"Кто придумал, скажи, эти пробки?.."
Земфира. Как известно, издревле на Руси были две главные беды: дороги и дураки. Хуже каждой из них по отдельности будет, наверное, только их симбиоз - дураки на дорогах. Разъезжающие на личном транспорте граждане каждый божий день сталкиваются и с первыми, и со вторыми, и, к сожалению, с третьими недоразумениями. И никуда от этого нам не деться, разве что остается немного помечтать о том, чтобы этих пробок по утрам и вечерам не было, не говоря уже о кошмарных уик-эндах, чтобы дороги были большие, гладкие и красивые, чтобы гаишники, наконец, регулировали дорожное движение, а не собственное финансовое положение, чтобы все водители были взаимно вежливыми, а поездка была непринужденной и приятной, а не превращалась в гонки на выживание в экстремальных условиях и борьбу с собственным терпением и нервами.
Впрочем, зачем же мечтать, если вы и сами можете попробовать исправить ситуацию на дорогах, хотя бы и виртуальную, в новом транспортном add-on'e к не скажу какому градостроительному симулятору под названием SimСity 4: Rush Hour.
Разработчики предупреждали о нем заранее, исправно кормили жадную до новостей публику скриншотами и интервью, поэтому особо сведущие уже знают, с чем придется иметь дело. Как обычно, присутствует все, что должно быть в порядочном дополнении: кучка новых зданий (каждые пять лет или по вашему желанию меняется стиль застройки, в наличии модный европейский, Чикаго 1890-го, Нью-Йорк 1940-х или Хьюстон 1990), прикручена свежая горстка фич, например, вроде возможности покататься на любой машинке в игре или присваивания имен улицам и кварталам, пополнился список транспортных узлов, мостов и развязок, появился совсем новый транспорт, расширены возможности работы с населением, не забыты и новые стихийные бедствия. Для лучшего понимания ситуации с транспортом добавлена специальная справочная кнопочка (расположенная как раз рядом с вопросиком, вызывающим информацию о зданиях, территории), с помощью которой можно узнать о количестве машин в выделенном доме, загруженности вокзалов или указанного участка трассы, маршрутах движения Симов и т.д. Для ознакомления с новыми фичами предусмотрен и новый tutorial, который подробно и по пунктам расскажет об основных нововведениях. В общем, забегая вперед, скажу, что поклонники игры разочарованными не останутся, потому что этот expansion вводит в игру столько новых возможностей (а не просто пару новых дорог и три автобуса), сколько как раз требуется, чтобы немного освежить SimCity 4, чего многие из "ситиманов" так давно добивались, засыпая авторов письмами и просьбами. Но обо всем по порядку.
Начнем, пожалуй, со стихийных бедствий. Добавилась возможность запустить в город нового гигантского монстра, способного сокрушить все на своем пути. Внешне он напоминает Годзиллу, только состоит не из плоти и крови, а целиком из кузовов автомобилей, видимо, еще раз подчеркивая транспортную направленность этого дополнения. Поведением этой зверюги можно управлять, перемещая ее в заданных направлениях. Вторым "сюрпризом" для горожан стало прибытие летающей тарелки, которая, как в "Дне Независимости", сначала тихой сапой зависает над городом, а потом... как шарахает по кварталам мощным энергетическим лучом! После из корабля-матки вылетают мелкие НЛО'шки и слегка постреливают лазерными лучами. Кстати говоря, таким кораблем можете поуправлять и вы, сея панику и наводя ужас на горожан, впрочем, не сразу.
Продолжим разговор строительной тематикой. В любом большом городе всегда в достатке дорог, которые переплетены на манер того клубка. Для распутывания подобных ситуаций предлагается целая кучка перекрестков и транспортных развязок (их можно устанавливать на пустом месте, а уже потом цеплять к ним дороги, что, конечно, весьма удобно), включая и многоуровневые, что помогут разобраться с трафиком. Появились и дороги с односторонним движением, чтобы разруливать напряженную ситуацию в центре города. Как раз давеча по одной такой пытался под шумок проехать под видом автобуса, но, не откатав и полсотни метров, был остановлен доблестным сотрудником ГИБДД, которому за такое служебное рвение обломилось на хлеб с маслицем. Теперь можно строить широкие авеню (еще можно и даже нужно поставить на такой проезжей части новый пропускной пунктик, чтобы деньги собирать за проезд) и хайвеи, прокладываемые на сваях высоко над землей. Появились и новые виды транспорта - наземная железная дорога, также приподнятая на платформе над землей, и монорельс. Железная дорога при желании легко связывается с обычным подземным метро. Прокладывая дороги через реки, можно строить не 5 типов мостов, как раньше, а намного больше, при желании приподнимая или опуская их над уровнем воды. Для чего это нужно, вы хотите знать? Чтобы под ними мог проходить паром, - еще одно новое транспортное средство. Паромные переправы намного дешевле мостов, так что сначала имеет смысл построить их, а уже потом связывать берега рек монументальными колоссами.
В новом add-on'e была расширена и углублена и тема Симов, что нашло свое отражение в особых опциональных панельках. Так, теперь можно узнать, о чем они думают, смотреть, каким маршрутом созданный или экспортированный вами человечек ездит на работу, выбрать ему новую машину, даже указать новый маршрут. Или выбрать, как это здесь называется, свой, особый "пешеходный стиль". То есть, как именно ваш Сим будет передвигаться по городу, когда он не на машине. Вариантов масса, многие довольно забавны, например, можно заставить Сима перемещаться на велосипеде, как новом, так и старинном, скейте, самокате, рикше, паланкине и т.д. Можно и самому покататься на Симовской машинке. Это, конечно, далеко не GTA, поэтому каких-то особенностей в управлении разными колесами можно даже и не ждать. Вообще-то покатушки на машинках выполнены довольно так себе, но ведь следует учитывать, что это лишь небольшая часть игры, и относиться более снисходительно. Как только вы получаете возможность порулить, внизу экрана появляется небольшая приборная панель с мини-картой, а в правом верхнем углу кнопки управления и текущая миссия.
Рулить здесь можно всем подряд, всем, что ездит, плавает или летает, правда, для начала придется, выполняя определенные задания, еще открыть новые машины, как и здания и прочие бонусы. Подобных транспортных миссий авторы насочиняли около семи десятков, причем они делятся на "плохие" и "хорошие". И, если хорошие (поймать грабителей, потушить пожар...) ведут к увеличению рейтинга, то плохие как раз наоборот, зато за считанные минуты позволяют захапать большую кучу денег. Управлять автомобилем (машин очень много, начиная от обычных гражданских, и заканчивая полицейской, пожарной, скорой, мусоровозом и даже настоящим танком!), вертолетом, яхтой или паромом, боевым реактивным самолетом, поездом, уже упоминавшейся выше НЛО - можно всего при помощи классической раскладки "wsad" или же стрелочками. Масштаб теперь стал еще крупнее, и, похоже, авторы таки поработали с оптимизацией, потому что тормозов и медленно прорисовываемых зданий почти не наблюдается. Плюс каждая техника обладает своими особенностями, скажем, полиция может ругаться в матюгальник, пытаясь распугать по обочине трафик, хотя эффект не так чтобы был особо заметным. Управляемые вами машины могут сталкиваться с обычным городским транспортом, гореть и, в конце концов, способны сломаться окончательно. Ну да не велика потеря, город огромный - одной крохотной машинкой больше, одной меньше. Никто и не заметит.
Конечно, add-on, каким бы замечательным он ни был, всегда остается лишь addon'ом, и задача у него всего одна - попытаться хоть немного улучшить оригинал, либо дать поклонникам первой части столько новых миссий, чтобы за глаза хватило. Как известно, никаких миссий в SC4 нету (появились вот только что, да и то крохотные - транспортные), а вот улучшить свое детище у авторов получилось - факт. Играть в SC4 стало немного интереснее, а представленных возможностей даже с запасом хватило бы и на два подобных дополнения. Графика, за исключением появления более крупного масштаба, осталась на прежнем уровне, как и звуковое оформление, хотя это вовсе и не значит, что игра от этого поплохела. Миссии на машинках и возможность поуправлять всей городской и не только техникой, начиная от мусоровоза и заканчивая НЛО, от души позабавили. Также пришелся ко двору и новый транспорт, развязки, дороги и мосты, что по достоинству оценят все поклонники сериала.
Нельзя не заметить и все более прогрессирующее увлечение разработчиков Симами. Авторы жаждут еще теснее переплести между собой SimCity и The Sims, явно желая превратить в итоге игрушку в этакий "SimsCity", где будут жить не обезличенные горожане, а вполне родные и узнаваемые человечки. Что ж, будущее покажет, чем закончится это обоюдное единение. Напоследок можно сказать, что разработчики все же не даром мажут на свой хлеб наш толстый кусок масла, и что обзавестись этим дополнением следует всем, кто души не чает в градостроительном симуляторе всех времен. Достойная добавка к основному блюду. Рекомендуется к употреблению без промедления всем фанатам SimCity уже в четвертом поколении. Новичкам также советую не отставать, только имейте в виду, что для того, чтобы насладиться всеми бонусами от Rush Hour, необходимо сперва установить оригинал.