Взорванное небо Компания InterActive Vision (формально числящаяся датской, но на самом деле от Дании там только начальство, а коллектив разработчиков - польский) уже не раз выпускала леталки разной степени аркадности; ближе всего к симуляторам у них получились вертолеты (Apache Air Assault, серия Search and Rescue), но на сей раз речь пойдет о чисто аркадной игре на тему Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны. Тоже, кстати, не первое их обращение к теме - была уже у этих разработчиков аналогичная по жанру игра Pacific Warriors.
Итак, вам предлагается две кампании, одна, естественно, за США, вторая за Японию. Обе они линейные, по 25 миссий каждая; действие охватывает период с начала войны (впрочем, в событиях в Перл-Харборе вы не участвуете) до взятия американцами острова Iwo Jima - последнего японского форпоста за пределами собственно Японских островов - в марте 1945. До атомных бомб, таким образом, дело в игре не доходит, зато с камикадзе (в одной из миссий американской кампании) придется познакомиться. Вам предстоит поучаствовать и в других ключевых событиях, в частности, в потоплении трех японских авианосцев в ходе переломной для всей войны битвы за атолл Мидвэй.
В целом миссии отражают реальный исторический ход кампании и достойно смотрелись бы и в симуляторе; при этом они не слишком продолжительны по времени (некоторые проходятся вообще минуты за три). В реальности боевые вылеты в Тихоокеанской кампании могли занимать много часов, включая долгие перелеты над открытым океаном между островами (и, соответственно, вопрос топлива становился весьма критичным); кто играл в Combat Flight Simulator 2 от Microsoft, получил об этом представление. Но здесь все миссии начинаются непосредственно перед встречей с противником (и это правильно). Если эта встреча происходит неподалеку от вашей базы - наземного аэродрома или авианосца - значит, вам повезло: в любой момент вы можете вернуться туда и взять новый самолет, не раздолбанный и с полным боекомплектом (причем еще и выбрать истребитель либо бомбардировщик; в начале миссии вам, как правило, предлагают рекомендованный вариант, но с рекомендацией можно не согласиться, кроме того, по ходу некоторых миссий может возникнуть необходимость пересесть с одного на другой). Если же миссия начинается далеко от базы, то придется проходить ее с тем, что есть, не надеясь на возможность замены.
Бомбардировщики - это не "летающие крепости" (таковые в игре тоже присутствуют, но исключительно под управлением AI), а небольшие одномоторные самолеты (теоретически не одноместные, но в игре нет ни вторых пилотов, ни задних стрелков). У американцев это Douglas SBD Dаuntless, у японцев Nakajima B5N2 "Kate"; истребители, соответственно - Grumman F6F Hellcat (вообще-то его боевое применение началось лишь в 1943) и Mitsubishi A6M3 "Zero". Понятно, что в аркадной леталке не приходится говорить о реальной физической модели, да и вооружение не имеет ничего общего с реальным. Никаких данных, типа скорости, маневренности и т.п., в игре не приводится, но, судя по всему, истребители и бомбардировщики обеих сторон попарно эквивалентны (отличаясь лишь внешним видом), а бомбардировщик отличается от истребителя худшей маневренностью и иным вооружением (хуже пулеметы, зато может нести торпеды, но не может - ракеты).
Как вооружение, так и физические характеристики (двигатель, закрылки (влияют на скорость), хвостовое оперение (влияет на маневренность), бронезащиту) можно апгрейдить (пулеметы бомбардировщика - не выше первого уровня, остальное - до третьего); апгрейд "покупается" за очки, заработанные вами в предыдущих миссиях. Вы сами решаете, на что (и на какой самолет) их потратить; рекомендую прежде, чем апгрейдиться, прочитать описание грядущей миссии, чтобы понять, какой апгрейд будет наиболее полезен. Кстати, эти описания довольно необычны - вместо классического брифинга, где командование ставит вам задачу, вы читаете "свои" (то бишь пилота) дневниковые записи, сделанные уже после успешного выполнения миссии! Ну, поскольку кампания линейная, то другого выхода, кроме как добиться уже описанного в дневнике успеха, у вас все равно нет... Кстати, глючок: когда вы начинаете кампанию, у вас спрашивают ваше имя, но в дневнике все равно отображается стандартное. Еще один глюк связан с повышением в звании - в частности, в американские полковники меня производили трижды...
Вернемся, однако, к "физической модели". Сложный пилотаж отсутствует полностью - нельзя сделать ни бочку, ни петлю - доступны лишь вираж с креном градусов до шестидесяти, не очень крутой набор высоты и неотвесное пикирование. Причем, если вы в пикировании врубитесь в землю, то, хотя и пострадаете, но не погибнете (с одного раза). А вот столкновение в воздухе с самолетом (особенно лобовой таран) может (хотя и не обязательно) оказаться фатальным. Повреждения самолета, как водится, сводятся к уменьшению процентов "жизни" и, пока эти проценты больше 0, ни на что не влияют; единственное визуальное их отображение - самолет начинает оставлять дымный след. Отстрелить или отломать какую-то часть корпуса нельзя. В полете можно регулировать скорость (одновременно уменьшаются обороты и выпускаются закрылки по нескольким положениям; кроме того, есть возможность кратковременно разогнаться в форсажном режиме), но даже минимальная скорость не грозит сваливанием и штопором. Реальная посадка, как и реальный взлет, отсутствуют; они сделаны в виде анимационных роликов. Впрочем, кое-каких действий посадка от вас все-таки требует: надо подойти к полосе/авианосцу с малой скоростью - вам нарисуют в воздухе конус из зеленых точек - и пройти по глиссаде внутри этого конуса (автоматически выпустятся шасси). Не пытайтесь, однако, коснуться полосы самостоятельно! Просто летите низко над полосой, и включится анимация посадки (прерываемая пробелом). Вообще, посадка нужна только, чтобы обновить самолет; успешно выполненная миссия завершается прямо в воздухе (вы можете ее продолжить, но уничтоженные после выполнения основного задания цели вам уже засчитаны не будут).
В управлении самолетом имеется неприятный глюк - если выбрать джойстик, то кнопки уменьшения/увеличения скорости перестают работать. Видимо, разработчики не в курсе, что бывают джойстики без функции регулировки тяги. Так что мне пришлось играть с мышкой (можно и с клавиатурой, если вы совсем мазохист).
Боезапас пулеметов не кончается, у всего остального он ограничен. Когда вражеские самолеты находятся в пределах досягаемости пулеметов, вам показывают крестиком, куда стрелять с учетом упреждения, так что сбивать их - одно удовольствие (но, разумеется, надо еще попасть, и не один раз). Можно сбивать и их ракетами, но здесь попасть уже намного труднее (если самолет летит прямо, надо целить выше крестика - ракета тяжелее пули и летит медленней). Зато сбрасывать бомбы - еще одно удовольствие: по F5 включается специальный вид сверху, в котором вам рисуют на земле, куда попадет бомба с учетом текущего направления, высоты и скорости. В итоге самолеты, реально использовавшиеся как пикирующие бомбардировщики, оказывается выгодней всего использовать для бомбежки с высоты в горизонтальном полете (набрав максимальную высоту, вы становитесь почти неуязвимы для средств ПВО). Поскольку потолок в игре вытекает не из физической модели, а из жестко прописанной константы, и срывов потока не бывает, для максимального уменьшения скорости (и, соответственно, увеличения кучности бомбометания) можно еще задрать нос. От взрыва собственной бомбы, кстати, пострадать нельзя, а вот со сбитым противником (если он только падает, а не взорвался) лучше не сталкиваться.
Что в игре неудобно, так это полное отсутствие индикации - нигде не отображаются ни скорость, ни высота (а в ночных миссиях, да еще в плохих метеоусловиях, врезаться в воду можно запросто), ни направление. Есть, конечно, классический "радар", показывающий цели, но он не показывает направление на наземные объекты, находящиеся за пределами его радиуса, если те не являются вашими непосредственными целями. А тут есть непродуманная разработчиками тонкость: вашей целью может быть, допустим, эскортирование бомбардировщиков, а целью миссии - уничтожение вражеских кораблей. Если бомбардировщики со своей задачей не справились (а это запросто - что такое торпеды, они, похоже, просто не знают, и бомбить с безопасной высоты тоже не умеют, хотя последнее соответствует исторической правде), вам придется добивать корабли самостоятельно. Вполне возможно, что вам не хватит боеприпасов, и вы полетите на базу подзарядиться. А потом ищи-свищи врагов по всему океану...
Большинство миссий сбалансированы довольно неплохо, но есть откровенно садистские. Хуже всего предпоследняя миссия в японской кампании: вам в одиночку, да еще в условиях отвратительной видимости, надо уничтожить 18 истребителей противника (две волны по 9)! И не просто уничтожить, а еще и не позволить им раздолбать ваши корабли. При этом, разумеется, возможности сесть и обновить самолет у вас нет... У американцев самая тяжелая миссия, пожалуй - перехват камикадзе: они летят быстро и целеустремленно, хорошо хоть по одному (но сбить их заметно сложнее, чем обычного одиночного противника). В той американской миссии, где вам обозначают в качестве цели полосу на японской базе, нужно действительно бомбить полосу (и весьма основательно: пройтись один раз, оставив кратеры по всей длине, совершенно недостаточно). А я в несколько рейдов, меняя самолеты, разнес до основания все постройки базы до последней груды ящиков и не мог понять, почему чертова миссия не заканчивается...
Графика в игре в целом весьма приятная. Особенно мне понравился океан - вода динамическая и выглядит очень реалистично, включая отражение солнца (луны) и просвечивающее у берегов дно. Единственный недостаток - береговая линия: она угловатая и без прибоя. Но в целом рельеф плавный, и многочисленные пальмы смотрятся неплохо. Искусственные объекты тоже недурны, разве что ваш самолет мелковат даже на самом крупном виде (кстати, вид от первого лица тоже есть, но без кокпита). Очень прилично сделаны взрывы и разрушения, особенно хороши тонущие корабли - нос или корма задираются из воды, пожары пылают до тех пор, пока их не зальет вода, дым стелется по ветру, все как положено.
Реального взаимодействия со своими в игре нет, но в эфире вы слышите реплики как американцев, так и японцев, на соответствующем языке.
К сожалению, игра не свободна от системных глюков: в конце американской кампании у меня трижды случалось вываливание в "винды". Не знаю, глюк это конкретных миссий или движка в целом.
Общее впечатление: несмотря на всю аркадность и вышеупомянутые недостатки, Dogfight: Battle for the Pacific оказалась неожиданно играбельной даже для такого твердого сторонника реалистичных симуляторов, как я. Сначала я хотел отыграть лишь несколько миссий, однако втянулся и прошел обе кампании до конца.
867 Прочтений • [Dogfight: Battle for the Pacific ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]