Похоже, что разработчики довольно активно читают обзоры своих собственных игровых творений и, что самое удивительное, делают кое-какие выводы. Например, собирают вещи и сматываются из страны, дабы разгневанные фанаты не разорвали их на мелкие составные части. Разработчики - не черви, будучи разорванными, они вовсе не расползутся в разные стороны, а банально умрут. Совсем недавно, мы вели разговор о лидере среди гольф-симуляторов, игре Tiger Woods PGA Tour 2004 от именитой EA. Напомним, что при всех своих неоспоримых достоинствах, игра так и осталась отличной, прекрасно сбалансированной, точной и очень достойной... симуляцией гольфа, с которым в нашей стране любви у народа не сложилось. Что поделаешь, менталитет требует более агрессивных забав, а гольф, с его размеренностью и духом не соревнований, а скорее показов мод, обречен на прозябание где-то в низах самых рейтинговых развлечений. Посему, казалось бы, прекрасная игра была просто обречена на низкие продажи. Ведь только ветераны смогли бы оценить степень проработки каждого поля, потрясающую физику и целую кучу лицензий, благодаря которым в игре мало того, что были реальные игроки, во главе с четырехкратным чемпионом мира Тайгером Вудсом, но и разнообразные игровые девайсы от ведущих мировых производителей. Словом, там был настоящий праздник брэндов и популярных имен. Но вот удовольствия от этого рядовой геймер получал примерно столько же, сколько и от экстремальной ловли улиток.
Реалистичность все же, в некотором роде, погубила проект. Не все ли вам равно, кем играть, самим Вудсом или каким-нибудь Астероном? И так ли принципиальна разница между клюшкой с микрорельефом битка и без такового? Вечная тяга разработчиков к реализму - яма, прикрытая соломой успеха. Кому из нас, друзья, было бы интересно в соответствии с полным реализмом натягивать на руку перчатку для гольфа добрые пятнадцать минут, а после этого наносить удар по мячу, используя всю раскладку клавиатуры, а в дополнение еще и мышь с джойстиком, при этом, регулируя, скажем, уровень пота на ладонях и мышечные спазмы спортсмена? Вряд ли кто-то захотел бы так же играть в экшены, где первая же пуля отправляла бы главного героя в лучший из миров, причем так, что диск бы блокировался навсегда и, продолжить путешествие, можно было бы, только купив еще одну копию игры? А может, вам понравился бы авиасимулятор, где перегрузки были бы вполне реальны? Нет, нет и еще раз нет. Реализм это не всегда так хорошо, как кажется изначально, и нужно помнить о том, что игры - это, прежде всего, развлечение, и иногда очень полезно пожертвовать этим самым реализмом лишь для того, чтобы играть было интереснее. Ведь именно ради этого мы здесь и собрались, верно?
Не попал - так забей!
Мудрые люди из Hypnotics осознали эту простую истину и решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Поиск наиболее легких путей - вообще основная черта человека. Какой прок от симуляторов гольфа, когда в них никто толком не играет, кроме полных эстетов и доморощенных ветеранов? Коллективно осознав всю гениальность этой мысли, разработчики принялись за создание популярной разновидности гольфа. Однако под словом "популярный", они имели ввиду несколько необычную реализацию.
Упрощением правил дело не ограничилось. Почему-то авторы проекта уверены, что народу будет интереснее играть в гольф, если у них будет существовать хотя бы теоретическая возможность посреди матча набить морду лица сопернику, сломать клюшку о голову оператора, выбить глаз болельщику метко запущенным мячом, обматерить коллег по команде и так далее. Здоровая доля насилия придает любому виду спорта вид исконно народной забавы. Для России, где по праздникам мужское население ходило бить друг друга стенка на стенку, это очень даже характерно. В получившийся коктейль добавим игроков полной отмороженности, среди которых попадаются редкостные типажи вроде женщины-байкера с характерным именем Harley, старика-мясника, который долгими зимними вечерами вовсе не вышивает носки, а бродит по улицам с большим мясницким тесаком и знакомится с внутренним миром молодых девушек, путем вскрытия, разумеется. Имеются так же латинос-мачо, не брезгующий прямо на наших глазах заниматься с клюшкой такими непристойностями, что многим порносайтам и не снилось, и даже присутствует настоящий наемный убийца, глядя на которого, хочется досрочно дисквалифицироваться из любого вида соревнований. И побыстрее. Если продолжать перечислять экспозицию местной кунсткамеры, можно без удивления уже обнаружить профессиональную стриптизершу, подростка-отморозка, двух лесбиянок, подозрительно смахивающих на сильно постаревший коллектив "Тату", и даже садистку, затянутую в кожу и водящую на поводке своего верного мазохиста. Не забудьте про истеричную домохозяйку и престарелого скинхеда, разбивающего головой банки из-под пива.
От такого выбора, честно говоря, происходит полный отвал башни и частичный снос крыши. Персонажи здесь проработаны на славу. Каждому из них соответствует собственная музыкальная тема и набор индивидуальных действий. Но об этом позже. Теперь помещаем весь этот бестиарий в места, совершенно непригодные для гольфа, вроде обочин скоростной магистрали, где машины снуют с такой скоростью, что хочется невольно пожалеть тех потенциальных трупов, что будут переходить дорогу в этом неположенном месте; или, например, как вам идея сыграть в гольф в окрестностях химического завода, с радиоактивными лужами, заменяющими ямки с песком, и озерами ядохимикатов, как основным элементом местного ландшафта? После этого уже совсем не удивляет вид гольфистов, забравшихся в иссохшую и пропитанную жаром пустыню, где компанию им могут составить только сонные стервятники и выбеленные солнцем кости предыдущих гольфистов. В завершение даем слегка ошарашенным геймерам возможность тонких настроек и заявляем, что в проекте присутствует реальная физика и большинство тех настроек, что так любят профессионалы. Любовь играющего сообщества можно сливать в гигантские цистерны, а купоны стричь бензопилами. Такой проект просто не может быть не замечен, а, главное, в гольф наконец-то начнет играть хоть кто-то, кроме эстетов.
Таким образом, перед нами достойный образчик экстремального гольфа, выдержанный в атмосфере рок-н-ролла, легкого разврата и умеренного беспредела. Если вспоминать его предков, прошедших не так давно примерно по этой же дорожке, то на ум приходят похожие по стилю спортивные симуляторы типа Dead or Alive Xtreme Beach Volleyball или BMX XXX. Самым отъявленным ветеранам и склеротикам может еще вспомниться древний, насквозь консольный, но совершенно гениальный Mutant Hockey League.
Первое правило - никаких правил!
И все же правила тут есть. За показным отсутствием смысла и моральных устоев кроется лицо проекта, готового удивить немало опытных игроков. Эдакий волк в овечьей шкуре, который только ссылается на то, что любой матч можно выиграть, методично избивая соперников, а на самом деле загоняющий вас в жесткие рамки исключительно спортивного вида правил. Играть нечестно, конечно, можно, но вот выиграть - никогда! Поэтому вкратце опишем правила гольфа, которые и тут не претерпели сколько-нибудь существенных изменений.
Существует понятие гольф-курса - территории, на которой расположено 9 или 18 полей, которые всегда одинаково заканчиваются - лункой ("hole"). В первом случае, с девятью полями, курс называют половиной или по-буржуйски "half-course". Все, что требуется от игрока, так это загнать мяч в лунку за минимальное количество ударов ("par"). В стандартном гольф-курсе, как правило, 4 лунки, в каждую из которых нужно уложить мяч за 3 удара, еще 4 лунки, где бить можно аж 5 раз, считая с момента выбивания мяча, и все остальные лунки, где бить можно будет 4 раза. Очки начисляются не совсем обычным способом. Удачная игра будет означать, что с вас спишут определенное количество очков, т.е. игра пойдет в минус, в то время как лузеры будет набирать все больше штрафных баллов, пока не вылетят с поля, в ореоле позора и полного унижения.
Баллы выставляются примерно так: при имеющихся 5 ударах, стоит вам забить мяч с 3 метких взмахов клюшкой, как вы становитесь счастливым обладателем минус двух очков. Этот удар называется "eagle". Точнее не удар, а сама игровая ситуация. Можете гордиться, потому что те, кто способен создать "eagle", считаются профессионалами, и круче этих людей могут быть только те, кто забивает мяч прямо с выбивания, с первого удара. Так называемый "Hole-In-One". Это совершенно невероятный даже для профессионалов подвиг. Если загоните мяч в лунку с 4 ударов, получите "birdie" и в нагрузку еще минус одно призовое очко. Пять ударов помогут разве что удержать вас на плаву в таблице статистики, потому что за 5 ударов больше 0 вам не получить. Кстати, иногда за этот ноль радуешься даже сильнее, чем за выигрышные два очка, потому что соперники не дремлют и ошибаются, как и все нормальные люди. За дополнительные удары начисляется по одному очку. Сначала вы получите статус "bogie", затем "double bogie" и так до почетного вылета с турнира. Победителем признается тот, кто затратил меньше всего ударов на прохождение гольф-курса.
Несмотря на свою экстремальную подоплеку, данный гольф так и остался, по сути, спокойно и размеренной игрой, где победа, прежде всего, обусловлена глазомером, расчетом, а вещи вроде спешки и нервозности просто исключаются. Однако, к радости игроки больше не думают над ударом вечность и еще чуть-чуть. Кадры, когда гольфист пристраивается к мячу для удара так, словно собирается прожить с ним в этой позе всю свою жизнь, канули в лету. Соперники бьют молниеносно, и каждый старается вложить в удар максимум эмоций. Это не простой замах, удар, полет, а целое шоу с ругательствами, неприличными жестами, а иногда и рукоприкладством. К слову, мяч, отправленный в путешествие по атмосфере, непременно оставляет в воздухе красивые инверсионные следы. Иногда по мячу бьют с такой чудовищной силой, что он загорается в плотных слоях атмосферы и пикирует к лунке подобно заправскому метеориту. Еще чаще можно наблюдать полет мяча, окутанного шлейфом дыма, словно мяч не ударили клюшкой, а выстрелили им из крупнокалиберного безоткатного орудия. Помимо силы удара, необходимо выбрать и траекторию, потому что инерцию никто не отменял, и некоторое время после приземления мяч будет радостно скакать по земле в сторону ближайшего водоема.
Игра услужливо отмечает на шкале силы то место, до которого должен добежать ползунок, прежде чем нам позволят ударить. Далее точно так же выбираем замах: если мы рассчитали все точно, мяч полетит туда, куда надо. Короче говоря, игра все рассчитывает сама, а от нас требуется лишь ловкость рук, чтобы вовремя тормозить ползунок в положенных местах. Выбивать мяч предстоит как всегда с базовой части. В отличие от нормальных симуляторов базовая часть на всех полях тут одна, поэтому заблудиться не дадут. А вот участок поля на расстоянии 100-120 метров от лунки никуда не делся. Так называемый "fairway" присутствует в обязательном порядке. Дорожки для каров и нестриженная трава окружают его со всех сторон. На подступах к лунке встречается третий тип травы - "green", которая, в отличие от мягкой и средней по длине "fairway", коротко стриженная и ярко-зеленая. Таким образом, на поле очень легко ориентироваться, благодаря тому, что отлично видно, где какого цвета трава растет. Можно даже определять расстояние на глазок, хотя в этом нет нужды, и игра всегда наглядно показывает, сколько еще ярдов (1 ярд = 0,91 м) осталось до лунки, и где упали мячи соперников. Одинаковых полей нет, а тем более тут.
Самое интересное, что на каждом поле предусмотрено несколько путей достижения цели, то есть до лунки можно дойти не совсем стандартным способом, а, например, срезать дорогу через лес или автобан. Порадовала возможность загнать мяч на территорию кемпинга и истребить там множество туристов. Более того, мячом можно залепить в глаз болельщикам, которые, кстати, непомерно радуют глаз, простите за каламбур. Это не просто размазанные равным слоем картонки, а живые люди, которые радуются удачному попаданию мяча куда угодно так, словно каждого из них на всю жизнь освободили от налогов. Не радуются только те, кого мячом убило. Можно даже птицу на лету сбить. Тогда ее сородичи попытаются вас заклевать. Это совершенно гениально и надо видеть каждому уважающему себя зоологу. А вот сбить самолет или дирижабль не дадут. Жаль.
Создать собственного игрока нельзя, зато можно выбрать одного из 10 персонажей, каждый из которых помимо своей необычной внешности и поведения снабжен 4 показателями: Distance - как далеко вы сможете отправить мяч, Accuracy - аналог меткости, особенно важный при близких ударах около лунки, у многих игроков отсутствует как факт, особенно у пьяного скинхеда, Control - что-то вроде внимания, чем выше, тем лучше компьютер будет рассчитывать для вас траектории удара. Composure - волнение. Этот параметр имеет две шкалы - отрицательную (красную) и положительную (зеленую). Стоит вам промахнуться несколько раз, как красная шкала начинает быстро расти. Игрок волнуется, и все его вышеперечисленные параметры падают с ужасающей скоростью. Совершенно ошалевший от адреналина персонаж не способен уложить мяч в луку с каких-то трех метров. Нарастить зеленую шкалу, дабы успокоиться, можно серий метких ударов или избив кого-нибудь. Частенько страдают операторы и мальчик-помощник, что честно носит за вами клюшки. Бить можно всего один раз за курс, но зато как! У каждого игрока свои комбо-серии ударов, и иногда драка превращается в редкостный мордобой. Спокойный игрок, хладнокровно заваливший кучу народа, играет на порядок лучше.
Система управления чрезвычайна простая и представляет собой пару кнопок для прицеливания и контроля над ползунком. Есть еще пара кнопок для фирменных суперударов и одна клавиша для позорной капитуляции. Никаких замахов мышкой тут и нет. Хотя, в свое время, бить мышкой было очень здорово.
Существует множество режимов игры, но все они, по сути, сводятся к игре на деньги или очки. Деньги тут просто бутафория, поскольку новые виды клюшек за них купить нельзя, как и новых персонажей. Изначально доступно по 2 вида каждой клюшки и 4 персонажа, а вот выигрывая в турнирах, можно открыть все, что доселе было от нас скрыто. Турниров всего три, а соревнований целых 8. Правда, отличаются они всего лишь тонкостями в правилах, вроде, игры на время или командной игры в одну лунку, не более того.
Гигантские для гольфа системные требования вполне оправданы. Графика тут очень приличная и по разнообразию спецэффектов заткнет за пояс именитых конкурентов. Пасторальные пейзажи лесов, фотореалистичное небо и модели гольфистов, на которых текстуры сидят, как влитые, очень впечатляют, а отличное музыкальное сопровождение позволяет смело ставить внешнему виду игры твердую пятерку. По пятибалльной системе, разумеется. И естественно, не обошлось без юмора. Персонажи постоянно дерутся между собой, гоняются за зрителями в приступе гнева, комментатор не на секунду не умолкает, говоря исключительно на сленге и во всю рассказывая неприличные анекдоты из жизни игроков. Словом, задора тут хватает.
Итак, игра, как минимум, удалась. Затягивает здорово, притом, что это, по сути, всего лишь гольф. Оказывается, добавив ярких спецэффектов и долю юморного насилия вполне можно оживить даже такой эстетский вид спорта. К слову, многое вам скажет тот факт, что вовсю ведется разработка второй части игры. Кто как, а я пошел лупить клюшкой операторов.