Девятый вал И снова шахматы. Профессионалы и любители шахмат хорошо знают и следят за несколькими эволюционирующими сериями, которые регулярно выпускают свежие релизы, сменяя не только цифру в названии, но и предлагая пользователям массу новых возможностей, в основном, конечно же, касающихся качества шахматного движка. Серия Hiarcs как раз из таких. Если вы слышите о ней впервые, то рекомендую познакомиться поближе, хотя бы и с ее девятым воплощением.
Шахматная программа Hiarcs (Higher Intelligence Auto Response Chess System) зарекомендовала себя в качестве одной из лучших как для профессионалов, так и для новичков, хотя и отличалась излишне суховатым интерфейсом. Тут уж ничего не попишешь, в плане развлечений здесь тоска, да и только, нет ни красивых картинок или эффектных анимаций. Этот самый интерфейс, кстати говоря, был любезно позаимствован у Fritz8, так что поклонникам шахмат он будет хорошо знаком, поскольку его активно использует уже целая толпа программ. К слову сказать, он позволяет сыграть блиц, обычные и длинные одиночные партии, поучаствовать в турнирах, устроить матч двух компьютерных интеллектов, порешать шахматные задачки, получить подсказку или совет, и еще изменять два ведра опций и настроек, как самого интерфейса, так и шахматного движка.
Движков в оболочку было включено еще несколько. Помимо Hiarcs 9, авторы положили дежурные Comet B50, Crafty 19.01, Fritz5.32 и Hiarcs8 Bareev. То есть ту самую редакцию движка, которая сыграла вничью, 2:2, с восьмым номером мировых шахмат Евгением Бареевым. В новой редакции, Hiarcs 9, движок, понятное дело, был в очередной раз улучшен его автором, Mark'ом Uniacke. Улучшена система и глубина поиска, оценки позиций (Hiarcs имеет репутацию позиционного игрока), включена новая редакция книги дебютов.
Теперь что касается графики. Вообще-то, для всей серии было характерно практически полное отсутствие таковой, если не считать различного цвета и размера шрифтов, но теперь, похоже, ситуация меняется. Видимо, опасливо косясь в сторону своих ближайших конкурентов, Hiarcs стал плавно дрейфовать в сторону трехмерности. К старым и "сухим" 3D доскам из предыдущей версии добавился пяток новых и довольно симпатичных, в чем-то даже оригинальных. Например, довольно необычным оказалось сочетание плоских (псевдо-плоских) фигур и трехмерной доски, симпатична доска на горе, с фигурками изо льда, даже близко не напоминающими знакомые очертания пешек, ферзей или слонов. Доски можно вращать и масштабировать, выбирать разный угол обзора, менять цвет и все такое прочее. Осталось только добавить, что возможности мультиплейра посредством Интернета в наличии также имеются, как и весьма обширная коллекция партий для анализа, поиска позиций, ну и просто на всякий случай. Думаю, что база данных в 500.000 партий мало кого способна оставить равнодушным. В итоге все любители шахмат получили следующую по очереди версию профессиональной и до сих пор неплохо себя зарекомендовывавшей шахматной программы с богатыми возможностями, массой настроек и улучшенным игровым алгоритмом. На этом все, до новых встреч на 64 клетках.