Царь горы Тема провальной военной компании во Вьетнаме, похоже, грозит стать для игрового мира очередным идейным Эльдорадо промышленных масштабов. Плодородные источники темы Второй Мировой войны медленно иссякают, и количество игр данной тематики, слава богу, медленно, но верно стремится к тому незначительному минимуму, который на нервную систему игрока уже никак не влияет. А то всевозможные сиквелы бесконечных клонов истории о том, как простой бравый солдат высадился в Нормандии и в одиночку дошел через Сибирь до Берлина, где убил механических солдат третьего Рейха, мутантов, инопланетян и взвод наемных зомби-самоубийц уже порядком надоели.
Итак, что же нас ждет на этот раз? Для начала немного истории, плавно переходящей к действиям. Дело было в 1970 году. Французы уже давно нанесли свой удар, а вот американцы как раз приехали посмотреть на образовавшийся географический "синяк". Увиденное их не сильно порадовало. Они оказались втянуты в кровавую партизанскую войну с хитрым соперником, да еще и на территории врага. А воевать в гостях неудобно. В конце этой бессмысленной кампании Америка заявила, что больше никогда не будет вести военные действия в тропических широтах. Но до этого заявления оставалось еще очень много смертей. Вряд ли на войне время измеряется как-то еще. Действие происходит в районе тропы Хо Ши Мина, которая представляет собой, в общем-то, типичный участок Российской дороги. Одним словом, полное отсутствие этой самой дороги и такую дыру, куда могут сунуться только избранные идиоты. Непонятно как сохранившаяся после бомбежек тропа приобрела статус неуязвимой и быстро переквалифицировалась из автобана для миграции размножающихся лесных кабанов в торговый путь сил Вьетнамской армии. Помимо дешевых покемонов, лапши "Доширак" и тонн поддельной бытовой техники по тропе ежедневно переправлялись образцы лучшего советского вооружения. Все это добро в итоге оказывалось на Южном фронте, где вполне убедительно доказывало американцам, что с их стороны было не очень разумно пытаться построить Макдоналдсы в джунглях.
В этот самый момент, специальный отряд солдат из Воздушной роты 101 пытался провернуть диверсионную операцию, сидя в засаде в окрестностях торгового пути. Однако, обнаружив, что они засели как раз на тропе, солдаты были молниеносно окружены беззаботно проходившими мимо крестьянами. Растратив все патроны на все пребывающие силы врага, состоящие из женщин, детей и прочих инвалидов и не разу не попав, американцы вынуждены были спасаться бегством. К сожалению, спасаясь, они забрели на территорию лагеря вьетнамских войск, где примерно день ходили никем не замеченные в поисках туалета, после чего неожиданно поняли, что полностью окружены коварным врагом, который подкрался незаметно, и снова оказались в полной засаде. Главный герой быстрее всех сообразил, что делают вражеские солдаты с противником, особенно, если у того из всех доступных средств уничтожения остался только испуганный вид, грозящий перерасти в испорченный воздух. Поэтому он, как подобает настоящему герою, пошел зачищать тылы и вскоре преднамеренно трагически отбился от группы.
Отбежав для точности еще на пару километров, он посочувствовал погибшим и наткнулся на холм, заваленный боеприпасами. Заинтересовавшись, он остановился, и был немедленно окружен подоспевшими со всех сторон горизонта ордами вьетнамских солдат, несущих на себе несоизмеримо большие орды вьетнамских вшей. Дело в том, что вьетнамских войск было столько, что куда бы ни ступила нога американского человека, она постоянно оказывалась в засаде. Осознав, что отступать некуда, он попытался взять себя в заложники и потребовать вертолет с кучей денег, но его пантомима вызвала совершенно неожиданный эффект, ибо послужила для многих сигналом к атаке. Перебрав в уме все возможные варианты быстрой смерти, главный герой вынужден был признать, что ни один ему не понравился, поэтому было решено тянуть время. До чего-нибудь более жизнеутверждающего.
Таким образом, перед нами жутко напуганный американский солдат, окопавшийся на вершине довольно невысокого холмика. Пейзаж, который с трудом удается разглядеть через заросли вьетнамских солдат, представляет собой довольно унылое зрелище, достойное полотен художника-пессимиста, находящегося в приступе глубокой депрессии. Сзади отчетливо видны аккуратные квадраты рисовых полей, генерирующие партии крестьян с завидной регулярностью. Глядя на то, как очередное войско простолюдинов выбирается из поля и упорно ползет к вашему холму, невольно осознаешь, что враг поставил производство себе подобных в полевых условиях прямо на поток. Хотя, крестьяне и не сильно крутой вид врага, некоторые неприятности доставить могут. Потому что вооружены не тяпками и мотыгами, да и забрасывать вас картошкой с помидорами тоже не собираются. Сжимая в руках самое популярное в мире оружие - знаменитый АК-47, они заставляют испытывать целых два чувства, первое из которых глубокий патриотизм, а второе чем-то напоминает довольно стойкое ощущение того, что вас убили. Еще хорошо, что борьба за урожай отняла у огородников все силы, и на практику в стрельбе у них, скорее всего, времени не было. Поэтому не самые умные пули пролетают мимо без видимого ущерба для здоровья. Правда, если огородники подберутся на расстояние вытянутой тяпки, то они вполне способны прополоть вас до самого пупка, окучить и потом пустить на удобрение.
Чуть левее находится долина, где обожает скапливаться братство вольных гранатометчиков. Это настоящие подлецы и звери, и единственное их достоинство - косоглазие, благодаря которому они дают вам хоть какой-то шанс выжить. Однако, когда число этих добрых молодцев зашкаливает хотя бы за полдюжины, жизнь можно считать оконченной, надевать белые тапочки и устраиваться поудобнее на всех близлежащих географических выпуклостях, потому что ракетам свойственно разбрасываться вашими внутренностями нещадно. Еще левее, находятся какие-то левые горы. До приличных гор им еще расти и расти, а дырки ущелий вообще не сулят ничего хорошего кроме целых полчищ вьетнамского опушечного мяса, основной ударной силы соперника. У этих есть некое подобие брони и даже зачатки меткости, однако их основное достоинство - высокая смертность буквально в первые секунды появления на экране. Иногда, еще левее можно увидеть какой-то аналог пастбища, где собираются на выпас танки T-54 и ПТ-76. И если второй стыдливо прикрывается броней, которую в некоторых местах можно проткнуть пальцем, а во всех остальных отверткой, то второй вообще ведет себя бессовестно и выглядит как неуязвимая машина смерти. В небе жужжат "МиГи-21" и "Фантомы", орошающие местность свинцом и ракетами с завидным постоянством. Где-то на горизонте неспешно кочуют вольные отары вражеских грузовиков снабжения. А сотни тысяч единиц коренного населения недвусмысленно наставляют винтовки вам в лицо. Это ли не пикник на природе?
И все же, самая большая засада, в которую мы попали - это полное отсутствие хотя бы теоретической возможности сдвинуться с места. К холму мы примерзли насмерть, и что самое ужасное, почти сразу эту фразу стоит воспринимать буквально. Забудьте о стрейфе, забудьте о прыжках, а также о попытках сбежать в лес и отсидеться там за кустом, лихо орудуя снайперкой. Мы оказались в положении человека, который собрался сходить в туалет и обнаружил, что стоит посреди людной городской площади, окруженный толпой зевак. С холма можно уйти только в небо, оставив внизу тело как плату за билет в лучший из миров. Сказать, что враги повсюду, это, значит, громко промолчать. Врагов столько, что от них рябит в глазах, а Serious Sam начинает казаться ясельным тренажером для самых маленьких. Финальный уровень Сэма можно смело засовывать в местный аналог tutorial'а, и тогда, возможно, у вас будет хоть шанс продержаться первые десять миссий.
Задания разнообразием не отличаются и всегда вам нужно уничтожить все живое в радиусе нескольких километров. Однако иногда нужно просто продержаться до прибытия вертолетов. И не ждите, что вас эвакуируют. Нет, это было бы слишком просто. Вертолет сбросит патроны и легко упорхнет на базу пить пиво. Еще большими лицемерами выглядят ребята из артиллерии, которые всегда нанесут удар по выбранной вами позиции, после чего будут полчаса перезаряжать орудия. Отрада глаз здесь - авиация. Удар напалмом - это форменный Армагеддон для всего того, что двигалось в радиусе поражения. Огненная лента напалма выглядит так, словно это кусок пластыря, предназначенный для эпиляции участка планеты, слишком густо поросшего силами противника.
Из вооружения доступны пистолет M-1911, обязательная во всех играх M-16, миномет и прекрасный шестиствольный пулемет, торгующий смертью прямо из стволов, причем, скорость "обслуживания клиентов" высока до невероятия. Переключать оружие колесом мыши нельзя, что сначала вызывает изумление, а потом, обычно, смерть. Возможность вызова помощи авиации и артиллерии уже упоминалась выше. Никаких перезарядок не ждите, а палите во все стороны, уничтожая, убивая и сокрушая бесконечные орды ходячего мяса. Бои тут жаркие непомерно и, несмотря на то, что с холма вам не выбраться на протяжении 60 с лишним уровней, погода исправно меняется, то на дождливую, то на ясную, а время суток то гасит свет, погружая вас в ночь, то зажигает его снова, извещая о приходе дня, то создает интимную обстановку, нагоняя вечер. Сами солдаты выглядят как довольно примитивная пародия на манекен гуманоида, однако мало кто из них подберется к вам на такое расстояние, чтобы вы могли их хорошенько разглядеть. Солдаты копошатся вдалеке, словно мошки, да там и умирают, испуская по нескольку литров крови за раз. Простенькие модели оружия тоже не отвлекают от главного. От непрерывной, безостановочной пальбы во все стороны. К ним быстро привыкаешь и вообще не обращаешь на них внимании. Что выполнено просто на "отлично", так это напалмовый удар. Пламя взметается до небес, а линия взрыва растягивается на несколько экранов. И везде в воздух взметаются жареные тела, а другие, как зажженные спички, падают на землю. Впечатляет! А вот музыки вообще не предвидится. Вместо нее из колонок постоянно доносятся отчаянные вопли вражеских солдат, бесконечный треск автоматных очередей и звучное уханье безоткатных оружий. Так звучит война.