Когда появилась Age of Mythology, это не было каким-то прорывом, потрясением, свершением в игровом мире, которого ждут годами типа третьего Doom'a или второго Half-Life'а. При выходе AoM не сотрясались небеса от экстатических воплей восторженных геймеров, дождавшихся наконец своего кумира. AoM поначалу воспринималась лишь как "что-то вроде Age of Empires, только в 3D и с закосом в мифологию". В принципе все так и было. Да, что-то вроде AoE. Немного 3D, к которому, как обычно, надо немного привыкнуть. И мифология, к которой благодаря школьному курсу истории и античной литературы, слава богу, привыкать не надо, в крови сидит. Но поскольку Ensemble Studios своей сверхудачной серией "эпох", разработанной по мотивам дней минувших, доказала, что чего-то значит в мире RTS, то и от новинки ждали хотя бы "крепкого середнячка".
Мифа мало не бывает.
Ожидания окупились сторицей. AoM оказалась не просто "нормальной игрой", но и определенной вехой в развитии стратегических игр. И хотя складывавшийся годами пиетет перед Blizzard'ом не позволяет поставить знак равенства между AoM и Warcraft 3 (как же, это же сам дедушка Варкрафт!), но тем не менее немногие игры смогли приблизиться к нему так близко. К тому же AoM стал вплотную соперничать с WC3 на ниве мифических сюжетов. По сравнению с предыдущими "эпохами" создатели гораздо более основательно поработали над сюжетом, благо "материала" для этого дела было завались. Не надо тебе ни "ночных", "кровавых" и т.п. эльфов выдумывать, ни героев с нуля писать. Открывай старичка Гомера - и дуй себе в удовольствие! Для пущего удовольствия можно все погуще перемешать, добавить Египта и горячих северных парней и наслаждаться содеянным. Эх, от себя хотелось бы еще пожелать, чтобы в следующем продолжении нашли свое место и "великие славянские мифы": пусть-де Одиссей да на Змей Горыныче да за Золотым Руном в Тридевятое Царство полетит, где злой Сет aka Кащей Бессмертный прячет Василису Нефертитьевну Прекрасную, которая в саркофаге спрятана, а саркофаг тот - в заднице у Коня Троянского, которого царь Додон всем своим войском спалить грозит... в общем, сюжет получился бы как раз в духе AoM, где все, что имеет более-менее мифическое происхождение, имеет полное право быть вплетено, впихнуто, замешано и перетерто в сюжет на потеху геймеру и разработчикам.
Понятно, что такая игра не могла не обойтись без продолжения. Все законы голливудского мира грез уже давно и прочно обосновались и в игровом мире. Только тут они называются не сиквелами, приквелами и... забыл уже, как они это называют, когда "ответвление" идет (типа "Мумия 2" - "Царь скорпионов"), а add-on'ами. В продолжении разработчики решили наконец доделать недоделанное и досказать недосказанное. Ведь в оригинале, если честно, не очень хорошо получилось. Пугали всю игру титанами, пугали... и где? По закону ужастиков, любая "страшная-престрашная-супер-бяка" рано или поздно должна показаться. Да, сначала она только сопит в две дырочки, прячется по кустам, пожирает беспечных прохожих, но потом-то она показывается! Начинает пускать слюни и все такое. А в AoM титаны во всей своей красе так и не появились. Ну, Посейдон был, но какой из него, на фиг, титан - так, плюгавый дедок решил стариной тряхнуть. А ну, бабки, расступись! Титаны - они постарше будут, да и поуродливее. В продолжении титаны наконец появились во всей своей красе (собственно, отсюда и название). Надо сказать, что посмотреть есть на что. Но обо всем по порядку.
Атлантида forever!
Начнем, как водится, с Атлантиды. На ней здесь, как на яйцах, все замешано. Как известно, оригинал закончился тем, что в боях с нехорошим Посейдоном и его не менее нехорошими приспешниками, пытавшимися всеми возможными путями высвободить титанов, устроить неслабые разборки и в этой мутной воде осуществить передел собственности, Атлантида канула в лету, растворившись в пучине морской. И поглотила ее пучина сея, как говорится, в один момент. Где-то незадолго после этого печального момента и начинается повествование add-on'a.
Маленькая кучка деморализованных атлантов во главе с сыном главного героя оригинала Кастором (впоследствии в его честь назовут касторку) влачит свое жалкое существование на обломках некогда великой империи. Тут они внезапно натыкаются на портал, который переносит их на незнакомый остров к западу от Пиренейского полуострова (Испания с Португалией, если кто не понял). Недолго думая называют его атланты Новой Атлантидой и начинают обустраиваться. К сожалению, либо данный остров сгинул впоследствии в очередном конфликте, либо скрыт от простых смертных таинственными потусторонними силами, но современными техническими средствами он никак не обнаруживается. Но вернемся к атлантам. После переноса на новую малую родину они обнаруживают, что все "знаки" указывают на то, что им покровительствуют "старые" боги. В смысле "совсем старые", титаны.
Рассудив, что "уж лучше пусть "эти" за нами присматривают, чем никто", атланты в обиде на забившего на них Зевса тоже на него забивают и начинают быстренько отстраивать забытые полуразрушенные храмы. Но почему-то выясняется, что оказавшиеся поблизости греки совсем не в восторге от такой перспективы и пытаются положить конец сему гнусному идолопоклонству. Греков валят. Но им тут же на помощь бежит международный интернационал в лице египтян и викингов. Понятно, что всех валить - пупочек развяжется, поэтому решает Кастор совершить пару рейдов по глубоким тылам. Отправляется в Египет, Скандинавию, бесчинствует там немного, втягивается в это дело и далее по нарастающей.
В конце концов оказывается на Олимпе и со словами: "Ну вот, а гнали, что ни один смертный не может ступить на Олимп," - понимает, что какая-то фигня получилась. Трясется все и предчувствие какое-то нехорошее. Потом там появляется Аркантос (главный герой оригинала) и разъясняет египтянам и скандинавам, что детеныш, мол, не виноват, похулиганил немного - ну, с кем не бывает, молодо-зелено. Он одумался, больше не будет. Кастор говорит, что да, лажанулся немного, больше не буду, давайте дружить. И начинают они после всего этого дела валить титанов, которые уже успели выползти на поверхность в Греции, Египте, Скандинавии... ну, дальше рассказывать все не буду, но закончится все хорошо. Новую Атлантиду, слава богу, в результате не разрушат, так что рисовать очередной не существующий остров на карте не придется.
Героями не рождаются, героями становятся
У расы атлантов есть несколько существенных отличий от других рас. Первым является то, что каждый рабочий - сам себе перерабатывающий заводик. Ходит не один, а с осликом. Все продукты, соответственно, на него грузит, которые после этого сразу оказываются в вашем распоряжении. Не надо строить кучу складов: тут мы пищу складываем, тут бревна, тут золото. Не надо всякие воловьи повозки за собой таскать. Все свое ношу с собой. Красота. Стоит, правда, такая красота раза в три дороже, чем у других рас, зато и работает в силу означенной особенности эффективнее. Вторым принципиальным отличием является то, что атланты в отличие от других рас способны использовать божественные силы несколько раз. Круто? А то... Халява по полной.
Третьим - то, что каждый юнит (не мифический) атлантов может стать героем. В смысле? Ну как, просто стать героем. У каждого юнита есть кнопочка соответствующая: кликнул - и ты герой! Определенное количество ресурсов и favor'a при этом, конечно, спишут, зато прикольно. Что это дает? Ну, бессмертным в отличие от "настоящих героев" он, к сожалению, не станет, зато показатели несколько улучшит, начнет светиться (но это, конечно, неважно) и получит бонусы против мифических юнитов (а вот это уже важно).
Волшебный "сифон"
Раса атлантов отличается относительно более дорогими и более крепкими юнитами, чем у других рас. Обычные юниты строятся в двух сооружениях: бараках и "контр-бараках", которые производят юниты и, соответственно, "контр-юниты". Т.е. в бараках: пехота, лучники, кавалерия, а в контр-бараках: юниты, наиболее подходящие для борьбы с пехотой, лучниками и кавалерий противника. Таким образом, атланты получаются как некое связующее звено между греками, у которых, по-моему, было три строения, и египтянами со скандинавами, у которых по одному. С мифологической, графической и т.д. сторон атланты - это также не самостоятельное цивилизационное направление, а скорее некое переходное, сильно напоминающее своеобразный отпочковавшийся нарост греческой культуры.
Помимо упомянутых шести юнитов есть еще парочка, ничем особенно не примечательных, а также забавная штука под названием "Огненный сифон" (Fire Syphon). По внешнему виду, если честно, очень сильно напоминает вообще-то танк. Понастроишь их несколько штук, едешь и невольно ловишь себя на мысли, что не в AoM играешь, а в Red Alert какой-нибудь. Вот сейчас они на тебя "хариеров" напустят, а ты их, гадов, мамонтами, мамонтами!.. Потом оглядишься: стрелы, копья, лошади, - придешь в себя и дальше потихонечку едешь. Стреляет волшебный "сифон" огнем, идеально подходит для разрушения строений. Правда, ума не приложу, какой вред каменной кладке от огня, но да ладно, зато выглядит хорошо.
Автоматон, прометеец, бегемот и все, все, все.
Всех атлантических богов и их божественные силы я вам, пожалуй, перечислять не стану. Их тут, как водится, немерено. Основных, правда, три: Уран, Кронос и Гея (это которая мать-земля, если кто помнит, с геями никак не связано). А вот на мифических юнитах можно остановиться и чуть подробнее.
Сатир - хороший дальний воин, кидается копьями, по большому счету ничего особенного.
Stymphalian Bird - тоже юнит дальнего радиуса действия. А поскольку, как явствует из названия, "птичка", то еще и летает.
Прометеец (promethean) - юнит ближнего боя, имеющий особую "фишку". Когда его убивают - распадается на два маленьких "прометейчика", которые продолжают сражаться. К сожалению, те в свою очередь еще на двух и так до бесконечности, до "битвы атомов" не распадаются. В общем, пользы от этого дела не особо, зато прикольно. Как червяк: разрубишь - получится не один дохлый червяк, а два живых.
Automaton - так и хочется сказать Automation (Арканум неистребим). Очередная попытка скрестить мифологию и механику. Способны чинить как сами себя, так и своих собратьев. С одной стороны, конечно, неплохо, но после того как посмотрел, как в одной из миссий полчища этих автоматонов разносятся на шестеренки парой героев, энтузиазм относительно возможного использования несколько поубавился. Caladria - летающий хилер. Весьма полезна. Поражается только юнитами дальнего боя. А поскольку кучки шляющихся лучников встречаются реже, чем кучи прочих юнитов, то и живучесть на поле боя, как показала практика, несколько выше, чем у прочих пеших лекарей, которых почему-то очень любит рубить в капусту вражеская кавалерия.
Servant - тоже хилер, но по большей части уже морской.
Бегемот (Begemoth) - на самом деле вовсе это не бегемот, хотя размерами похож. По своим функциям, как можно догадаться, напоминает таран. Как в известной пословице: бегемот плохо видит, но при его весе это не беда.
Hekagigantes - как можно догадаться из названия, это должно быть что-то большое. Да, неплохой такой юнит. Классно подходит для рукопашной. Если нигде поблизости нет героев, строишь этих гига-геков, сзади в качестве дальнего суппорта сатиров, пяток каладрий сверху - и идешь всех валить.
Аргус (Argus) - с виду какой-то непонятный левитирующий жучок. Плюется какой-то отравленной гадостью. В общем, мерзкий тип, но с пехотой справляется.
Lampades - основная особенность и способ атаки - вызов хаоса во вражеских рядах. Юниты становятся "crazy" и начинают молотить направо и налево. Зрелище бессмысленное и беспощадное. Но любопытное.
Есть еще пара мифических морских юнитов - Nereid и Man O'War, но о них ничего особенного сказать не могу. Так, юниты как юниты. Плавают себе, ну и пусть плавают.
Вердикт
В целом должен сказать, что продолжение получилось удачное. По части появления новых рас особых открытий не увидели, сплошное "дежа вю". Как ни убеждай, что атланты - это самостоятельная культура, все равно не поверю, греки и греки, и под лупой не различишь. Могли бы и еще кого-нибудь выдумать. Что, народов мало было, что ли? Могли бы там, кельтов каких-нибудь добавить или мавров. Но если по части новых рас не очень (хотя, может, и на фиг оно надо, это разнообразие), то по части всего остального - все замечательно. Хороший, проработанный сюжет, не уступающий оригинальной части, полноценная кампания, затягивающий, как обычно, геймплей. Все это под приятную, красивую, расслабляющую музыку, прямо-таки заставляющую почувствовать себя каким-нибудь Ахиллесом при осаде Трои. Проработанная и с душой сделанная графика (максимально, конечно, лучше не приближать, в этом отношении тому же WC3 сильно проигрывает, но вот издали, а это по большому счету и есть основной игровой режим, - без нареканий).
Но, конечно же, главное достоинство AoMT: нам наконец показали ИХ! И не важно, что AI у них далек от совершенства. В большинстве миссий, где основным заданием является сдержать продвижение титана, достаточно просто взять небольшой отрядик, напасть, выбрать себе полянку поживописнее и бегать вокруг нее часами, наслаждаясь свежим воздухом, пока необходимое время до прихода подмоги не истечет. Титаны, как полные имбецилы, продолжают с упорством, достойным лучшего применения, преследовать пару-тройку лучников. А поскольку передвигаются они относительно медленно, то убежать от них не представляет никакого труда. В общем, получается, как из пушки по воробьям. Но это ничего, может, это так и задумано было: что бы у вас самих с мозгами стало, просиди вы несколько тысячелетий в Тартаре?
Принципиальным разочарованием стало, пожалуй, то, что за всю кампанию так ни разу и не дали построить своего ручного титанчика! Это нечестно! У всех есть - а у меня нет! В последней миссии, конечно, дают поуправлять Геей, которая формально тоже считается в игре титаном (а до этого дают Стражника и дракончика Nidhogg'a), но это все-таки не то. Возможно, строительство титанов никак не смогли втиснуть в канву сюжета? Мол, раз мы с ними боремся, с какой стати нам их строить? Хотя тоже не аргумент. Когда Кастор буянил, он мог бы в процессе буйства хоть одного титана выпустить на волю самостоятельно - ан нет, фигушки! Все добро другим достается! Так что строить титанов у вас получится только в скирмише или сетевых баталиях.
Ничего мудреного в этом, как оказывается, нет. Развиваетесь до мифической эпохи, после чего появляется возможность исследовать "секреты титанов", как обычный upgrade. Когда исследуете, можете начинать строить врата. Правда, в этот момент следует быть наиболее осторожным, поскольку о начале строительства, как я понял, узнают все ваши соперники и им это, понятно, начинает активно не нравится. Когда врата построены, из-под земли вылезает титан. В принципе, формально это еще не означает, что вы выиграли... но это только формально. Если ваш противник не успел построить своего титана, помочь ему сможет только чудо. Против лома... сами знаете. Армия героев, конечно, титана завалит, он ведь, к сожалению, вообще не лечится. Но если вы не полный пофигист и это дело отслеживаете, то врагам пора скидываться на поминки. "Баста, карапузики, кончилися танцы". Практически любое строение валится с двух-трех ударов. Урон 70, броня под 90%, 7000 НР и возможность одним ударом вырубать несколько юнитов говорят сами за себя.
В общем AoM:T - классная игрушка, достойная приобретения. Как говорится, "в лучших традициях жанра". К тому же, когда еще вы в ближайшее время сможете побывать на Олимпе, вновь повоевать рука об руку со старыми и добрыми (вариант: молодыми и злыми) сатирами, пегасами и прочей мифологической шушерой, ну и, конечно же, порубить титанов. Ведь что ни говори, а размер все-таки имеет значение.
641 Прочтений • [Age of Mythology: The Titans ( Jason Lefrag )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]