Эфирная обломка Садясь за написание рецензии на "Демиургов 2" я испытывал странное чувство раздвоенности. С одной стороны, сладкий голос сердца нашептывал: "Признайся, признайся же - тебе было интересно играть!". И я признавался сам себе: да, играть в "Демиургов 2" интересно. Потому что это все те же "Демиурги". С другого бока шипел холодно-гадкий разум: "Согласись, за ТАКОЕ полагается немедленно линчевать без права на обжалование". И я опять соглашался: да, проект заслуживает образцово-показательного линчевания, чтобы другим неповадно было. Похвалить и жестоко поругать - странная ситуация, вы не находите?
Как известно, после выхода первой части игры разработчики из "Нивала" получили тысячу и одно письмо игроков, в которых содержались предложения по улучшению игры. Намотав все полученные рацпредложения на ус, "Ниваловцы" сели за производство игры мечты - проекта, построенного из мечтаний игроков. В результате родились "Демиурги 2": истинно народная игра, которая, если верить рассказам разработчиков, стала такой исключительно из-за вас, дорогие радиослушатели. Что тут можно сказать? Я очень сильно хочу заглянуть в глаза тому фанату игры, который посоветовал полностью переработать глобальный режим. В первой части, напомню, была так называемая "глобальная карта", выполненная в стилистике а-ля "Heroes of Might and Magic". У игрока было несколько героев, которые перемещались по карте, собирая ресурсы и артефакты, попутно сражаясь с вражескими героями и монстрами. Основной проблемой "глобального" режима была необходимость покупать руны-заряды для заклинаний, используемых во время тактических битв. Во-первых, это было очень неудобно - за зарядом для любимого смертоубийственного заклинания зачастую приходилось бежать через полкарты. Во-вторых - руны к серьезным заклинаниям стоили очень дорого. Поэтому доходило до идиотизма: наиболее дорогие и убойные заклинания вы использовали только по большим праздникам, при битве с высокоуровневыми врагами, стараясь уничтожать слабых врагов маломощными, но дешевыми спеллами. Естественно, что чуть ли не все письма к "Нивалу" начинались со слов "Отмените нафиг эти "censored" руны!". Далее следовало: "И сделайте так, чтобы герои могли переходить из одной миссии в другую".
Разработчики почесали коллективную голову и отменили руны, а также позволили кочевать героям из миссии в миссию. Заодно они полностью уничтожили походовый режим, превратив "Демиургов 2" из стратегии в RPG. Теперь у нас всего один герой, который мыкается туда-сюда по карте, выполняя квесты. Выполнив все квесты, герой торжественно дефилирует в следующую миссию.
Теоретически все просто замечательно - пожелания играющих масс полностью выполнили. Практически, слишком усердные разработчики перестарались в стремлении все упростить и превратили "глобальный" режим в пустую формальность. То есть, в предыдущей части от ваших действий на глобальной карте зависел вопрос победы-поражения. Выбрали неправильную стратегию развития персонажей, не установили вовремя контроль над шахтами, не купили нужных заклинаний - противник закатывает вас в асфальт.
Во второй части все по-другому. Фактически, все игровые карты представляют этакие туннели, по которым можно двигаться только в одном направлении. Периодически в туннеле появляются небольшие ответвления, в которых можно побить пару-тройку монстров и заработать призовое заклинание. Таким образом, весь выбор в мисси сводится к "Сразу пойдем вперед или чуть отойдем в стороночку, а затем все-таки пойдем вперед". Короче говоря, свободы выбора пути больше не существует.
Кроме того, значительно упрощена ресурсная система - видов ресурсов всего три, причем их у вас будет всегда в избытке. Дело в том, что в магазинах теперь не надо покупать только заклинания, руны-то отменили! Причем эти самые заклинания можно еще снимать с тел убитых монстров и получать в качестве награды за выполнение квестов. К концу каждой миссии у вас накапливается просто неприличное количество ресурсов и заклинаний, о котором ранее можно было только мечтать.
С другой стороны, вы наконец-то получили возможность составлять колоды, не оглядываясь на количество доступных ресурсов. То есть вы совершенно спокойно можете подобрать индивидуальную колоду для каждого встреченного монстра, что нельзя не приветствовать.
Одновременно со всеми этими нововведениями в игре наконец-то появилось некое подобие сюжета. В первой части наши метания по карте напоминали походку лунатика: куда идем - не знаем, зачем идем - не знаем, по окончании миссии выдается страничка текста, после чего загружается новая карта. В "Демиургах 2" появилось множество скриптованных сценок, в которых дубоватые персонажи пересказывают пафосными голосами содержание мягкообложечного фэнтези-романа, купленного с лотка в подземном переходе (на одном из скриншотов как раз запечатлен фрагмент такого "произведения"). Вместо полного отсутствия сюжета - жалкое его подобие. Это, конечно, лучше, чем ничего, но читать тонны глупой чуши как-то совершенно не прельщает, поэтому кнопочка "закрыть" в углу диалогового окна непременно станет вашей любимой. Интересно, когда же все-таки в "Нивале" появится нормальный сценарист? Уважаемые "Ниваловцы", порекомендуйте пожалуйста вашему "пишущему человеку" (иначе я его назвать не могу) ознакомиться с игрой "Planescape: Torment" для усвоения понятия "качественный сюжет в компьютерной игре". Спасибо.
Из интересных находок, появившихся на глобальной карте, стоит упомянуть особые здания, которые в некотором радиусе добавляют забавные магические эффекты в тактической битве, кардинально меня рисунок боя. Скажем, если вы деретесь рядом с витальским алтарем жизни и убиваете какое-то существо, то на вашего героя автоматически кастуется кучка всяческих неприятностей. Другое сооружение может произвольно колдовать "землетрясение" каждые несколько ходов. Кто не спрятался - level-дизайнер не виноват!
Из других новинок появились туннели. Входите с одной стороны карты, выходите с другой. Все отличие от телепортов в том, что для успешного прибытия в точку назначения вам необходимо сразиться со слабеньким монстром. Кроме того, появились специальные здания, посетив которые, ваш герой получит неплохой бонус на одну миссию. Скажем, постоянно появляющиеся в колоде заклинания или усиление некоторых созданий. Кстати, изменения, произошедшие с героем можно назвать мизерными (учитывая, что теперь глобальный режим представляет собой RPG, а не стратегию). Честно говоря, помимо того, что все полученные вами заклинания остаются с персонажем до конца кампании, изменение произошло только одно. Отныне вы можете в любое время сменить специализацию героя. Более никаких отличий замечено не было. Вот так в "Нивале" понимают разницу между RPG с одним персонажем и походовой стратегией с целой пачкой героев....
Впрочем, все вышесказанное было лишь присказкой. Сказка, как говорится, впереди. Признайтесь, вы ведь покупали игру вовсе не из-за измененного глобального режима? Конечно, нет - первые "Демиурги" полюбились всем исключительно из-за тактических боев. Бои были интересны и достаточно сбалансированы, чтобы на поиски наилучшей тактики понадобилось определенное время. Правда, как сказал один умный человек: "Компании Wizards of the Coast" (владельцам "Magic: The Gathering") пора подавать на "Нивал" в суд за плагиат". Но дело даже не в этом.
Итак, представьте, что вы запускаете игру, выбираете дуэльный режим, устанавливаете случайные параметры и закрываете глаза в предвкушении... Открыв их, вы обнаружите жестокую, как ваш покорный слуга, правду жизни: дуэли "Демиургов 2" ничем не отличаются от первой части. Абсолютно. 70% игрового времени вы будете пребывать в твердой уверенности, что вставили в дисковод CD с первой частью игры. У меня была мысль проиллюстрировать статью скринами от первой части игры. Вам пришлось бы просматривать скрины с электронным микроскопом, чтобы найти единственное отличие: теперь информация о кастующихся заклинаниях вверху экрана отображается не текстом, а картинками. Все, больше отличий нет, вы можете выходить на улицу и устраивать лохотрон "Угадай, откуда какая картинка". Заработаете миллион максимум за неделю.
Стоп, слышатся возмущенные голоса: "А как же новая раса, новые заклинания и создания?". Вообще-то, подобный набор реализуется в среднего качества add-on'ах, совестливые же разработчики подобные "разработки" выкладывают вообще бесплатно. Но если вы настаиваете, мы поговорим о новой расе.
Это так называемые "бесцветные" монстры, обитающие на монохромных территориях (все отличие от нормальной местности в том, что каждый шаг по черно-белой территории отнимает у героя опыт). Раса действительно интересная. После вызова существа для его входа в битву требуется заплатить либо эфир, либо какую-то специальную мзду. В случае своей смерти бесцветный монстр опять возвращается в пространство между мирами, откуда его снова можно вызвать. В остальном бесцветные чудовища являются самыми обычными созданиями. Говорить о дуэлях более смысла не имеет - нововведения минимальны и не стоят слов. Зато хочется сказать пару слов о графике. Бесцветные монстры выглядят максимально аляповато (чего стоит хотя бы волк в самурайском доспехе) и спецэффектами отнюдь не блещут. В целом игра почти на 90% выглядит как первая часть, отличить их невероятно сложно. Из-за подобного конфуза в голову закрадывается нехорошая мысль: "Разработчики, решив заработать на мне, выпустили старый продукт, приклеив ему цифру 2 на лоб". Чем дольше вы будете играть, тем настойчивее будет мысль.
Завершая игру, я чувствовал себя полнейшим, извините за выражение, лохом, которому за 300 рублей впарили три диска с игрой двухлетней давности. Максимум, что заслуживает "вторая часть" - это пометки "Gold Edition". Под это определение она подходит просто идеально. Исправленные ошибки (глобальный режим предыдущей части, судя по всему, разработчики сочли одной большой ошибкой), несколько новых музыкальных треков (основу саундтрека составляют старые композиции), полтора новых спецэффекта, с десяток добавочных заклинаний и созданий. Данный пример, судя по тому, что некоторые издания называли игру "красивой и свежей" (ребята, сколько вам заплатили за ТАКИЕ слова?!) можно рассматривать в качестве пособия по грамотной раскрутке игры второй свежести. Если вы желаете спонсировать "Нивал" за красивой название и былые заслуги - "Демиурги 2" вполне подойдут для вашего намерения. Я же предпочту потратить наличность на куда более достойные проекты, ведь замечательные игры в этом месяце выходят целыми обоймами.