Источник страха - в вашем сердце,
а не в руках устрашающего.
Джебран Халиль Джебран. Легенды о вампирах существуют с незапамятных времён, но всемирную славу "дети Каина" получили только в 1897 году после выхода книги ирландского писателя Брэма Стокера "Дракула". Мир, придуманный писателем за семь лет упорного труда над изучением мифов и легенд о вампирах, покорил сердца и умы читателей, обессмертив не только своего создателя, но и самих вурдалаков.
Первый фильм о вампирах был снят в 1922 году немецким режиссером Ф.В.Марнау - "Носферату, симфония ужаса" ("Nosferatu, eine Symphonie des Grauens"), и с тех пор вампиры не покидают большой экран, став героями японского аниме и даже детских мультфильмов. Между тем, в мире компьютерных игр вампиры не такие уж частые гости, их место чаще занимают разные неаппетитного вида пришельцы и жертвы генетических экспериментов. Чтобы как-то реабилитировать вампиров в компьютерном жанре, шведская компания Idol FX решила выпустить игру о кровопийцах, принадлежащих к клану Носферату, отличающемуся не только отталкивающей внешностью, но и беспредельной жестокостью - даже собратья по профессии стараются обходить их стороной.
Проклятье семьи Паттерсонов
Действие игры Nosferatu: Wrath of Malachi происходит в 1912 году, в котором по странному стечению обстоятельств умер создатель "Дракулы". Семья английских аристократов Паттерсонов (Patterson), бедная, но очень гордая, собралась в уединённом замке, чтобы сыграть свадьбу сестры главного героя, которая должна выйти замуж за сына румынского графа. Видимо, Паттерсоны, как истинные англичане не читали книгу ирландца Стокера, иначе, они бы дважды подумали, прежде чем приехать в замок, находящийся не где-нибудь, а в горах Трансильвании. Так бы, наверное, и сгинули бы Паттерсоны без следа в румынской глубинке, если бы не старший сын Джеймс, который по счастливой случайности опоздал на поезд и прибыл в замок только на следующий день. Оказавшись за воротами замка, Джеймс понял, что он попал с корабля не на бал, а скорее прямо в открытые двери ада. Одно радует, что малыш Джимми увлекается искусством ниндзя и привёз с собой свадебный подарок - меч Катана. Самое время подарочек применить, а точнее обагрить чьей-нибудь кровушкой.
Одна из отличительных черт игры - это генератор случайных уровней, который позволил разработчикам предоставить каждому играющему уникальный мир, в котором не только противники, но и родственники, которых надо спасти, располагаются в различных частях огромного замка. Например, если в вашей игре ключ от восточного крыла замка находился в сундуке в подвале, то вашему другу, возможно, придётся брести за тем же предметом на кладбище или в склеп. Так как в игре отсутствует строгое расположение предметов и персонажей, то в ней нет и такого полезного элемента, как карта, которая могла бы сэкономить не только время поисков, но и нервы. Если у вас хорошая зрительная память, то проблем не будет, в противном случае вы обречены ходить кругами и тратить ценные патроны на вылезающих отовсюду монстров.
Ваши поиски пропавших членов семьи строго ограничены по времени - если не успеете, то останетесь сиротой, причём круглой. Родственников у вас целая куча - восемь душ, плюс столько же друзей семьи и одна собака (да, её тоже придётся спасти - друг человека). Священник Авиль (Aville), например, прямо вам скажет, что преставится через полчаса, если вы не отыщите доктора. Другие, не столь приближённые к Богу личности точное время свое смерти называть не будут, но и они могут отдать душу, если вы будете копаться слишком долго. Ситуацию усугубляет и тот факт, что каждого спасённого родственника надо вывести из замка, так как оставленный на произвол судьбы быстро становится лёгкой добычей очередного кровопийцы. Игра на этом не закончится, но вы будете себя чувствовать убийцей невинных детей, не меньше. Если вы всё-таки вывели очередного дядю из замка, то в награду он откроет вам свой чемодан, в котором как минимум можно найти револьвер или потир для святой воды, а то и пулемёт!
Против кола нет приёма
Но вернёмся к нашему герою. По легенде, вы - представитель молодого поколения Паттерсонов, обладающий стальными нервами, которого не могут испугать какие-то там саблезубые дамочки и дедушки Фредди Крюгера с давно нестриженными ногтями. Поначалу в вашем распоряжении будут лишь кулаки и меч Катана, но очень скоро ваш арсенал пополнится осиновыми колышками, старомодным огнестрельным оружием, от которого больше головной боли, чем пользы, а также незаменимым в борьбе с тёмными силами распятием. Кроме своего прямого предназначения - истребления клана Носферату, некоторое оружие имеет скрытые возможности, причём весьма полезные. Например, осиновый кол можно превращать в факел и с его помощью освещать себе путь в темноте, а распятье не только отпугивает всякую нечисть, но и превращает обыкновенную воду в святую, которую как огня боятся зомби и вампиры.
Раз мы заговорили об оружии, то надо сказать, что пройти всю игру с пулемётом наперевес вам не удастся, так как некоторые представители потустороннего мира реагируют только на определённые виды оружия. Например, привидения очень не любят когда на них направляют распятье, а вампиры будут воскресать до бесконечности, пока вы не всадите им кол в сердце. Чтобы узнать, кого и каким оружием лучше и быстрее убить, надо иногда почитывать книги, разбросанные по замку, в которых описаны не только способы истребления вампиров, но и их привычек, а также сильные и слабые стороны.
В игре множество врагов: вампиры, зомби, собаки Баскервиля в количестве нескольких сотен, просто монстры и слуги Носферату. Всех их объединяет два качества - безграничная жестокость и лёгкое слабоумие. Как не прискорбно, но каждый третий монстр на вашем пути будет страдать синдромом замедленного развития, и убить его вы сможете раньше, чем он на вас кинется, а ещё враги могут застрять между столом и вами или не справиться с дверью, в которую за секунду до этого проскочили вы. Во всём остальном они представляют из себя жутких тварей, убивать которых одно удовольствие.
Управление
Одно из лучших, которым мне приходилось пользоваться в последнее время. Очень рекомендую использовать мышь с колесиком, так как на него вынесена функция управления инвентарём, а менять оружие вам придётся довольно часто.
В игре есть режим быстрого бега, который не просто быстрый, а спринтерский. К сожалению, Джеймс в таком режиме быстро выдыхается, и часто пользоваться им не удастся. В ближнем бою вам придётся проявить чудеса фехтовального искусства, иначе вы быстро погибнете. При использовании огнестрельного оружия неплохо бы помнить, что оно старинное и его надо перезаряжать после каждого выстрела - неудобно, не спорю, но на дворе всего лишь 1912 год, а не время автоматических штурмовых винтовок.
Графика и звук
Создатели игры проявили чудеса изворотливости, создав при минимальном количестве полигонов и текстур правдоподобный мир вампиров и мрачного готического румынского замка. Особенный колорит игре добавляет эффект старой киноплёнки, когда происходящее на экране смотрится как кадры из фильма ужасов начала века. Игра света и теней должна не раз заставить вздрогнуть даже игроков с крепкими нервами, так как сделана она просто великолепно и никогда не знаешь, что тебя ждёт в очередном тёмном углу или комнате.
Звук в игре заслуживает отдельной похвалы, хотя, на мой взгляд, разработчики немного перегнули палку с созданием атмосферы ледяного ужаса. Вопли, крики, вздохи сделаны настолько реалистично, что сердце начинает учащённо колотиться в груди, а рука невольно сжимает мышку сильнее обычного. Расслабиться вам не дадут ни на мгновение, даже не надейтесь. Музыка не просто исполняет роль фона, но и отображает происходящее в игре - если рядом монстры, то вы это услышите, будут бить барабаны, а если всё спокойно, то и мелодия будет соответственной.
Приговор
Nosferatu: Wrath of Malachi - добротный представитель редкого в наше время шутера с элементами ужастика, который должен прийтись по душе всем любителям игр в стиле Clive Barker's Undying. Всем, кто боится темноты и монстров под кроватью, а также вампирам, беременным женщинам и впечатлительным личностям просьба не беспокоиться.