Портово-рояльные страсти Когда я в первый раз увидел скриншоты "Tortuga: Pirate Hunter", то сердце мое возрадовалось. Игра выглядела форменным адд-оном к моей любимой стратегии "Port Royal", к тому же в разработчиках у нее значилась студия "Ascaron", работавшая над оригиналом. На все увещевания редактора о том, что это, дескать, самостоятельная игра, я беспечно махнул рукой: "Сейчас только ленивый не пытается представить дополнения как самостоятельные продукты". Это, дескать, аксиома - если скриншоты выглядят точной копией оригинала с небольшими изменениями, то никаким самостоятельным продуктом игрушка однозначно быть не может. В случае с "Tortuga: Pirate Hunter" все оказалось с точностью до наоборот. Скриншоты действительно выглядят как у заштатного адд-она. Но это по-настоящему самостоятельная игра, не имеющая ни к "Port Royal" ни к стратегиям вообще никакого отношения. Культурный, что называется, шок.
Уважаемые дамы и господа, компания "Ascaron" представляет: впервые на арене цирка уродов экономическая стратегия, превращенная в АРКАДУ. При виде "Тортуги" любители "Port Royal" хватаются за сердце и начинают материться. Менее сдержанные граждане организуют сбор средств на убийство концепт-дизайнера "Ascaron". Самой игрой могут наслаждаться лишь игровые журналисты, получающие за это "наслаждение" зарплату. Всех остальных тошнит. Первое, что вы видите при запуске игры - главное меню, в котором играет музыка, уворованная из главного меню "Port Royal" (нарисовать заставочный ролик, кстати, никто не догадался). Затем вам предлагают выбрать кампанию в меню, задник которого уворован из, совершенно верно, "Port Royal". После этого вы попадаете на экран города, который, как ни странно, ниоткуда не воровали, а нарисовали с нуля, в виде слабо анимированной картинки. Опции остались прежними: можно получить задание у губернатора, продать-починить корабль, взять задание в таверне, купить-продать что-нибудь на рынке, посмотреть информацию о городе и... и все! Строить здесь ничего не дозволено - аркада-с!
Интерфейс, сопутствующий в ваших метаниях, напоминает интерфейс TWAIN-драйвера сканера, но его оформление никоим боком не касается пиратско-романтической темы. Художнику, видимо, решили не платить - вот он в ответ и нарисовал такой ужас. Кстати, сам задник, на котором протекает действие, нарисован и анимирован в лучших традициях игр про телепузиков. Скажем, реющий на ветру "гишпанский" флаг тут же встает столбом, стоит вам навести на него курсор. Аналогично и с таверной - при приближении курсора персонажи "Спокойной ночи, малыши" (по крайней мере, они так выглядят) перестают хлебать кефирчик из крошечных кружечек (дитям алкоголь не положен) и успешно притворяются соляными столпиками. Добро пожаловать в детский сад, товарищ!
Получив у губернатора задание (который, странное дело, выглядит точь-в-точь как губернатор из "Port Royal") вы выбираетесь на глобальную карту, скомунизденную из игры, название которой я не буду писать из жалости к своим пальцам и замученной клавиатуре. По карте плавают точно такие же кораблики, правда, недостает анимации местности, присутствовавшей в оригинале. Видимо, булькающие болота и дымящиеся вулканы украл тот же бяка, что заставил пиратов из таверны пить кефирчик.
Глядя на окружающее безобразие, вы дергаете буйной головой: "Ну и фиг со всеми вами, пойду грабить Порт-Рояль, где он тут расположен?", после чего пытаетесь скролить карту. Карта не скролится, камера намертво привязана к вашей парусной яхте. О'кей, черт с ней, с камерой, давай-ка догоним во-о-он то суденышко - вы кликаете на вражеской посудине и с ужасом видите, что ваш "Бронетемкин" не двигается с места. "Алло, боцман, свистать всех наверх, якорь тебе в то место, которым ты думаешь!". Корабль безмолвствует. Через тридцать две с половиной секунды безуспешных попыток приходит озарение - корабль плывет в ту сторону, куда вы ему указываете, зажав кнопку и перемещая мышь. В сочетании с царящим вокруг развратом вы начинаете чувствовать себя внутри остроумной пародии на "Пиратов какого-то там моря".
Догнав первого попавшегося пирата (мы же вроде как охотник на них), вы предвкушаете тактический бой. Ну, погоди, Черная Борода, я отведу тебя к брадобрею (этот пират присутствует в игре)! Как бы не так! (чувствую, у меня скоро закончатся эпитеты, выражающие разочарование). Точнее, как бы так, но не этак. Короче говоря, внешне морские битвы выглядят как известно где, но содержание их поменялось. Нынче вашему кораблю западло стрелять по врагу самостоятельно и самостоятельно же его преследовать - он будет это делать только после соответствующих телодвижений с вашей стороны. При этом теоретически простая система - "нажал кнопку - выстрелил" работает через известное место - залп будет выпущен только в том случае, если вражеские корабли находятся рядом с вашим. Так как у игры весьма специфические представления о "близости", то, "Добро пожаловать в клуб компьютерных мазохистов!".
Другая веселость - в связи с переходом в лагерь аркад-оппортунистов игрок контролирует лишь один корабль. То есть вы по-прежнему можете захватывать вражеские корабли и формировать из них непобедимую армаду, вот только из всей этой армады участие в битве будет принимать только один корабль. Враждебно настроенные элементы, что характерно, страдают повышенной стыдливостью и появляться поодиночке стесняются.
Продолжаем нашу страничку "Нововведения, которые вы должны засунуть себе обратно, уважаемые господа разработчики!". Нынче ваша команда любит потреблять зерно и ром во время плавания, поэтому большая часть вашего трюма будет занята именно этими полезными продуктами. При дальнем плавании у вас весь трюм будет забит провизией, вообще не оставляя места для чего-либо еще. У команды, кстати, во время вояжей падает мораль, поднять которую можно одним единственным средством - крупными финансовыми вложениями. Во время заходов в порт настроение морячков никак не поднимается - вместо того, чтобы развлекаться, они предпочитают сидеть на корабле и ждать зарплаты.
Продолжать можно бесконечно, полный список того, что урезали, занимает не одну страницу. Достаточно сказать, что "Port Royal" занимал пятьсот с лишним мегабайт, в то время как "Тортуга" не дотягивает и до трехсот. Уже целую неделю я пытаюсь найти ответ на простой вопрос: "Зачем великолепную экономическую стратегию следовало превращать в невразумительную аркаду?". Ответа нет и не будет. Очевидно, двигало желание "по-быстрому бабок срубить". Предлагаю пресечь гнусности немецких девелоперов и их российских издателей (сей сомнительной чести себя удостоила "Акелла"), наказав халтурщиков трудовым рублем.