Пилот по найму Идея о том, что в будущем могущество корпораций будет расти, а власть национальных правительств сокращаться, до тех пор, пока первые не займут место вторых, является одной из самых избитых в западной фантастике. Создатели игры под странным названием Yager (что это такое, я так и не понял) пошли по той же проторенной дорожке. Итак, конец XXI столетия. Действие происходит на Земле; космические программы были свернуты, видимо, в силу нерентабельности. Мир принадлежит корпорациям, которые, впрочем, хотя и вытеснили традиционные государства с их национальными границами, не вполне оторвались от этнических корней. Так, в корпорации Proteus явно преобладает англоязычный персонал, а у их главных врагов из DST - германо-скандинавский. Есть в игре и русские, правда, пребывают они в жалком состоянии; от зоны, контролировавшейся их корпорацией "Прогрес" (именно так, с одним "с"), остались одни развалины, напичканные, впрочем, свихнувшимися боевыми роботами, палящими по всякому, кто сунется в их владения. Впрочем, к чести авторов, ошибка в написании слова "Прогресс" - единственная, в остальном русские в игре меня откровенно порадовали: не только прочие надписи правильные, но и говорят имеющиеся в игре русские персонажи (вполне, кстати, положительные) по-русски правильно, а по-английски - с характерным акцентом (скорее всего, их озвучивали настоящие русские), да еще проявляют склонность понимать буквально образные английские выражения. В общем, в отличие от традиционной развесистой клюквы, очень убедительно.
Впрочем, главный герой, за которого вы и играете, вполне традиционной для 90% игр национальности. Зовут его Магнус Тайд (Magnus Tide), он бывший военный пилот, теперь, после того, как государства и их армии прекратили свое существование, вынужденный предлагать свои услуги корпорациям. Год назад он уже работал на Proteus, но потерял свой корабль в битве с пиратами. За это его уволили, а вдобавок еще и понизили в должности тех, кто был задействован в той же операции. (В том числе подругу Тайда Сару, что привело к краху их отношений; Тайда, впрочем, это ничему не научило, и он снова будет ее домогаться. К счастью, в основном игра все же не об этом.) Спустя год, однако, столь недружелюбно расставшиеся партнеры - я имею в виду, конечно, Тайда и корпорацию Proteus - вновь понадобились друг другу: первому надоело мыкаться без работы (причем он как-то сумел наскрести денег на боевой корабль), а у второй серьезно обострились проблемы на антипиратском фронте. Обострились, естественно, неспроста - за всем этим торчат уши корпорации DST...
Кампания в игре линейная, состоящая из 22 миссий, включая обучающую первую. Миссия, как правило, состоит из нескольких частей; записываться по ходу нельзя, но если вы терпите фиаско, то можете начать заново не с начала миссии, а с начала части. Однако это можно сделать лишь в течение десяти секунд после поражения; на диск записываются только полностью пройденные миссии. Большинство миссий не содержат ничего необычного - вам надо куда-то лететь и в кого-то стрелять (периодически кого-то защищая и что-то разыскивая; последнее несложно, ибо карты этапов невелики). Кое-где необходимо скрытно пробираться мимо вражеских постов; впрочем, рано или поздно драться все равно придется. Есть также нетривиальные миссии (или части миссий), которые вы выполняете вне своего корабля - стреляя с рук (но ходить при этом не можете, только поворачиваться) или из пушки турельной башни. Довольно часто у вас имеются союзники (немногочисленные), но командовать ими вы не можете. Вообще, общение в игре (прописанное в сценарии) хоть и дублируется (опционально) субтитрами, но сделано неудобно - нет возможности просмотреть прошлые реплики, как это давным-давно делается в играх подобного рода, от FreeSpace до Aquanox. Такое впечатление, что разработчики вообще не интересовались достижениями коллег - так, в игре повторено неудачное решение Archimedean Dynasty (давным-давно исправленное в Aquanox'ах), когда при сильном повреждении корабля начинает выть неотключаемая сирена (сами понимаете, как это раздражает). Кстати, чиниться в Yager можно - на специальных ремонтных площадках, которые встречаются и на вражеской территории (а вот пополнять боезапас нельзя).
"Физическая модель", как и в большинстве подобных игр, вполне аркадная. Ваш корабль имеет два режима - "самолетный" и "вертолетный" (на самом деле оба обеспечиваются реактивной тягой, только по-разному направленной). В вертолетном ниже скорость, высота меняется специальными кнопками (а не отклонением ручки), можно двигаться назад или вбок. В самолетном пилотажные возможности сильно ограничены, мертвую петлю сделать нельзя, можно, правда, сделать бочку, но тоже не отклонением ручки, а специальными клавишами (теми, что используются для движения вбок в вертолетном режиме). Самое же неудобное - разворот, как и положено, происходит с креном, но при этом корабль старается автоматически этот крен выправить, в итоге нос мотается сначала в одну, затем в другую сторону, и целиться неудобно - хоть джойстиком, хоть мышкой.
Повреждения сводятся к убыванию "жизни", то есть на функционирование систем не влияют. Защитных полей нет, топливо не кончается. Садиться по-нормальному нельзя, вы просто подлетаете к специальной площадке, жмете Alt, и вам показывают ролик посадки (или сразу переход на следующую миссию). Корабль у вас на всю игру один, менять его нельзя. Оружия шесть видов, все - пушки (то есть, ракет нет - у противника, кстати, таковые иногда встречаются, а у вас нет противоракет!). У большинства пушек есть альтернативные режимы, сводящиеся к более редкой, но более мощной (и затратной) стрельбе. Изначально доступна только базовая пушка с некончающимся (точнее, самовосстанавливающимся) боезапасом, остальное вам дают по ходу. У всех прочих пушек боезапас кончается. Наиболее эффективен при стрельбе по движущимся целям лазер, напалм тоже ничего, но его заряды летят медленно и быстро кончаются, все остальное, похоже, годится только для неподвижных целей. Вы можете настроить в опциях, насколько хорошо пушки умеют сопровождать захваченную цель (автоприцеливание), но даже при максимуме захват и сопровождение работают достаточно криво, часто сбиваясь. Стрелять имеет смысл, только если цель захвачена - тогда все выстрелы идут, куда надо, автоматически учитывая упреждение.
Зато что в Yager не вызывает никаких нареканий, так это графика. Игра очень красивая и стильная; в ней хорошо все - небо, динамическая вода морей и озер, местность с плавным рельефом и деревьями, детализированные сооружения и техника, огонь и дым... И то я, с моей старенькой GeForce 2, видел еще не все, на что игра способна. Придраться можно разве что к отсутствию нормальных видов с внешних камер (для других кораблей - полностью, а на свой можно лишь взглянуть спереди или видеть его сзади).
Многопользовательский режим в текущем релизе отсутствует, но это обещают исправить последующим патчем.
Ну а хуже всего, конечно же, глюки, причем самого скверного свойства - когда игра вешается ("логически", то есть реакция на клавиши есть, но вы висите в какой-то пустоте и никуда не можете лететь, или физически, вплоть до reset'a). Чаще всего это происходит при загрузке новой миссии или части (при этом только что пройденная не сохраняется!), но иногда и в середине (у меня случалось при переключении видов). Если вы не желаете по вине игры проходить миссию заново, то можете в файле ваших записей (скорее всего, это 101.sav, если вы не начинали игру несколько раз под разными именами) исправить байт по смещению 04 (это число пройденных миссий; если прописать туда 15h, вам будут доступны все миссии игры).
В общем, игра хороша исключительно своей графикой. Остальное - вполне средненькое, плюс глюки. Хотя, возможно, позже выйдут патчи.