Сорвиголова Я не убиваю людей. Это делают пули.
Bounty Hunter Знаете, иногда бывает такое в жизни, что ничего хорошего не ждешь, а оно все равно случается, как будто назло тебе. Правда, все чаще происходит совсем наоборот, потому что, вроде как, все верят в светлое будущее, готовятся к худшему, а получают не то и не другое. Но уж получают-то по полной программе. Всякие проблемы никогда не приходят поодиночке. Вот так и случилось на этот раз. Ждал я от игрушки совсем одного, готовился ее кремировать, а пришлось премировать. Жизнь полна неожиданностей, честное слово. Как-то так вышло, что игра эта старательно избегала меня все то время, пока ее делали. Ни громких игровых новостей, ни сногсшибательных скриншотов, ни моря обещаний со стороны разработчиков на тему того, что под своим крылом они собрали дизайнеров уровней, которые, в общем-то, хотели стать современными Леонардо да Винчи, но из любви к искусству и гонорару решили нарисовать пару тройку уровней, и, конечно же, лучших программистов в области искусственного интеллекта, которые недавно освоили Word, поэтому уж враги-то покажут нам, что такое настоящая сила мысли.
Ничего этого не было. Вернее было, но как-то тихо и совершенно незаметно. Примерно так мог бы говорить человек, стоя у телевизора, на экране которого пробегали бы кадры железнодорожной катастрофы, что сегодня с утра, по дороге на работу, он как-то случайно зацепился курткой за железнодорожную стрелку. Словом, пока все геймерское сообщество и ваш покорный слуга с ним заодно, словно загипнотизированные ждали выхода настоящих мастодонтов жанра, вроде третьей Думы и второй Халфы, хит подкрался сзади незаметно. И скромно, не на что ни претендуя, прочно занял чужое, первое место.
Подобная ситуация больше всего напоминает немного глючную версию любви с первого взгляда, когда смотришь на игру, ужасаешься, заставляешь себя посмотреть еще и влюбляешься в нее без ума. Одним словом, для тех, кто любит сверхкраткие резюме и многозначительные "два слова напоследок", однозначно скажу, что она того стоит, эта никем нежданная, негаданная игра. Нетерпеливые уже могут бежать ее покупать без каких-то серьезных последствий для нервной системы, остальные любознательные, нерешительные и те, кто никак не может прочить первое предложение в связи с отсутствием в тексте знакомых букв, просто обречены узнать подробности.
Принеси мне голову, рейнджер! Чтобы понять, что собственно такое этот самый Bounty Hunter, углубимся немного в сюжет, который, к моему величайшему изумлению, все же обнаружился. Следовательно, хотя бы один сценарист был загнан в офис компании и, по меньшей мере, один день не мог выбраться оттуда. Предвосхищая события, хочется сказать, что ничего общего с известной шоколадкой данная игра, к сожалению, не имеет. Хотя кому бы из нас ни хотелось прикончить пару батончиков нежной, сочной мякоти кокоса, после чего расстрелять тетю Асю и испепелить этого безумного сектанта, который носится из дома в дом и проверяет чистые ли у людей рубашки. Недавно, кстати, к нему добавился другой полоумный маньяк и фанатик, который вместо знакомой до боли фразы "Это операция Тайд или кипячение", орет благим матом, что это "Операция Калгон или чистый туалет!". Гениально! Что дальше? На телевидение уже сажали деревья и строили дом, самое интересное, наверное, впереди. Но вернемся к нашим охотникам.
Хочется отдельно поблагодарить разработчиков за то, что они потрясающим способом облегчают работу бедным авторам обзоров, размещая в сети ссылки на русские аннотации к своему игровому творению. Качество перевода заставляет поверить, что человек, сотворивший подобное, в совершенстве владеет Великим и Могучим, вот только разговаривает почему-то на Простом и Бедном. Итак, буквально в дословном изложении, история Мэйса Гриффина выглядит так: "Mace Griffin Bounty Hunter пособия погружает проигрыватели в область огромных корпораций и футуристического прожектора - slingers, в виду того, что Булава без швов путешествует из основы, к воздуху, к месту, прослеживая его цель и распутывая глубокий, и очень опасная тайна! Против фона общей, политической и религиозной козни, Булава создана для того, что вовлекли в смертные случаи его товарищей. Позднее протяжения в тюрьме он становится Охотником Денежного пособия, профессия, которая дает ему, обращаются к секретной информации и средствам, чтобы упорно преследовать его поиск людей, кто произвели его".
Что тут еще скажешь? Исчерпывающе. Теперь вам однозначно должно быть понятно, о чем в игре идет речь. Булава путешествует из основы к воздуху, причем без швов, без швов, представляете? Попробовали бы вы попутешествовать без швов. Где вас искать тогда после такого? И при этом, отважная Булава еще умудряется распутывать "опасная тайна". Гибнет, но тайну распутывает. Настоящий пионер эта Булава! Зачем Булава так рискует своей, а, главное, нашей жизнью - не ясно, однако, потом ситуация несколько проясняется. Булава делает это "против фона общей политической и религиозной козни". Значит, Булава, по природе, антисоциальна, раз нагло прет против фона. Хотя, с другой стороны, стремление побороть религиозную "козню", конечно, немного попахивает героизмом. Козня - однозначное зло. Все же вопрос о том, зачем Булава ввязалась в этот вертеп, и втянула в него нас, все еще открыт. Но, буквально, дальше и это проясняется, потому что Булава, оказывается просто "создана для того, чтобы вовлекать в смертные случаи его товарищей". Подлая Булава! А мы-то ей доверились. Оказывается, несчастная Козня - всего лишь жертва обстоятельств, а Булава - настоящий нелюдь. Кроме того, Булава еще ищет тех, кто ее произвел, родственников или завод-изготовитель, на худой конец, чтобы ее родили обратно, ибо жизнь "Охотника Денежного пособия" - совершенно невыносима. Аминь! Вот такая мрачная история, свидетельствующая о том, как вредно доверять программам перевод художественных текстов. Особенно на русский язык.
В реальности история выглядит менее красочно и более прозаично. Человечество разбрелось по космосу, понастроило колоний и даже встретило инопланетный разум, который, как оказалось, все же есть, причем в великом разнообразии. Осознав это, люди быстро заключили мирные договоры с представителями других цивилизаций и начали строить светлое будущее там, где всю жизнь было темно, как в Черной дыре. Просто там всюду был вакуум и прочее безвоздушное пространство. А далее пошел обмен опытом и слияние культурных наследий народов разных миров. Инопланетяне учили нас создавать новые технологии и постигать тайны окружающей действительности, а люди продемонстрировали им такие полезные в хозяйстве вещи, как воровство, предумышленное убийство и неожиданное разведение тараканов всех пород в самых непредсказуемых местах. Словом, общий язык был найден и уже через некоторое время, инопланетяне всех цветов кожи сжимали в руках, щупальцах и прочих конечностях оружие, улыбаясь и произнося до боли знакомую людям фразу: "Всем лежать! Это ограбление!". Самые отъявленные мерзавцы кричали: "Свободная касса!".
Земное правительство, которое всю свою историю только и занималось перераспределением преступников из одной тюрьмы в другую, решило взять ситуацию под контроль, разрослось до Галактических масштабов, понастроило себе дач на астероидах и ушло в отставку. Силы полиции не справлялись с всеобщим хаосом, а галактические патрули бесследно исчезали, достигая границ освоенной части вселенной, где зверствовали самые отъявленные отморозки. Форпосты человеческой цивилизации заглушили эфир сигналами SOS, после чего было решено создать элитное подразделение по борьбе с организованной преступностью.
Так появились рейнджеры. За несколько десятков лет до этого, проворный сперматозоид, спасаясь бегством от своих собратьев, спрятался в попутной яйцеклетке. Так появился Мэйс Гриффин. Позже он вступил в ряды рейнджеров, дабы силой загнать подонков, негодяев и других представителей космического сброда в гробы, капсулы и ночные горшки моментальной очистки. Во время одной из спецопераций, взвод рейнджеров попал в засаду и был вырезан поголовно. Единственным выжившим оказался Гриффин, который отлично помнил, что значит быстро бегать. Однако военный суд посчитал его изменником и отправил подумать над тем, как нехорошо выживать, в далекую космическую тюрьму. Через 10 лет Гриффин понял две вещи: 1) Надо было бежать быстрее и 2) теперь все те, кто виноват в его бедах, должны в обязательном порядке ответить за это. Устроившись на работу охотником за головами на одной из космических станций, Гриффин взял на себя курьерскую работу разносчика смерти. Почтальон радости отправился в свой долгий путь.
Hunt Them All! Итак, нам предстоит болтаться по вселенной как заправскому наемнику, выполняя задания одного из главарей внеземного преступного клана. В галактике сталкивается множество интересов, поэтому наш талант вольного стрелка будет востребован многократно. К слову, упрощенная структура игры выглядит примерно так: получаем у ящероподобного босса на космической станции пару указаний относительно пространственных координат будущей цели, прыгаем в корабль и летим туда. На месте выполняем задание, которое, как правило, никогда не выполняется просто так, а сопряжено с целой кучей проблем, и возвращаемся назад за следующей миссией.
Интересно отметить, что подавляющее большинство заданий связано с пресловутым геноцидом всего, что движется, хотя мотивировки всегда разнообразны. Спектр корыстных интересов нашего ящероподобного босса охватывает спасательные операции, помощь колонистам на далеких астероидах, защиту правительственных чиновников, волею судеб оказавшихся в центре революции, и многое другое. Нам придется принять участие в войне, оборонять форт на далеком астероиде от нашествия местных жителей, спасать захваченный террористами сверхдорогой космический лайнер, который хоть и не Титаник, но кончил еще хуже. Очищать шахтерский поселок от нашествия сотен гигантских пауков и освобождать терпящий бедствия от атаки безумных хакеров дредноут Галактического союза, застрявший в поясе астероидов. И еще много, очень много самых разнообразных задач приходится решать всегда в одиночку и всегда очень долго простому космическому рейнджеру.
Что удивляет, так это целая куча заимствований из других игр и знаменитых фильмов. Так, вполне предсказуемо выглядит рейнджерский табельный кольт. Создается такое впечатление, что рейнджеров вооружали, предварительно совершив налет на музей антикварных ценностей. В эпоху комических перелетов и колоний на краю вселенной, боец единственного элитного подразделения использует барабанное огнестрельное оружие! Гениально! Спору нет, выглядит пистолет очень эффектно, особенно когда Гриффин небрежно откидывает барабан в сторону, и оттуда на пол вылетают стреляные гильзы. После чего, он неспешно вставляет новую обойму (и это при том, что у него в руках револьвер!) вскидывает руку, вращает пистолетом как настоящий ковбой и пускает очередной свинцовый подарок на встречу с еще одним преступным мозгом. Это какой-то космический вестерн, ей-богу.
Кстати, в пользу этого утверждения говорит и то, что воюем мы почти всегда на пустынных землях безжизненных космических тел, проще говоря, на астероидах. Колонисты селятся почему-то только на них, избегая колонизации планет. Этих астероидов в игре тьма. Обледеневшие и обычные, похожие на Техас и черные, словно залетевшие в эту галактику прямиком из фильма "Армагеддон". Астероиды большие и маленькие, астероиды с заводами, шахтами, лабораториями генетических исследований, целая прорва чертовых астероидов! Спору нет, планеты, просматривающиеся сквозь защитные купола, космос всех оттенков радуги и настоящая звездная феерия, открывающаяся с их поверхности, заставляет челюсть ползти к полу. Красота сказочная, вот только тринадцатикратное применение этой красоты, во-первых, вызывает острую интоксикацию прекрасным, а во-вторых, начинаешь осознавать, что еще одну разборку на астероиде с верным кольтом и плоским юмором уже не переживешь.
Армейская штурмовая винтовка, конечно же, имеет 6 стволов. Стволы вращаются, раскаленные гильзы ливнем сыплются на землю. Как же могли разработчики не дать игрокам их наилюбимейший после бензопилы девайс? Дали. Одним этим жестом доброй воли они моментально убили баланс оружия во всей игре. Лично я вообще не выпускал из рук эту замечательную винтовку всю дорогу, и был вполне себе жив и счастлив до самых финальных титров. Дело в том, что она обладает просто ураганной скорострельностью, имеет подствольный гранатомет, а враги пользуются ее аналогами во всех уголках вселенной. Посему, недостатка в патронах попросту нет. Когда вокруг бегает столько боеприпасов, есть ли смысл использовать редчайший плазмаган или опытный образец лазера, который раскочегаривается столько, что даже самый мелкий монстр успевает наесться вами до отвала?
Иногда хватаешься за снайперскую винтовку с такой первоклассной оптикой, что можно даже разглядеть личную жизнь бактерий на коже вражеских солдат, и еще реже за гранатомет, способный орошать местность залповым огнем из четырех стволов одновременно. К последнему патронов маловато, поэтому им хорошо вырубать шагающих роботов, мехов и прочих киберов. Гранаты вообще не используются по традиции, хотя присутствует один интересный вид этого устройства. Что-то вроде ослепляющей гранаты - выполнено просто на 5 баллов. При взрыве она оглушает вас, так что из колонок доносится характерный свист, а изображение на экране размазывается очень реалистично. Чувствуешь себя оглушенным человеком на все 100 процентов. За это разработчикам многократное ура!
Сам Мэйс Гриффин озвучен знаменитым актером и музыкантом, по имени Henry Rollins. Внешне, Мэйс - еще один крутой парень с квадратным подбородком и горным рельефом мышц, получившийся в результате интеллектуальной импотенции сценариста. Абсолютно нехаризматичен и может быть заменен на аналогичных безликих десантников из любой другой игры.
А дальше вообще начинается форменный праздник штампов и клуб по интересам среди стереотипов. Первая миссия, когда погибает ваш взвод, это буквально калька с недавнего Star Trek Elite Force 2. Те же приемы, фактически те же пришельцы и хрипы погибающих товарищей по рации в ушах. Далее идут спасательные операции в поясе астероидов, живо напоминающие уровни из небезызвестных Gunman Chronicles. Более того, даже перегревающаяся винтовка пожаловала оттуда. Только тут она не греется, а при раскрутке набирает дикие обороты, в результате чего разброс пуль увеличивается до многих километров. Террористы на космическом лайнере элитного класса? Странно, но он удивительно похож на тот, что взорвал Брюс Уиллис в "Пятом элементе". Полет по мегаполису на воздушном такси? Как город похож на тот, что мы видели в "Вспомнить все" с Железным Арни. Неужто совпадение? Не может быть! Вот же марсианские подземки оттуда же, только здесь это портовый городок New Denver. А как вам понравится чистый Freelancer в космосе? Все эти полеты между гигантскими кораблями и космическими станциями на фоне огромных планет, лавирование между астероидами в туманностях кислотных оттенков. Словом, заимствований тьма, но парадокс в том, что они легко узнаваемы и даже ожидаемы. Прожить столько ролей за одну игру - очень приятно. Поэтому данный прием вызывает не бурное отторжение с криками "Уберите плагиат!", а, скорее что-то вроде привыкания с просьбами "Еще! Еще!"
Come and Kill Я, конечно, не великий физик, но что-то подсказывает мне, что тела не могут проходить сквозь бетонный пол наполовину, застревать в лестницах и цепляться пяткой за край пропасти. В реальной жизни такое приходится видеть нечасто. Я не великий баллистик, но, все же, что-то говорит мне, что рикошет пуль не всегда бывает строго перпендикулярным, а различные поверхности реагируют на удар свинца тоже по-разному. Я и не ксенобиолог, но какие-то зачатки знаний позволяют мне говорить, что вряд ли инопланетяне отличаются от людей, в большинстве своем, только цветом кожи. И почему из их тел при попаданиях идет пар, а не законная жидкость красного или другого цвета, характерная для белковых форм жизни. И почему пуля из снайперской винтовки способна пробить "лобовое стекло" звездолета, выдерживающее прямое попадание метеорита в космосе? И почему, летная модель больше всего походит на управление автомобилем, научившимся летать? И почему, в конце концов, нам не дали возможность нормально сохраняться? Игра делает это сама в жизненно важных местах, как ей кажется. Вот только в случае смерти приходится плестись по изученному маршруту по десять раз на день. Я не циник и не зануда, я вовсе не придираюсь, но не кажется ли вам, что этих "почему слишком много" для игры, где была обещана реалистичная физика и недурной искусственный интеллект?
Допустим, сохранения - это пережиток мультиплатформенности, как и всеобщая аркадность и простота происходящего. Хотя, по большому счету, за такие вот порты руки отрывать надо однозначно. Но где, где искусственный интеллект? Его забыли положить в коробку с игрой? Почему ящеры, пытаясь кинуть гранату, активируют ее и бегут прятаться за ближайший ящик? Все хорошо, но ведь они всегда забывают ее кинуть. Взрывом разносит и ящера, и ящик. А вот дистанционные взрыватели они используют еще лучше. Ставят мину и, не отходя от кассы, ее активируют. Взрыв! Ящеру опять конец. Стоит завидеть ящера, устанавливающего мину на стену, можно сложить оружие и идти ему на встречу с поднятыми руками. Будьте спокойны, он сам себя убьет с минуты на минуту.
Андроиды и земные пехотинцы неплохо кувыркаются вбок. Вот только зачем они делают это на мосту? Или еще вопрос: почему гранатометчики пытаются пристрелить вас из-за угла, совершенно игнорируя факт стены перед своим носом? Кроме того, каждый супостат - редкостный эгоист. Стоит вам расстрелять его коллегу, который стоит от него на расстоянии вытянутой рук, как тот посмотрит на труп, развернется и пойдет по своим делам. Иногда, правда, враги думают. В эти моменты они замирают посреди чистого поля и сосредоточено решают, что же делать дальше? Удивительные философы. Безмозглая по сценарию форма жизни, вроде пауков и местного аналога Чужих, скапливается в коридорах такими стадами, что даже сама не может пройти дальше. Уникальные кадры засняли бы местные натуралисты, если бы увидели рейнджера, спокойно вышагивающего прямо по головам застрявших врагов к выходу. Враги берут как всегда кучей, и про командные действия ничегошеньки не знают.
Но в игре есть то, за что я ей все прощу. Космос! Он здесь великолепен, как внешне, так и по атмосфере. Сам процесс полета можно смаковать до бесконечности. Вот вы заходите в ангар. Поднимаетесь по трапу в знакомый до боли верный Шаттл, хотя придется испробовать каждый из 6 доступных кораблей. Поднимаетесь в кабину пилота, берете штурвал в руки. Автоматика осуществляет вертикальный взлет и выводит вас из ангара, далее включаете режим пилотирования и медленно проводите корабль к шлюзу, минуя верфи, везде разные! Шлюз распахивается, и вы вылетаете в космос. Бойни тут динамичны даже более, чем в Bang! Gunship Elite. Плазма льется рекой, силовое поле не выдерживает и корабль трясется от взрывов ракет и перегрузок двигателя. Поймать вражеских ассов в перекрестие прицела трудно, сесть на хвост - проблематично, зацепить их самонаводящейся ракетой - почти невозможно. После боя паркуемся к ближайшему кораблю или станции или вовсе накапливаем энергию для прыжка в гиперпространство и летим домой. И все это мы делаем сами! Никто не держит нас в кресле пилота, можно спокойно встать и погулять по кораблю. Но никаких абордажей не ждите. Нет тут такого. А так, полеты тут - просто сказка.
Сложность растет постепенно, а хитрая система брони, которая восстанавливается через некоторое время, если ее не снимают до конца, только поначалу дает вам шанс почувствовать себя богом. Враги все мужают, их количество растет по экспоненте, а миссии становятся все сложнее. Немного раздражает странная гравитация в игре, когда во время прыжков создается такое ощущение, что вы свободно парите над землей.
Однозначно порадовал звук, который выжмет из вашей звуковой карты все, что только можно. И однозначно не порадовала графика, которая выжмет из вашей видеокарты неоправданно много, в то время как сама картинка далека от совершенства. Даже на рекомендуемой конфигурации игра может ощутимо тормозить в моменты больших сражений на открытых пространствах.
Словом. Игра - сюрприз. Игра - неожиданность. Лихой космический вестерн, в который невозможно не влюбиться, потому что он насквозь пропитан романтикой звездных перелетов, космических битв и образом вольного стрелка, силой оружия ставящего вселенское зло на колени. Очень добротный фантастический боевик. Рекомендую!