Впечатления от "беты" Ну, наконец-то, дождались! И трех лет не прошло, как нас собираются осчастливить PC версией самого популярного шутера на приставке Xbox - Halo. А ведь анонсировала Bungie свой революционный Halo еще в далеком 1999 году, и выйти он должен был годом позже для PC и Mac. Но разработчик предполагает, а издатель располагает. Вскоре перспективную контору с потрохами купила падкая на все мало-мальски хитовое Microsoft, и только мы этот революционный шутер и видели. Проект быстренько переметнулся на Xbox, где благополучно вышел в 2001 году. Шикарная графика, реалистичная физика, продвинутый искусственный интеллект, затягивающий сюжет, возможности управления техникой (с посадкой в нее нескольких человек) произвели должное впечатление. Игра не просто стала хитом, а скорее эталоном того, что это слово означает. Потом были и бешеные тиражи (более трех "лимонов" по всему миру, причем игра успешно продается и по сей день), и заслуженное признание и восторженные отзывы всех, кто хоть что-то смыслит в компьютерных играх, и еще долгие, томительные годы ожидания появления PC'шной версии. Наконец, сроки появления лакомого пирога для поклонников самого популярного из жанров были объявлены (уже совсем скоро), его разрабатывает "Gearbox Software", а перед этим в массы просочилась бета-версия, по которой уже сейчас можно сделать кое-какие выводы, чем и займемся. К сожалению, приверженцам Mac ждать свою версию придется еще незнамо сколько времени, сорри, ребята, видимо, не в этот раз.
О сюжете многие из вас уже что-то слышали, но на всякий случай немного освежу вашу память. Речь идет, как нетрудно догадаться, о недалеком будущем. Человечество выросло из колыбели под названием Земля и отправилось осваивать ближний и дальний космос, чему весьма способствовали недавно открытые перемещения в пространстве, позволяющие летать в разы шустрее скорости света. Планеты колонизировались одна за другой, наука и технологии делали гигантские шаги по направлению к светлому будущему, пока однажды человечество не вступило в контакт... И так, знаете, неудачно вступило, что вскоре пришлось не то что жить "душа в душу" и "обмениваться опытом" с продвинутыми инопланетными цивилизациями, а банально делать ноги и спасать свою шкуру. На дворе стоял 2552 год. Пришельцы напали внезапно (интересно, когда-либо было иначе?), для начала разгромив одну из колоний, а потом стали целенаправленно разыскивать и уничтожать все поселения и корабли, что попадалось им на пути. Чтобы захватчики не прознали про местоположение Земли, всем кораблям было строго настрого запрещено во время преследования лететь в ее сторону, а, в крайнем случае, вообще надлежало самоликвидироваться. На самом деле это была даже не одна раса пришельцев, а целый союз из нескольких цивилизаций, известный под именем Covenant, объединенный общей религиозно-фанатической идеей. По которой, как вы понимаете, человечество должно быть истерто в межгалактическую пыль, и чем скорее, тем лучше.
"Наших" такое положение вещей никак не устраивало, и они решили бороться, для чего на секретной научной базе стали разрабатывать продвинутых солдат киборгов, Spartan-II. В стычках с пришельцами они очень неплохо себя зарекомендовали. Далее планировалось незаметно заслать киборгов-диверсантов во вражеский корабль и отправиться к материнской планете пришельцев, чтобы раз и навсегда покончить с их происками. Но, как всегда, все пошло не так. Пришельцы ударили первыми, разгромив всю исследовательскую базу. Один из кораблей, к счастью, успел удрать, на нем же улетел и единственный уцелевший супер-мега-воин (знакомьтесь, это, значит, вы и будете - специалист по рукопашному бою, владению любым видом оружия и управлению техникой), которого здесь кличут Master Chief, и еще небольшая кучка солдат.
Еще одним сюрпризом стало то, что корабль, пытаясь замести следы, прилетел к миру в форме кольца, носящему имя Halo. Это было гигантское и явно искусственного происхождения кольцо, с атмосферой, материками и океанами на внутренней его части. Кому будет интересно, можете обратиться к произведениям Ларри Нивена (Larry Niven) - Ringworld, где подобная планетная конструкция достаточно подробно описана. Видимо, оттуда же идею и стащили, или, выражаясь более культурно, позаимствовали. Приземлялись выжившие на Halo в нескольких спасательных капсулах, поэтому потом им пришлось искать друг друга, чтобы попытаться организовать на незнакомой планете нечто вроде партизанского сопротивления. Наконец, после спасения из плена командира корабля, становится известно, что мир-кольцо Halo - это вовсе не просто какая-то там населенная планетка причудливой формы, а нечто гораздо большее... Самое совершенное оружие, овладев которым, можно держать судьбу всей вселенной в своих руках. Осталось только разобраться, как же оно все-таки работает, и найти комнату управления:
Получив управление киборгом в свои руки, сразу же понимаешь, что перед тобой вполне достойный sci-fi шутер со всеми вытекающими. Вроде бы, ничего особо революционного с первого взгляда не заметно, но некоторое уважение сразу же вызывает. Замечу, что большие знатоки Xbox-версии заявляют, что каких-то существенных изменений по сравнению с первоисточником не заметно, что вызывает у них щемящее чувство ностальгии. Как и осталась на месте далеко не всеми приветствуемая система чекпойнтов. То есть здесь не получится сохраниться в любой момент, а начинать вы будете только с места последнего "чека". Также на месте и часто используемая в приставочных проектах система читов, посредством которой можно открывать новые предметы, оружие или ролики. Например, стоит вам пройти всю игру на самом сложном уровне "legendary", как в конце покажут альтернативный и более длинный финальный ролик.
Впрочем, авторы заявляют, что отличия все же есть - в новых мультиплейерных картах (к полутора десяткам из прошлой жизни положили еще целых шесть нигде ранее не демонстрировавшихся) и игровых режимах, моделях оружия и техники. Управление здесь удобное и понятное, а новые участки карты подгружаются почти незаметно. Недаром некоторые владельцы консолей так ждали PC-версии, все-таки рулить клавиатурой и мышкой намного удобнее, нежели джойстиком. Сначала приходится бегать по многоэтажным лабиринтам корабля, отстреливаясь при помощи оставшихся членов команды от злобных пришельцев. Те довольно умело увертываются от пуль, прикрываются колоннами и деталями интерьера, прикрываются специальными щитами. Капитан, опасаясь захвата, загрузит в вашу память некую синюшного вида полупрозрачную компьютерную девушку, в которой содержится вся информация (в том числе и о Земле), чтобы врагу не досталась. Вот она и будет на протяжении вашего путешествия помогать коротать время, советовать, куда топать, или пытаться взломать охранную систему. Вокруг то и дело будут взрываться стены и потолки, обдавая вас градом разлетающихся обломков в языках пламени. Довольно эффектное зрелище, хотя и немного сыроватое.
Высадившись на спасательной капсуле на планету, начинаешь наматывать на счетчик километры зрелищных открытых территорий, сталкиваясь с новыми толпами и типами пришельцев, (здоровые и, видимо, хорошо бронированные, с огромными иглами на спине, чужаки доставят немало хлопот), ползая по большим техногенным подземным комплексам, уворачиваясь до кучи от небольших кораблей и артиллерийских залпов. Небольшие, чуть выше колена, комичные пришельцы-"черепашки" умело вскарабкиваются в кресло стационарных орудий и ну из них палить. Пожалуй, они самые безобидные из пришельцев и легко впадают в панику, но, если их много, уже представляют опасность. В одиночку бродить почти не придется, часто в каком-нибудь сооружении вдруг обнаруживается группа потерявшихся соратников или же высаживается подкрепление, так что всегда найдется, кому прикрывать вашу спину. Командовать товарищами нельзя, что печально. Зато можно сажать их в технику, которой в Halo немало: танки, истребители, джипы... На память приходят небезызвестные Tribes, где это было реализовано наилучшим образом. Например, можно сесть за руль джипа и рулить, или сидеть рядом и палить из своей винтовки или же забраться сзади и выносить всех из расположенного там тяжелого пулемета. Стреляют напарники очень точно, и только и остается, что быстро и грамотно рулить, подкатывая на машинке к новым "мишеням". Ведет себя техника тоже на удивление реалистично, и легко перевернется, если вы вздумаете заехать на ней на крутой холм. Впрочем, это не беда. Легким движением могучего плеча ее можно перевернуть обратно на колеса и продолжить движение.
Оружия здесь тоже вроде в достатке и все вполне нормально работает. Единственный существенный недостаток заключается в том, что одновременно с собой можно носить только 2 (две) "пушки"! Так что, когда заканчиваются патроны, приходится выкидывать одно оружие и подбирать другое. Пришельцы любезно оставляют возле своих трупов бесхозное оружие, так что можно тут же на халяву им разжиться и пользоваться. В ассортименте различные самонаводящиеся световые и крутые лучевые пушки, это вдобавок к вполне "земным" пистолету, автоматической винтовке, снайперке, ракетнице и огнемету, есть здесь и световые мечи а-ля "очень хочу быть джедаем". Хотя порубиться им пока не довелось, но почувствовать на своей шкуре его эффективность приходилось неоднократно.
Пару слов о мультиплейере. Можно играть по сети и Интернету до 16 человек. К сожалению, кооперативно проходить миссии, как это было в консольном варианте, здесь уже не получится. Понятно, что сетевых игровых режимов будет много, но чтобы столько... пальцев на руках точно не хватит. Наряду с обычными DM, CTF, царем горы, есть и масса прочих: гонки и ралли, останется только один, битва невидимок, когда всем раздается определенное оружие (снайперка, ракетница), продержаться с "черепом" определенное время и т.д. Большая часть режимов дублируется их командными вариациями.
В завершение хотелось бы остановится на внешнем оформлении игрушки. Конечно, всем понятно, что на экранах мы, вроде бы, должны видеть нечто запредельное, поражающее своими невиданными световыми и звуковыми эффектами даже отцов с двадцатилетнем стажем, да еще в разрешении до 1600x1200 и со звуковым стандартом 6.1, но увы. К звуковому сопровождению особых претензий нет, все, как и положено, гремит, грохочет и по-хорошему заводит, а вот картинка в описываемой версии еще сыровата и далека от завершения. Что-то немножко не так, не там и не туда, даже текстурки не на все лица наклеили как следует. Хотя, можно сказать, что техника и оружие очень даже ничего, модели людей глаз радуют, да и на открытых пространствах есть на что посмотреть. Ну, так никто и не ожидал отшлифованности и блеска финального релиза.
В общем, будет ли у PC-версии Halo столь же успешная судьба, как и у ее приставочной тески пока сказать сложно (не ожидает ли ее столь же "теплый прием", как и долгожданный Unreal II? Как знать...). Судя по всему, любители добротных FPS с непременной эпической историей про спасению человечества от лап космических чудищ-юдищ, получат в свое распоряжение уж если и не хит, то очень добротную игру. И, будем все-таки надеяться, с запоминающейся графикой, богатым арсеналом оружия, смышлеными противниками, возможностью не только бегать на своих двоих, но и поуправлять различного рода техникой и, конечно же, богатыми мультиплейерными возможностями. Часть из всего этого удалось от души пощупать и попробовать на вкус, а вот об остальной части остается еще немного помечтать. Ждать реализации или крушения надежд по поводу переноса лучшей и одной из самых успешно продаваемых игры для Xbox в нашу с вами "вселенную" осталось всего ничего:
P.S. Птичка на хвосте принесла, что Halo-2 для Xbox уже на подходе и его планируют выпустить в следующем году, интересно, переноса на PC опять придется столько же ждать?