Волшебный рыцарь Все вы, наверное, уже наслышаны об отечественном мультипликационном фильме "Карлик Нос", вышедшем на экраны в марте этого года. Некоторые уже поспешили окрестить его и шедевром российской мультипликации, и чуть ли не возрождением российской анимации. Мы же отметим, что сделан мультик действительно на высоком уровне и вполне конкурентоспособен на фоне заморской продукции. Вслед за мультиком по его мотивам вышла компьютерная игра в жанре adventure для младшего школьного возраста от студии анимационного кино "Мельница" и калининградской конторы К-Д ЛАБ. Игра использует новый движок под кодовым названием "QD Engine", инструменте, позволяющем собрать воедино целый проект вышеозначенного жанра, склеив сюжетное повествование, загадки и аркадные моменты. В настоящее время готовятся еще два проекта на его базе, но мы вернемся к нашим носам.
Кто остался с носом?
Начинается история маленького мальчика с горбом и неестественно огромным носом на самом обычном базаре в небольшом королевстве. Поначалу это был самый обычный мальчик, что ел кашу, выносил мусор и слушался маму-торговку и папу-башмачника. Но в один прекрасный день жизнь его круто переменилась.
К его матушке, торговавшей овощами на рынке, пришла покупательница - мерзкая горбатая старуха и купила пять кочанов капусты. Маленького Якоба мать послала отнести клиентке ее товар до дома. Жила старуха за городом в небольшой полуразвалившейся лачуге. Да только такой лачугой она казалась снаружи, а внутри была настоящим дворцом с высокими потолками и кучей комнат. Сама старуха тоже таковой только притворялась, на самом деле являясь злющей волшебницей с наполеоновскими планами по расширению своего пакостного могущества.
В одной древней книге она вычитала, что для пробуждения монстра Дагала, спящего до поры до времени в камне, необходимо соединить воедино самое злое и самое доброе сердце. Ну, со злыми сердцами напряженки никогда не было. Злее того, что томилось в груди злой оторвы, еще поискать, а вот в качестве доброго ей надо было приманить к камню мальчика Якоба. По счастью, Якоб оказался не из трусливых, отказался подчиниться прихоти старухи, за что и был жестоко наказан. Мерзкая ведьма превратила обаятельного мальчика в уродливого горбатого карлика с носом, размером с упитанный баклажан. Якоб от волшебницы сбежал, вернулся домой, но оказалось, что мгновения, проведенные во дворце, оказались семью годами в реальном мире. Мать его не признала, отец не выдержал горя утраты, в общем, жизнь не удалась...
В то же самое время, когда старуха утащила в свое логово мальчика, она еще и принцессу Грету с собой прихватила, и не откуда-нибудь, а из королевского дворца. Та случайно подглядела, как ведьма листала книжку в королевской библиотеке, пришлось колдунье убирать свидетельницу. Заодно и двух попавшихся на глаза служанок бабка превратила в белочек, себе в услужение - так, на всякий случай. Потом держать в заточении принцессу старухе надоело. Превратила она ее в гусыню и повелела своему слуге, жуткому неудачнику Урбану, отнести на королевскую кухню, чтобы из нее там что-то сготовили. Этот раззява проворонил птицу, отдав ее стражникам, те вынуждены были отдать ее главному скороходу. В общем, в конце концов, карлик Якоб и гусыня Грета встречаются, начинают активно дружить, махать вместе на мосту лунным жителям и строить планы по своему превращению обратно в нормальных людей. Естественно, при помощи волшебства и старинной книги из библиотеки. Надо ли говорить, что колдунья всячески будет этому мешать, но у нее ничегошеньки не выйдет; что карлика (который сначала при помощи волшебных башмаков выиграет конкурс скороходов, но потом попадется на воровстве волшебной книги) чуть не казнят, но в последний момент "все будет хорошо". Да и как же иначе. Сказки на то и сказки, чтобы хорошо заканчиваться.
Игрушка в целом повторяет сюжет фильма, хотя и не буквально, так сказать, с некоторыми отступлениями. Например, в мультике Якоб сам старухе капусту в дом отнес, оказавшуюся в итоге отрубленными головами, а в игре он ее специально разыскивает, чтобы вручить позабытое на базаре огниво, ну и так во многом другом. Повествование довольно грамотно склеено анимационными вставками, которые являются небольшими фрагментами самого мультфильма. Понятно, что далеко не каждая компьютерная игра может мечтать о подобном подарке. Всего роликов около полутора десятков, причем есть и такие, которые не встречаются в фильме, но помогают связать концы с концами в игре.
Для детей любых возрастов.
Теперь - по сути игры. Посмотрите на картинки, и вы поймете, что перед вами самый обыкновенный квест в мультипликационном стиле, так сказать, в его классическом исполнении. По плоским рисованным задникам бродит главный герой, разговаривает с персонажами вроде торговки на базаре, кузнеца или злой колдуньи, собирает по ходу дела различные предметы, чтобы потом попытаться применить их на чем-нибудь. Загадки и головоломки, в принципе, решаются, как нечего делать (взяли веревочку, залезли по ней на стену; сорвали желуди - покидались ими в охранников), но иногда могут заставить и призадуматься. Например, если вы пропустили подсказку у входа во дворец колдуньи, то и вряд ли догадаетесь, как правильно выставить три зуба у страшной рожи рядом с зеркалом, за которой томится принцесса. Есть и задачки на время, например, нужно быстро догадаться задвинуть засов на двери и спрятаться за портьерой до того, как стражники ворвутся в дом жены главного скорохода. Или вскочить на табурет, накрыться занавеской и притвориться "ангелом смерти", чтобы напугать тщедушного охранника. Под конец игры немного сложности добавит то, что вы будете управлять сразу и Якобом и гусыней. То, что способна сделать гусыня, не в состоянии карлик и наоборот, придется их кооперировать. Скажем, Якоб смотрит в лупу и читает названия книжек, а гусыня их достает.
Помимо обычных квестовых загадок, "Карлик Нос" напичкан и еще внушительным количеством простеньких аркадок. То есть вы управляете карликом или гусыней при помощи обычных четырех стрелочек, когда они отдельности, а когда и вместе - уворачиваются от ловушек или насекомых, уничтожают нечисть в подземельях, забираются на крышу, переводят пьяницу через площадь, спасаются от змей в замке колдуньи и прочая.
Но, еще раз повторюсь, что, по большому счету, игрушка легко проходима (здесь встречается менее десятка квестовых предметов за всю игру, ни разу не пришлось комбинировать предметы в инвентаре друг с другом, да и там за раз больше двух-трех не встречается). Если где и застреваешь, то не надолго, и вполне логичное использование понятных предметов на узнаваемых объектах не дает успеть соскучиться или начать нервничать. Разве что в парочке мест никакая логика не поможет, если вы не включите рубильник в нужном месте, секретный проход не откроется. К тому же сами авторы указывают возраст своих игроков от 5 до 12 лет, что уже говорит само за себя. Именно поэтому здесь нет глупых, идиотских или просто сальных шуточек, дебильных заданий и ненормативной лексики. Все более чем чинно и пристойно, и вполне сгодится для того, чтобы отдавать игрушку в детские руки.
Графика и звук (игру озвучивали те же актеры, что и мультфильм) здесь именно те такие, какие вы ожидаете от качественного рисованного квеста. Локации порой заставляют уважительно покивать головой, оценивая симпатичную работу художников, а фигуры персонажей невольно вызывают улыбку. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть про собственно сам мультфильм, из которого нарезали кусков и вклеили их в игрушку. Для полноценных впечатлений о полнометражной картине маловато, но для оформления квеста более чем. В общем, в итоге за визуализацию получается твердая четверка с плюсом.
И ни талером меньше!
Нас уже давно приучили, что от квестов российского розлива можно ждать чего угодно, от откровенной похабщины и бездарности, до почти что мини-шедевров с по-хорошему лубочным юмором и такой родной, совковой ментальностью. "Карлик Нос", хотя и рассчитан на самую широкую аудиторию и продвигается как семейная игра, но все же, как мне кажется, не будет иметь такого резонанса, как, скажем, тот же "Петька и ВИЧ". Все-таки и аудитория у этой игры совсем другая, и своеобразный юмор, который ни с какого боку нельзя назвать резким или черным, не дадут ей подобно эпидемии заразить винчестеры поклонников компьютерных игр. Впрочем, это нисколько не умаляет ее достоинств. Качественный отечественный детский квестик, красивый, милый и добрый, с запоминающейся графикой и легко узнаваемыми за версту по большому носу и гусиной шее главными действующими персонажами. Конечно, аркадок могло бы быть поменьше, а головоломок и сюжетных мытарств поболее, да и сама игра чуть подлиннее, но для детишек, наверное, оно и к лучшему.