Слесарь-сантехник на тропе войны Как же я люблю игры, где США полностью оккупирована и лежит в развалинах. И есть подозрение, что я совсем не одинок в таких чувствах, судя по тому, что количество игр с подобным сюжетом неуклонно растет. Первой игрой, которая дала мне шанс насладиться подобной картиной, был благословенный Red Alert, но сегодня на повестке дня несколько менее глобальная война, которую ведет случайно подвернувшийся слесарь-сантехник, дослужившийся в итоге до лидера манхэттенского движения сопротивления. Встречайте, тактический шутер от создателей Hitman'а - Freedom Fighters.
Итак, вторая мировая война закончилась атомной бомбардировкой Берлина, после чего коммунизм без труда победил по всей Европе и спустя годы успешно переселился за Атлантику, подмяв под себя не только Кубу, но и Мексику. И вот, когда вы собирались заняться вполне мирным и безобидным трудом на благо демократии (а именно - прочистить трубу), начинается воздушный налёт, который сопровождается входом советских танков и пехоты в город. Простые мирные американцы мечутся в панике под музыку танковых выстрелов. В дом, где вам посчастливилось в сей торжественный момент оказаться, врывается отделение солдат под командованием целого генерала, который забирает с собой вашего брата-напарника и удаляется. И именно в этот миг наш бравый водопроводчик понимает, как можно по-другому использовать разводной ключ, да вертолёт начинает постреливать по окнам, ненавязчиво подталкивая вас к выходу.
Первый же русский солдат, одетый в зимнюю форму образца 70-х годов прошлого века, смачно получает по голове. Другой с криком , умирает от автоматной очереди, затем вы встречаете партизана и - пошла плясать деревня. После жестокой зачистки уровня отправляемся в новый дом - в канализацию. Там у нас целый штаб, правда, временный, так как на протяжении всей игры вас постоянно будут мучить доблестные советские солдаты, и поэтому через каждые 2-3 уровня будете бомжевать из одного коллектора в другой. А средством передвижения вам будет служить то плот из мусора, то "Форд Бронко", поставленный на рельсы, а иногда и ваши ноги.
Да, жизнь повстанца полна лишений и трудностей. Одетый в куртку защитного цвета поверх собственных штанов водопроводчика, с лохмотьями американского флага, намотанными на коленях, наш герой с командой таких же оборванцев в одежде из кусков русской военной формы, будет возглавлять сопротивление и даже умудрится, в конце концов, выгнать нашу победоносную армию из города. После этого он сильно опечалится, поняв, что мы вернёмся и сотрём их несчастный город с лица земли, так как ни ООН, ни Женевских конвенций, ни прочих международно-правовых документов не было, нет и не будет.
Как только вы добираетесь до базы, тут же начинаете планировать свою следующую вылазку. Вам дают карту района, которая поделена на несколько секторов. В каждом секторе есть важные для вас объекты. На карте есть главная цель, но чтобы добраться до неё, придётся выполнить ряд второстепенных миссий. Например, чтобы вас не трогал вертолёт, надо взорвать заправочную станцию, а чтобы достать взрывчатку, понадобится освободить .
Сообщение между секторами происходит при помощи канализации, сохраняться можно так же только около канализационного люка. При этом, если вы перебьёте всех врагов в секторе, затем перейдёте в другой сектор, а потом снова вернётесь, то, скорее всего новых врагов не будет. Правда, к концу игры их начинают регулярно подбрасывать на транспортах. Впрочем, это зависит от сложности игры.
У вашего персонажа, как положено лидеру, есть параметр харизмы - чем он выше, тем больше народа вы сможете с собой водить. Параметр повышается при выполнении различных миссий, а также за спасение гражданских или же за лечение таковых. От количества бойцов напрямую будет зависеть успех вашей вылазки. Бои здесь происходят стенка на стенку, и зачастую силы будут неравны. Чтобы выжить в бою, вам надо будет постоянно ими маневрировать, так как ваши бойцы - народ горячий, и они без тени сомнения попрут на вражеское пулемётное гнездо или танк. На деле, их основная задача - вступить в бой с противником и обеспечить вам огневое прикрытие, чтобы вы смогли подавить огневые точки врага или же поснимать снайперов. Управление отрядом базируется на двух переключателях, один из которых отвечает за движение (следовать за вами или отступать), второй за открытие огня (огонь по желанию или охрана вас, любимого). По умолчанию, бойцы идут рядом с вами и действуют как телохранители.
Интеллект ваших солдат продуман на достаточно высоком уровне. Во время атаки бойцы прячутся в укрытиях и стараются уничтожать в первую очередь самых опасных врагов, вот только с техникой они не умеют бороться. При этом если бойцам будет тяжело сдерживать натиск, то они попросят вас о прикрытии, либо предупредят о вражеской технике, словом, ведут себя так, как подобает. Враги тоже умом не обделены, и у них тоже есть командиры, которые действуют в противовес вам. Например, когда вы штурмуете дот, то вражеский офицер сделает всё, чтобы сконцентрировать огонь на вас лично. Вам, в свою очередь, следует также озаботиться нейтрализацией вражеского комсостава, без которого солдаты противника начинают откровенно тупить.
В игре учитывается дружественный огонь, поэтому не стоит бежать впереди своих бойцов во время атаки или иным способом вставать на их линию огня. Радует то, что это касается не только вас, но и противника. Однажды я был живым свидетелем того, как вертолёт, охотясь за мной, перестрелял половину своих солдат.
Если солдат падает ниц, то это обязательно означает его смерть, скорее всего, он лишь ранен, и если дать ему аптечку, то он снова встанет в строй; правда, если в него очень хорошо пострелять, то он погибнет. К счастью, враги не восстанавливаются подобным образом.
В отличие от большинства шутеров, вы не можете таскать на себе по 10-15 видов оружия, а всего лишь одно для рукопашного боя, парочку для огнестрельного и несколько полезных предметов типа гранат, бинокля и бутылок с зажигательной смесью.
Верой и правдой служивший вам газовый ключ можно заменить прикладом любого ствола. Как правило, герой будет бить прикладом, если противник слишком близко и по нему невозможно выстрелить. Такое бывает весьма часто, поэтому сначала ему дают прикладом в челюсть, а когда он отлетает - пристреливают.
Всего два вида пистолетов, один похож на "Кольт Питон 357", второй - на "Беретту". Почему "похож"? Скорее всего, по причинам альтернативности будущего, авторы сделали оружие безымянным, при этом срисовывали они его с самых что ни на есть действующих образцов
В последний раздел попали: пистолет-пулемёт, штурмовая винтовка (АК-74), снайперская винтовка, дробовик, гранатомёт (РПГ-7) и пулемёт (РПК-74).
Насчет гранат и коктейлей Молотова я уже говорил. Солдаты, завидев летящую гранату, отчаянно стараются схорониться за ближайшим укрытием.
Куда делись все американские арсеналы? История умалчивает. Но придется обходиться без привычной М-16 и прочей демонстрации американской военной мощи.
Движок для игры позаимствован из Hitman 2. В результате, внешний вид в игре отвечает современным требованиям, но устанавливать новые горизонты - не для нее. Да и дорогу гранатомётом, как в Red Faction, не проложить.
Сама картинка преимущественно тёмная, но это ни в коей мере не портит впечатление. Серые тона словно сгущают краски над вами, и пейзаж всем своим видом демонстрирует тщетность ваших усилий в этой войне. Вы живёте только надеждой, и атмосфера, напущенная разработчиками, всё время пытается вас придавить. Идёте ли вы вдоль стены, смотрите ли на соседний дом - всюду царят хаос и разруха. При этом со стен на вас призывно смотрят красные плакаты, на которых говорится, что в ваш город наконец-то пришёл мир и спокойствие, и лишь в подвалах и тупиках мелькают надписи с призывом бороться до конца. Эти надписи похожи на молодую поросль, которой предстоит укореняться в асфальте, для того чтобы выжить, а жирные красные плакаты похожи на большие деревья, которые изрядно прогнили изнутри и вот-вот падут. Вокруг расшвыряны сгоревшие автомобили или же ещё нетронутые, но все равно покинутые, в воронках от взрывов что-то горит. И всё это - на фоне битых стёкол, бесконечных красных флагов, целой кучи контейнеров с надписями СССР, а также беспорядочно снующих гражданских, которые ещё вчера сидели дома перед телевизором и спокойно пили пиво.
Чем ближе вы к концу игры, тем более гнетущей становится обстановка. Предпоследний этап игры похож на Ледовое побоище. Вы высаживаетесь с моря и пытаетесь по льду дойти до берега. Враг устраивает артиллерийский обстрел, и половина ваших бойцов тонет подо льдом. В довершение всех неприятностей идет очень плотный снег, который почти неотличим от настоящего, и лишь дым от горящего МИ-24 прикрывает вашу группу от вражеских пулемётчиков.
Детализация объектов неплоха, но есть вопросы. На стенах остаются дырки от пуль, но если вы будете стрелять из снайперки - увидеть следы попаданий и не надейтесь. Все машины, равно как и бочки с топливом, можно эффектно взорвать. Но если зарядить из гранатомёта в симпатичный вертолёт, то он взрывается в воздухе так, что к земле летят только две лопасти, да и те не долетают, а растворяются ещё в воздухе. Нет кровавых следов на трупах, да и вообще крови явно маловато. Откровенно не хватает кровавых сцен смерти, даже горят люди как-то не очень естественно. И почему при таком впечатляющем взрыве гранаты от людей не отрывает конечности, при этом сами они летают, как плюшевые игрушки после хорошего пинка?
Музыка старается максимально соответствует антуражу игры, и это ей удается. Звуковые эффекты - хорошо, но не более. Хоть оружие и русское, но звуки оно издаёт не наши. Да и фразы русских солдат или явно разочаровывают. Но для американцев - этого более чем достаточно.
Теперь поговорим о реалистичности игрового процесса. Для начала, это точность стрельбы оружия. Оружие здесь не перегревается, имеет отдачу и стреляет не слишком точно - зависит от расстояния. Учитывается место попадания пули, если в голову - то это труп с одного выстрела, если же в руку или ногу, то боец либо припадёт на раненую ногу, либо его слегка отшатнёт при попадании в руку. При этом попадания по конечностям не смогут обездвижить солдата, а лишь на время помешают ему сосредоточиться на ведении огня.
Понятие бронежилета полностью отсутствует, поэтому при попадании под огонь, выбраться живым практически невозможно. Правда, у компьютера всё же есть юнит, в стальной броне с пулемётом, который умирает довольно долго и завалить его в одиночку весьма трудно.
На технике покататься здесь не удастся, а вот пострелять из крупнокалиберного пулемёта - пожалуйста. Непонятно только, почему из него нельзя уничтожить технику, например, тот же десантный БТР, который крупный калибр должен прошивать насквозь, или те же вертолеты.
В общем и целом, разработчики представили нам интересный шутер с видом от третьего лица с зачатками тактических взаимодействий и весьма грамотным AI ведомого вами подразделения. К явным недостаткам игры стоит отнести отсутствие сетевого режима, так как все 8 этапов игры, один из которых - секретный, проходятся на одном дыхании за вечерок-другой часов. Зато играется действительно запоем, а это едва ли не высшая оценка для любой игры.