графства свежеотбитый у шерифа Ноттингемшир. Ненадежных саксонских союзников, как в первой игре, у вас больше нет; каждый лорд - сам за себя, и все нападают друг друга. Впрочем, делают они это не бездумно, стараясь избегать войны на много фронтов; если сразу несколько из них изберут своим врагом вас, ваше дело плохо, но зато, если они сцепятся друг с другом и вы не нападете первым, у вас есть хорошие шансы на мирное сосуществование, по крайней мере, с некоторыми из них: через свои земли не пустят, но и нападать не будут. Так, на протяжении длительной кампании с моим главным графством (потеря которого, как и в прошлой игре, означает проигрыш) граничил Wolfrick the Wild, и ничего - я безбоязненно уводил из замка всю армию, не опасаясь удара в спину.
Подобный необъявленный мир можно так и не нарушать до самого конца, ибо ваша цель теперь - не завоевать всех норманнов, а победить конкретного принца Джона, окопавшегося в Корнуэлле (и, в конце концов, убить его - еще одно расхождение с реальностью). Теоретически, вы можете не завоевывать вообще больше никого, тем более что, в отличие от исходной игры, с завоеванием родового графства вы уже не получаете в придачу остальные земли завоеванного - их можно лишь с боями отбить у ставших независимыми местных феодалов.
Но смысл не ограничиваться одним лишь Джоном все же есть. Во-первых, чтобы раз и навсегда прекратить наезды тех, кто все же не желает быть добрым соседом, а во-вторых, в каждом из четырех замков конкурирующих лордов хранится какой-нибудь полезный предмет, о коих ниже. Попутно вам предлагается перечислять деньги в фонд освобождения Ричарда (их собирает периодически объявляющийся монах Тук), но можно этого не делать.
Надобно отметить, что Джон, будучи пусть и не всеми признанным, но королем, имеет пару подлых преимуществ. Во-первых, его французские сторонники присылают ему корабли, с помощью которых он может атаковать любое прибрежное графство, в том числе и те, что непосредственно граничат с Ноттингемширом; таким образом, ваш дом будет в постоянной опасности. (Никаких морских боев в игре нет, просто армия Джона может вторгнуться на любую прибрежную территорию, даже если она не граничит с подвластными ему землями.) Возможность эта появляется у него не сразу, а, как я понял, когда вы подберетесь к Корнуэллу достаточно близко; вас о ней предупреждают. Вторая подлость, о которой вас никто не предупреждает (но это сделаю я - внемлите!), ожидает вас в финальном бою: после того, как вы разбиваете сидевший в замке гарнизон Джона, к нему приходит подкрепление, и довольно нехилое (целая новая армия). Причем отступить вам не дают, а поражение в этой битве означает смерть!
Так вот, если вы освободите Ричарда, вам все равно придется самому побеждать Джона, но в этом случае вам, во-первых, сразу дадут сотню рыцарей (но рыцарь в нормальных условиях стоит 15 золотых, а выкуп составляет 10000, так что это нерентабельно), во-вторых, в решающей битве, когда подкрепление прибудет к Джону, прибудет оно и к вам (еще сотня рыцарей), ну и, в-третьих, вам покажут другой финальный ролик. В общем, если по деньгам, то игра не стоит свеч - лучше употребить эти деньги на покупку более мощной армии.
По ходу времени в игре (каждый ход занимает полмесяца) постепенно развивается и сюжетная линия, сопровождаемая диалогами, видеороликами и дуэлями. Сюжет включает три дуэли на мечах с весьма нелегкими противниками - с шерифом, Гаем Гисборном и принцем Джоном, но вы можете победить настолько быстро, что сюжетная линия не успеет развернуться до конца и, в частности, до дуэли с Гисборном (от дуэли с Джоном, которая происходит после финальной битвы, вы, понятно, никуда не денетесь).
Надо сказать, кое в чем у авторов хватило ума отойти от штампов: так, шериф Ноттингемский - благородный человек, хотя, разумеется, и враг Робина; он приходит в Шервудский лес, чтобы сразиться с Робином один на один, и погибает от предательской стрелы в спину (предназначавшейся, впрочем, самому Худу); Робин сожалеет о его смерти и обещает отомстить убийце. Гисборн, напротив, из аристократа превращен в наемного убийцу с явно уголовной внешностью (даже в наколках - сомневаюсь, что в те годы это практиковалось). И даже Джон не лишен пусть не благородства, но хотя бы достоинства - он предпочитает умереть с короной на голове, а не выпрашивать жизнь на коленях, как это было в реальности. Но увы! Самому пошлому и идиотскому из всех штампов разработчики все же последовали по максимуму. Мало того, что они впихнули любовную линию с девицей Мэриан и сделали ее одной из главных в сюжете - между прочим, в оригинальных средневековых легендах о Робине Худе никакой Мэриан не было в помине - так Робин еще и в войну-то ввязывается исключительно потому, что Мэриан настояла! Герой-подкаблучник - как вам такое нравится?! Тьфу на них 33 раза. Впрочем, у вас есть шикарная возможность отомстить. Просто-напросто, когда эта дура ввяжется в авантюру, позволив Гисборну захватить себя (а она делает это специально с целью спровоцировать и Гисборна, и Робина) - не спасайте ее.
Тем более что ничего ценного вы за ее спасение не получите, просто потеряете ход, который можно было употребить с большей пользой (не говоря уже о куче битв на мечах во время спасательного рейда, в результате которых вы можете попасть в плен и потерять еще один ход либо деньги). Ее предложат спасти трижды, после чего повесят (к сожалению, без сопутствующего видеоролика). Правда, подобно Маленькому Джону, Айвенхоу и Туку она наделена в игре своей функцией - ее можно посылать шпионить во вражеские графства (узнавать, какие силы там стоят), но она делает это столь небыстро, что, как правило, к тому времени, как у нее готов отчет, вы это графство либо уже взяли, либо потеряли к нему интерес. Так что от Мэриан можно смело избавиться и посмотреть в финале ролик, где Робин сокрушается о ее смерти - что куда приятней (я это воспринял, как тщательно разыгранную комедию), чем смотреть альтернативную пошлость с поцелуем в финале.
Не выкупить Ричарда и не спасти Мэриан - это единственные нелинейности в сюжете.
Впрочем, в игре имеются и другие девицы, спасение которых вполне рентабельно. В исходной игре спасение похищенной девушки заканчивалось весьма выгодным браком - вам переходили все земли ее отца (это был один из саксонских лордов). Теперь о браке речь не идет - видимо, не только потому, что у Робина есть Мэриан (тем более что ее может уже и не быть), но и потому, что не пристало благородной леди выходить за разбойника. Вместо этого дают деньгами (как при обычном рейде). Зато могут предложить спасать похищенных более одного раза за игру. Всего таких девиц теперь три, а не четыре, причем в их число вошли персонажи все того же романа Скотта - Ровена и Ребекка (причем последняя, дочь еврейского купца, тоже названа "леди", что по тем временам было совершенно невозможно). Судя по текстам в одном из файлов игры, планировалось, что за каждую спасенную будет своя специальная награда, но в итоге ограничились просто деньгами. Надобно заметить, разработчикам и тут изменил вкус - внешний облик девиц, мягко говоря, не соответствует строгим нравам эпохи. Нет, никакой порнографии, конечно, но выглядят они, как шлюхи, а не как благородные леди.
Случайные спасательные операции, впрочем - редкая экзотика, зато вы всегда можете устроить рейд за деньгами по собственной инициативе. Таких рейдов теперь два типа - к уже знакомым, где вы нападаете на замок и деретесь на мечах с его стражей, добавились нападения на караваны. В этих последних вы сидите в засаде на дереве и стреляете из лука по проезжающим внизу, не забывая уворачиваться от ответных стрел. Надо сказать, попадать весьма непросто (если все же займетесь этим, советую увеличить в настройках чувствительность мыши), а доходы меньше, чем от рейда в замок. Правда, вас не могут захватить в плен, но если вас трижды ранят стрелами, рейд прекращается, и вы не получаете даже того, что уже успели настрелять (что логично - подстреленных надо еще обобрать, а вместо этого вы бежите). Кстати, полученные в рейдах раны отражаются на вашей внешности на следующем ходу, но потом заживают.
Бои на мечах теперь визуально стали трехмерными, хотя, по сути, остались в одной плоскости - вы можете двигаться вперед или назад, но не вбок. Еще вы можете подпрыгивать и приседать, наносить два вида ударов - рубящий и колющий и ставить блок (при столкновении мечей в движении ущерба не наносится, а если вы пассивно держите блок под ударами, здоровье все же слегка убывает). Впрочем, мечи мелькают настолько быстро, что у меня сложилось впечатление, что в бою с серьезным противником хаотический массаж клавиш оказывается эффективней осмысленных действий (тем более что игра реагирует на нажатие клавиши не мгновенно и не безусловно; иными словами, если вы пытаетесь ударить в тот момент, когда бьют вас, или непосредственно перед этим, удар у вас не получится). Все же определенную тактику посоветовать можно: враги обычно атакуют рубящими ударами сериями по четыре; в это время вам остается лишь сидеть в глухой обороне, выставив блок (более сложный вариант - приседать под каждый удар: при удаче совсем не пострадаете, но есть риск не совпасть по фазе и схлопотать по полной), а как только противник остановится передохнуть - переходите в контратаку. Против крутых врагов мне показались наиболее эффективными одиночные колющие удары, ну, а с обычными (простыми стражниками и пешими рыцарями, с которыми вы сталкиваетесь во время рейдов) лучше всего расправляться сериями рубящих. Во время серий рубящих ударов, кстати, периодически обе стороны демонстрируют пижонство - удар с разворотом на 360 градусов, при этом на миг спина подставляется противнику, чем не грех воспользоваться для колющего удара.
Если раньше все бои во время рейдов происходили в двух стандартных комнатах, то теперь вас ожидает целый набор всевозможных комнат, коридоров, темниц с прикованными скелетами, коридоров, стен и галерей. В каждом рейде они тасуются случайным образом, а общая длина пути, количество и крутизна врагов (рыцарь круче стражника) зависит как от укрепленности замка, так и, как сказано, от расстояния до него (вероятно, речь о расстоянии между целью и вашим главным графством). Набор этих переходов для всех замков общий, но принадлежность замка конкретному владельцу подчеркивается его знаменами на стенах и цветами одежды стражи. Вы должны не только справиться со всеми врагами, но и уложиться в отведенное время ("до рассвета").
Как вы уже могли заметить, денежные суммы теперь стали заметно значительнее, чем в исходной игре - доходы в 3 монеты приносят только маленькие территории в обучающей кампании, а целые графства дают десятки золотых за ход. Соответственно, мощнее стали армии. Теперь они могут состоять из пяти родов войск - крестьянское ополчение, лучники, обученные пехотинцы (footmen), конные рыцари и катапульты. Причем изначально доступны лишь первые два вида, остальные по очереди открываются по ходу игры. Сам ход сражения совершенно изменился. Хотя оно остается куда более условным, чем в большинстве RTS, теперь у вас намного больше возможностей по управлению своими войсками. Они сгруппированы по видам - каждый представлен своей фигуркой и числом, обозначающим количество. Если видов больше трех, метательные (стрелки и катапульты) становятся во вторую линию и не могут быть атакованы, пока (из-за гибели других видов) не перейдут в первую. Враждующие армии соединены коридорами (по максимальному числу видов в первой шеренге, т.е. от одного до трех), по которым движутся наступающие (пехота и рыцари). Метательным видам можно указывать в качестве цели как коридор (будут обстреливаться все движущиеся по нему враги), так и фигурку на позициях (будет обстрелян конкретный вид). По мере накопления побед обычно дают дополнительные навыки для того или иного вида - скажем, стрельба огненными стрелами, или атака с уменьшенной силой, но увеличенной защитой, и т.д.; чтобы отдать соответствующую команду, нужно кликнуть на большую иконку, появляющуюся при выборе соответствующего вида. Задумка была хорошая, но на практике не применимая - когда враги атакуют, попросту некогда разбираться с этими иконками, базовую-то атаку и то не успеваешь использовать, когда лезут сразу по нескольким коридорам... Моей излюбленной тактикой было скопить побольше стрелков и катапульт и прикрывать их рыцарями от вражеских атак (но первым делом направить на атакующих обстрел и лишь в последний момент бросать рыцарей в нужный коридор), а пехоты брать чисто символические количества - лишь чтобы заполнила первую линию и в первый момент отвлекала на себя врага.
Осада замков также изменилась. Теперь сначала вы осматриваете в подзорную трубу (которых тогда, разумеется, не было) четыре стены замка, и вам говорят, какие виды войск там находятся и насколько сильны лучники на стене. Затем выбираете любую стену и стараетесь разрушить ее катапультами, в то время как стрелки со стены наносят урон вашим войскам. Число ваших залпов больше не ограничено, зато ограничено время обстрела. Нет больше бессмысленного правила, когда, отведя рычаг катапульты назад, вы уже не могли вновь подвинуть его вперед, а могли только выстрелить; теперь можете целиться, сколько и как угодно, но не забывайте про идущее время. Стреляют не все катапульты, а максимум 10 (почему-то загружаются они последовательно, что тоже отнимает время, хотя стреляют залпом), но этого достаточно, чтобы двумя-тремя меткими выстрелами разрушить стену целиком. Вам дается четыре дня - по одному на разрушение каждой стены, но, если вы какую-то недорушили, можете продолжить на следующий день, в ущерб, конечно, той, которую не успеете обстрелять вообще. Греческий огонь и заразу по-прежнему можно кидать лишь один раз в день, причем зараза теперь подрывает скорее боевой дух, чем численность.
Когда дело доходит до битвы, недорушенные стены остаются на поле боя и защищают стоящие за ними виды войск, пока не будут разрушены уже в ходе битвы. Имеет смысл сажать в замки как можно больше лучников - тогда есть шанс отбиться вообще без потерь. Кстати, строительством замков теперь ведает Айвенхоу (т.е. это делается из другого меню, чем закупка солдат - ею занимается маленький Джон), замки бывают трех уровней, закупаются сразу с гарнизоном и стоят весьма прилично.
Турниры теперь проходят в три этапа - на первом победитель получает лишь почет, на втором - деньги и на третьем - графство (при условии, что у соперника оно есть). Изначально соперников 8, во второй тур выходят 4, в третий - 2. Если тот, на чью землю вы зарились, не вышел в финал - ничего не поделаешь, вам придется вызвать другого. В отличие от исходной игры, теперь победить в турнире весьма просто; даже если вы промахнетесь, соперник, скорее всего, не выбьет вас из седла сразу, а лишь заработает 1-2 очка, и у вас будут еще 1-2 попытки. А вот вы, если хорошо разгонитесь (теперь нужно вначале шпорить лошадь, попеременно топча мышиные кнопки) и попадете в его щит или корпус, выбьете его наверняка. Правда, созыв турнира стоит 100 золотых, но они с лихвой окупаются.
Настало время назвать трофеи, которые вы добываете во вражеских родовых замках: крутой лук, крутой меч, крутое копье и зараза. Для чего они, вы уже поняли, но, на мой взгляд, реально ценен только крутой меч. Рейды и финальная дуэль без него весьма осложняются.
Теперь что касается общей стратегии. В начале игры еще достаточное число нейтральных земель, которые можно присоединить на халяву, но позже даже на нейтральных землях оказываются свои гарнизоны. Кстати, и самих территорий теперь заметно больше. Таким образом, можно победить всех врагов, кроме принца Джона, и не суметь выиграть просто потому, что у него земель больше, и каждый ход приносит ему больше денег (а значит, и солдат), а для вас занятие любой новой территории означает битву с потерями. Поэтому лучшая стратегия - с самого начала сосредоточить экспансию в направлении Корнуэлла, зажимая принца Джона в углу и не давая ему разрастись на полкарты. Есть еще 5 нейтральных графств (вам о них говорят), занятие каждого из которых уменьшает цену чего-нибудь: пехоты, рыцарей, лучников, катапульт или замков.
На геймплей очень сильно влияет то, что теперь наем бойцов (и строительство замков) не занимает целого хода; поэтому самое разумное теперь - в начале каждого хода закупиться по максимуму (если вы только не собираетесь оставить 100 монет на турнир), а уж потом решать, что делать дальше. Оно и надежней, и не ограбит никто, когда все деньги истрачены. Впрочем, максимальная численность лагерей, гарнизонов замков и армии теперь ограничена. Весьма удобно, что теперь вы сразу указываете, для какой территории закупаете солдат, а не вынуждены потом транспортировать их туда из дома. Впрочем, если эта территория отрезана от дома, цены возрастают вдвое.
Записываться хоть и можно, но не в любой момент, а лишь перед действием, которое вы выбираете сами, а не которое вам навязывают или предлагают - и уж тем более не во время боя или рейда (пример: вы пошли в атаку, на том же ходу враг атаковал вас, на следующем ходу вам предложили спасти девушку, и вы согласились - записаться можно будет только перед самой первой атакой).
Графика производит весьма приятное впечатление (хотя иногда бои на мечах отображаются с неудобного ракурса). Имеются приятные эффекты типа динамической воды, пыли из-под копыт, отражений в блестящих шлемах на турнире или струи, бьющей из пробитой стрелой бочки. Неудобно разве что, что портреты Робина и его союзников заслоняют верх карты, но можно переключиться в крупный масштаб (где карта скроллируемая и трехмерная). Ну и палитра могла быть поярче.
Общее впечатление - игра стала сложнее и длиннее, и после прохождения не возникает желания пройти ее заново, как было с первой игрой. Особенно если начинать опять с обучающей части, да и вообще, общая линейность сюжета тому препятствует. Бои на мечах следовало бы сбалансировать получше, чтобы хватало времени на более осмысленные удары (это, правда, недостаток старый - в исходной игре оптимальной стратегией было тупо жать на кнопку удара, не размениваясь даже на блоки и движения). Сражения между армиями тоже не доведены до ума - все крутые спецприемы пропадают впустую. В общем, могло быть и лучше. Но то, что получилось, тоже недурно.
850 Прочтений • [Robin Hood: Defender of the Crown ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]