Это - разврат! Скажите, что первым делом вам приходит на ум при произнесении словосочетания "тактический киберпанк шутер с открытыми пространствами и средствами передвижения, совсем не похожий на "Halo"? Я несколько раз пытался выговорить это перед зеркалом - неизменно получалась крайне кислая, как после ящика лимонов, мина. Впечатление усиливалось агрессивным пиаром фирмы-изготовителя "Techland", которая кричала, что ее шутер "ни за что нельзя пропустить" и делала другие подобные заявления, заставляя думать, что "Chrome" (главный герой очередной трагедии, которая разыграется несколькими строчками ниже) является неким эпохальным произведением. Широкие народные массы на опрометчивые заявления реагировали вяло, да и ваш покорный, честно говоря, особого пиетета (как, впрочем, и негативных эмоций) к игре не испытывал. Идиллия закончилась с первым запуском игры. "Chrome" оказался очередным, простите за грубость, "эпохальным дерьмом", играть в которое меня заставляли лишь обязательства перед редакцией.
Скриншоты игры обнадеживали: красивая вода, заманчивый лес, какие-то твари, явно предпочитающие мясную диету. На деле все оказалось значительно больнее. Как только вы увидите игру в действии, в вас начнет зреть смутное чувство тревоги: вроде бы картинка приличная, но чего-то не хватает. Скажем, на первой же полянке колышется трава - голубо-розовая мечта предыдущих поколений игроков. Однако, присмотревшись, понимаешь, что трава сделана самым примитивнейшим способом, что она слишком жидкая и размытая. Примерно то же самое и с лесом: привлекательно выглядящие издалека тропические джунгли изнутри оказываются парком культуры и отдыха имени Ленивого level-дизайнера, которому в лом нарисовать побольше мелкой растительности. С водой вообще настоящий детектив с погонями и убийствами: превосходно выглядящая издалека жидкость (особенно в скриптовых сценах) вблизи оказывается сущей непечатностью, глядя на которую хочется сдать обратно в магазин свою видеокарту. Впрочем, вода - еще не самая страшное, что есть в этой игре.
Вот уже некоторое время меня беспокоит один вопрос, найдя ответ на который, я, скорее всего, отрину этот грешный мир и уйду в тибетский монастырь любоваться заснеженными горными пиками. Вопрос чрезвычайно прост: почему в "Republic: The Revolution" (стратегической игре, симулирующей жизнь целого города) лица людей в десять тысяч раз выглядят лучше, чем физиономии персонажей "Chrome", трехмерного шутера, симулирующего небольшой клочок суши? Первая же скриптовая сцена становится серьезным испытанием для любителя "тактических киберпанк шутеров с открытыми пространствами", так как с экрана прямо в комнату смотрят некие буратиноподобные существа с треугольными носами, квадратными челюстями и тупыми глазами, будто бы сошедшие со страниц брошюры "Последствия употребления внутрь оружейного плутония". Мало того, они еще лениво шевелят челюстями, старательно пытаясь выговаривать тупейший текст и одновременно выражать на лицах некие эмоции. И все бы ничего, если бы перед игрой в "Chrome" я не запускал "Republic", в котором присутствуют замечательное анимированные лица, а персонажи вовсю жестикулируют всеми возможными частями телами, пытаясь выразить всю гамму переполняющих их чувств.
Уважаемые игроки! Я считаю, что подобная лицевая анимация (а также полное отсутствие попыток выражать мысли невербальными средствами) является серьезным оскорблением жанра "FPS" и всех его поклонников и предлагаю подать в Страсбургский суд по правам человека. Конечно, многие из вас скажут: "Какая разница, какие у них там лица? В морды не смотреть надо - в них надо стрелять!" и будут по-своему правы. Однако ужасные лица главных героев (чей цвет вызывает в памяти словосочетание "Трупное окоченение") старательно показываются в отдельном окошке в правом верхнем углу экрана, и увильнуть от знакомства с гомункулусами никак не удастся. Надо отдать должное, туловища, на которых нашли свое пристанище эти кошмары любителя боевиков категории "C" выглядят более-менее пристойно и не заставляют рецензента заниматься сочинением бранных од "Во славу криворукости". Модели более приличные, их делали не прокравшиеся в офис диверсанты с кирками, а вполне себе штатные сотрудники.
Эти стоны, однако, не идут ни в какое сравнение с местными текстурами, архитектурой и местной же физикой. Текстуры размазаны, нечетки и даже на максимальных настройках выглядят непрезентабельно (см. главное меню). Архитектура еще хлеще, интерьеры хочется озаглавить "Как я обсмотрелся фантастических фильмов и решил сделать нечто подобное в 3D MAX". Сверкающие провода, рельефные сетки непонятно чего, кругом царит, блин, киберпанкЪ в представлении вашей восьмидесятилетней соседки по лестничной клетке. "Полностью реалистичная физика", которую яростно обещали разработчики - это нечто! Такого разврата (в самом прямом смысле этого слова) не было даже в непропатченной версии "Rainbow Six: Raven Shield". Я, к счастью, людей не убивал, но что-то мне подсказывает, что труп не может висеть над пропастью, зацепившись одной лишь пяткой за перила ограждения. Заранее отрисованные смерти, ей богу, смотрелись бы лучше.
Вы наверняка удивитесь объему описания графики и зададите вопрос: "Зачем так много о графической составляющей?". Честно говоря, только потому, что ни о чем другом писать нечего. О чем говорить? О перестрелках? Тактикой там (о которой усердно выли девелоперы) даже и не пахло. Перестрелки тупы, бестолковы и абсолютно аркадны. Вы много можете вспомнить экшенов, где почти не используется стрейф? О чем тут говорить! Слегка напрячься заставляют лишь снайперы на открытых пространствах. Связано это, впрочем, с еще одним идиотизмом гейм-дизайнеров - с изобретением инвентаря.
В самой по себе идее инвентаря нет ничего предосудительного, есть много замечательных экшенов, где инвентарь нужен, полезен и является одной из изюминок игры. Действительно, что плохого в рассовывании по клеточкам аптечек и патронов? В "Chrome" возня с заплечным мешком доведет вас до истерики. Шутка номер раз: чтобы снять с вражеского трупа амуницию, вам надо к нему подойти, нажать кнопочку, откроется окно, где будет показано содержимое его и ваших карманов. Теперь подцепите курсором аптечку и мееедленно потащите ее к себе в инвентарь. Сорвалась? Ничего, начинайте сначала. Хотите взять не одну, а две аптечки? Тащите дважды! Шутка номер два: во время увлекательного развлечения "перетащи три коробки патронов, четыре гранаты и пять аптечек до того, как получишь инфаркт" игра не желает автоматически ставить паузу. В результате и так непростое дело наполнения закромом превращается я в отдельную аркадное развлечение на скорость - успей получить патроны до того, как получишь пулю. Великолепно, не правда ли? Но самое главное еще впереди! "Наберите воздуха в грудь," - как любит говаривать юморист Задорнов. Шутка третья и финальная: в инвентарь одновременно влезает всего два вида оружия, причем один из них находится у вас в руках. Давно ли вам приходилось делать выбор между снайперской винтовкой и дробовиком? А бежать к припрятанной нычке с оружием через полкарты? А тягать на скорость автомат из нагрудного кармана мертвого супостата? Даже если всю жизнь не употребляли ни одного плохого слова, за время игры в "Chrome" вы обязательно выучите пару мягкоматерных выражений. Остальные прегрешения разработчиков на фоне кошмаров с инвентарем кажутся детскими шалостями. Действительно, кто будет ругать серийного маньяка за превышение скорости?
Широко разрекламированная свобода передвижения с помощью различных транспортных средств оказывается фикцией по двум причинам. Причина первая: местность, на которой происходит действие, по своим размерам может уверенно соперничать с камерой Бутырского следственного изолятора. Причина вторая: ласковые пальчики сценаристов крепко держат у вашего нежного горла огромный ржавый тесак с надписью "Скрипт" и не дают даже взглотнуть лишний раз. Наглядная иллюстрация: в финале первой миссии вам в добровольно-принудительном порядке предлагают эвакуироваться на летающих скутерах. Вы радостно потираете руки, взбираетесь на скутер, проезжаете под аккомпанемент вражеской стрельбы пять метров, после чего вам демонстрируется скриптовая сценка, где показывается счастливый финал поездки. Миссия вторая заканчивается до смешного похоже, с той лишь разницей, что игра сразу же включает скрипт, не давая даже порулить. Короче говоря, про средства передвижения можете забыть.
Как и про сюжет: Гибсон (на родство с одним из произведений которого мягко намекает название игры) и Стерлинг могут спокойно почивать на лаврах, не обращая внимания на дилетантскую писанину тринадцатилетних "фантастов", подрабатывающих в "Techland" сценаристами. Мне ни минуты не хотелось ассоциировать себя с наемником Болтом... нет, не Раздолбайло, а Логаном. Уважаемые сценаристы, из вас хоть кто-нибудь играл в "Deus Ex"?
С музыкой похожая ситуация - дрянные мелодии в отдельные моменты перерастают в такое пафосное нечто, что хочется смахнуть слезы умиления, доесть гамбургер и пойти защищать "Ридну Америку" от злобных всех. Честное слово, музыка будто бы вырвана из саундтрека к очередному американскому ура-патриотическому фильму. Лично я мог играть в это только под замечательные композиции из саундтрека "Код доступа: Рай".
Итоги подводить не хочется, хочется написать медицинский диагноз: "Удушение собственными амбициями, осложненное крайней жадностью и полным отсутствием желания работать". Дорогие разработчики! Когда вам в следующий раз захочется получить большую кучу денег, попробуйте ограбить банк, вместо того, чтобы насиловать мозги ни в чем не повинных игроков экскрементами своего подсознания. Всем получившим тяжелую депрессию от общения с игрой рекомендую принимать по несколько раз в день видеоролики "Half-Life 2".