Аббревиатура NASCAR означает "национальная ассоциация гонок на стандартных автомобилях". Изначально в этих гонках действительно участвовали серийные машины, полные двойники тех "фордов", "доджей", "шевроле" и т.п., которые всякий американец видел на улице. Потом, разумеется, малость улучшить своих стальных коней, потом еще улучшить, и в итоге современные монстры, участвующие в гонках NASCAR, с серийными моделями имеют весьма немного общего - разве что внешние очертания, да и то с оговорками. Впрочем, они остаются стандартными в том смысле, что возможности их модифицирования ограничены достаточно жесткими рамками - хотя и в пределах этих лимитов имеется немало настраиваемых параметров.
Сами соревнования, как вы, вероятно, уже знаете, представляют собой многочасовые гонки по кругу (точнее говоря, овалу, не всегда правильному), вогнутому на манер велотрека. Несмотря на популярность этих гонок в США, удовольствие, прямо скажем, на любителя. Каковым лично я не являюсь, и отнюдь не только я... Перед выходом NASCAR Thunder 2004 говорилось, что на сей раз разработчики учли это досадное обстоятельство и решили сделать гонки более увлекательными, введя команды, члены которых помогают друг другу и мешают противнику, и личные отношения между гонщиками, сводящиеся к мести тем, кто когда-то протаранил их и выбил из борьбы. Каково же было мое удивление, когда ничего подобного я в игре не обнаружил!
Я всегда стремлюсь к точности формулировок, и предыдущую фразу следует понимать в ее точном смысле: стопроцентно поручиться, что ничего такого там нет, я не могу, но обнаружить - не удалось. На трассе 43 машины, включая мою, кого-то таранил я, кто-то (замечу, реже) таранил меня, но какой-либо целенаправленности в этих действиях не просматривалось - скорее всего, я просто неожиданно оказывался у них на дороге. Никаких иконок, меняющих цвет в зависимости от отношения, над машинами нет (только имена, включаемые по нажатию Tab), равно как и в межмиссионном интерфейсе нет никаких намеков на таковое отношение или возможность заключения союзов. За таран чужой машины грозят только те неприятности, которые предусмотрены правилами NASCAR - я их толком не знаю (и tutorial'а в игре нет), но, насколько я понял, в такой ситуации вывешивается желтый флаг, и все машины должны проехать несколько кругов на малой скорости в том порядке, в каком они были на финише круга, на котором произошло нарушение. Вообще-то странная мера - она бьет не только по нарушителю, который лишается возможности использовать эти круги для борьбы за лидерство, но и по всем остальным, кто в таковой борьбе заинтересован... Ну и кроме того, естественно, тараня чужую машину, вы повреждаете и свою. Впрочем, то и другое можно опционально отключить (хотя, конечно, отключать повреждаемость машины - это себя не уважать, незачем тогда играть в симуляторы).
Режима "мини-игр", возможности доиграть исторически реальный заезд с фиксированного момента, в NASCAR Thunder 2004 также не оказалось. Обещание включить трассы не NASCAR'овского типа, правда, выполнено, но число таких трасс весьма невелико, и по лесам и городам они не проходят.
Ну а что же, все-таки, в игре есть? Да в общем, практически все то же, что и в любой гоночной игре. Режимы тестирования (где вы просто гоняете по выбранной трассе), одиночного заезда (в нем по умолчанию не действуют правила с флагами), сезона (т.е. годового чемпионата; можно выбрать продолжительность в 12, 24 или 36 заездов по разным трассам) и карьеры из двух десятков сезонов. В последнем режиме, помимо собственно гоночной, появляется экономическая и даже научно-исследовательская составляющие - но это все очень просто.
Экономика сводится к тому, что вы размещаете на своей машине логотипы спонсоров, а они платят вам за это деньги; кроме того, вы получаете денежные призы за занятые высокие места. Чем лучше вы выступаете, тем больше спонсоров проявляют к вам интерес и тем более высокую плату предлагают. Так как машина у вас не резиновая (обычно места хватает на логотипы четырех фирм, иногда меньше, если спонсор требует разместить свой логотип в нескольких местах), приходится выбирать, чьи предложения выгодней. Когда вам предлагают разовые контракты, тут все ясно, но могут предложить договор на несколько заездов. И вот тут приходится думать - если следующее ваше выступление окажется успешней предыдущего, к вам придут новые спонсоры с более выгодными предложениями, а вы уже будете связаны старым контрактом. Правда, контракт можно разорвать, но этим вы испортите отношения с данным спонсором. Впрочем, спонсоры тоже могут разорвать долговременный контракт с вами в одностороннем порядке, если им не понравится ваш очередной результат.
Деньги, в свою очередь, вы тратите на участие в гонках (это платное удовольствие, но, естественно, призы намного больше платы участника), ремонт машины и строительство новых машин (старые можно продавать). Строить новую машину имеет смысл, когда исследования позволят вам построить улучшенную модель. Улучшений по 5 уровней для 4 типов трасс; исследования стоят денег (чем выше уровень, тем дороже) и занимают определенное время (равное некоторому числу заездов - для первого уровня трем, дальше больше).
Помимо этих исследований и улучшений, вы, разумеется, можете настраивать параметры машины в гараже (порядка полусотни, относящиеся к каждому из колес по отдельности, передачам и т.д. - см. скриншоты), записывать их и загружать (для каждой трассы уже имеются свои варианты, загружаемые по умолчанию). Учтите, впрочем, что если вы в режиме сезона или карьеры уже начали гонку и решили, что настройки вашей машины неудачны, единственный способ их поменять - перезапустить компьютер Reset'ом (попытка снять задачу по Сtrl-Alt-Del, скорее всего, ни к чему хорошему не приведет). Ибо при попытке выйти из гонки легальными средствами вам запишут поражение. Вообще, результаты пишутся автоматически в одну запись, так что, если вы хотите начать новую карьеру (скажем, на другом уровне сложности), это означает уничтожение предыдущей. В то же время, в процессе заезда вы всегда можете начать его сначала, нажав W.
Для чемпионата и карьеры их параметры настраиваются один раз перед началом; сюда входит число трасс, оппонентов, длина заездов в процентах от реальной (как уже упоминалось, реальные гонки длятся часами и включают десятки и сотни кругов), погода (всегда ясно, всегда облачно или переменно), уровень AI и агрессивность оппонентов и т.д. Сюда же относится строгость соблюдения правил гонок (те самые разноцветные флаги) и опциональная возможность убрать квалификационные заезды. Правда, если вы решите обойтись без квалификаций, в начальной расстановке вас будут стабильно пихать на последнее место (а я-то надеялся, что место будет определяться случайным образом, как это делается в таком случае для других участников). С другой стороны, мною наблюдался глюк, когда я прервал квалификацию по Esc, и в гонке изначально был поставлен... на первое место!
Реализм модели настраивается отдельно, и его можно менять между заездами. Имеется пять конфигураций по умолчанию, от начинающего до ветерана; выбрав любую из них за основу, вы можете произвести более тонкую настройку дюжины опций реализма вручную. Надо сказать, что у меня получалось побеждать - и то не с первой попытки и не на всех трассах - только при установках, соответствующих минимальному уровню во всем, кроме повреждений (я их включил, а по умолчанию на минимальном уровне они выключены). Ну да я, конечно, летчик, а не гонщик... Замечу, впрочем, что даже в таком упрощенном варианте игра отнюдь не превращается в аркаду. Ну а если вы причисляете себя к профи, руль вам в руки и максимальные установки в опции.
Графика вполне приятная, но в современных гоночных симуляторах она всегда такова. Единственное, чем не все они могут похвастаться - это визуальной моделью повреждений; здесь она есть, от вмятин и дыма до отлетающих после удара деталей, будь то капот или колесо. Хотя деформации все же не такие значительные, как могли бы быть - варианта "машина всмятку" я так и не увидел. Еще можно придраться по мелочи к небьющемуся лобовому стеклу, а также к тому, искры от чиркающего борта начинаются на добрый фут впереди точки касания; кроме того, при взгляде с внешней камеры водитель держит руки в воздухе, а не на руле, а люди, стоящие вдоль трассы, плоские и неподвижные. А в остальном все вполне достойно, с бликами на корпусе, тенями, пылью и всем, что полагается. Механики в боксе суетятся довольно шустро и реалистично, меняя вам колеса и заливая топливо, над ареной проносятся самолеты и проплывают дирижабли. Опять же, 43 машины на трассе не вызывают никаких проблем в плане быстродействия, правда, у меня шустрый процессор. Можно записывать фильмы своего прохождения - как заезда целиком (при этом еще отдельно записывается самый, по мнению игры, крутой круг), так и короткого фрагмента (длительность заранее задается в опциях).
Отдельно хочу отметить забойные музыкальные композиции - правда, вы слушаете их, лишь ползая по менюшках и настройкам, а не во время езды. На мой взгляд, их стоит прослушать и вне игры - они лежат в директории Audio/Music.
В общем и целом - вполне добротный симулятор гонок NASCAR, практически ничем, однако, не отличающийся от симуляторов компании Papyrus. Более того, некоторые моменты откровенно слизаны с папирусовских игр - так, минимальный уровень AI оппонентов, как и там, 70%. Жаль, что не слизали tutorial, а также такую полезную опциональную поблажку, как рисуемую перед машиной траекторию, цветом показывающую, разгоняться или тормозить... Те, кто ждал ранее анонсированных особых фич с союзами и мстительностью гонщиков и т.п., будут, конечно, разочарованы. А в остальном - если вам нравятся гонки NASCAR и симуляторы Papyrus'а, понравится и NASCAR Thunder 2004, а если нет, то нет.