Русские идут! Знаете ли вы, как выглядит простой русский человек? Забудьте о зеркале и о попытке посмотреть вокруг. Мир вокруг вас абсолютно неправдоподобен. Любой здравомыслящий человек, выросший на попкорне, жвачке и "кока-коле", знает об этом гораздо лучше вас. Смиритесь, образ русского уже настолько крепок, что разрушить его не сможет даже присоединение России к Китаю. Закройте глаза любому американцу, после чего скажите ему слово "русский" и быстро прочтите его мысли. Результаты вас нисколько не удивят. Отсейте 50% мыслей о размножении, еще 25 о деньгах, еще 24 о более приземленных вещах, над которыми постоянно работает высокоразвитый американский спинной мозг, и последний процент вас не разочарует. Вот он! Результат мыслительной активности и портрет такого далекого и непонятного существа, как русский.
Начинается все с непременной ушанки. Скорее всего, она одета на красную повязку или портянку с изображением одного из вождей мировой революции, которая, в свою очередь, обильно обмотана вокруг головы, чтобы вожди мировой революции были ближе к мыслительным местам. Еще глубже скрываются джунгли склеенных килограммами грязи и жира волос, в зарослях которых уже завелись и эволюционировали племена разумных вшей, ведущих кочевой образ жизни и промышляющих скотоводством, собирательством, а иногда даже ирригацией. Цвет этой шерсти, как правило, колеблется в видимом спектре от черного до светло-черного. Очевидно, русые волосы просто забыли дорогу к головам всего российского населения. Иногда шапка-ушанка заменяется более харизматичной буркой, но тогда перед вами, скорее всего, очень древний русский. Чуть ниже идут глаза, своим безумием способные напугать быка на корриде. Глаза высматривают водку и полны лютой ненависти ко всем 6 миллиардам человек, населяющим Землю, всего лишь за то, что те, чисто теоретически, способны выпить объект поисков раньше самого обладателя глаз. Непременная борода окончательно убедит любого здравомыслящее существо в том, что сегодня ему явно не стоило выходить из дома. Бороды обычно много и встречается она повсеместно, даже если русский - женщина. Оставшийся камуфляж этого борца за разрушение цивилизации и пехотинца Армагеддона составляет максимально драный тулуп, из которого прямо на глазах эвакуируется вата и прочие составные части, и штаны, которые, скорее всего, передаются по наследству, от отца к сыну и служат, помимо всего прочего, фамильным хранилищем органического удобрения. Снизу поджидают лапти, а во лбу горит звезда. Традиционно красная. Тело покрывают тюремные татуировки, повествующие о тяжелой жизни родственников, а улыбка способна шокировать любого стоматолога обилием кариеса на всех 5 стальных зубах.
Такой наряд просто обязателен, поскольку в России всегда зима, чудовищный снегопад, да и шанс быть задранным прямо на неосвещенной улице голодным медведем довольно велик. Медведи одичали и прыгают на одиноких путников целыми стадами, как обезумившие блохи на дворнягу. Спасти, правда, могут военные, которые и составляют основное население всех городов. Обратится к ним просто, поскольку всех их зовут Иван, а фамилия либо Петров, либо производная от нее. Все, кто Наташи - шпионы КГБ. Работают русские на секретных ядерных заводах, расположенных в Сибири, поэтому на работу едут довольно долго. Основной доход страны - продажа ядерного оружия странам третьего мира с арабскими террористами вперемешку. Национальный спорт - "литрболл", оружие личной самообороны - серп и молот, а напасть - цыгане, которых медведи попросту не переваривают, люди не выносят, а выселить не могут. Все русские - законченные негодяи и представляют смертельную опасность для любого цивилизованного человека. Оказаться в России намного страшнее, чем подвергнуться многократной лоботомии с последующим расстрелом и лишением в правах. Вот так вот мы отпечатались на сетчатке глаза всего Запада, господа.
Государственный переворот
Как только я увидел данную игру, первой мыслью было - давить! Нещадно и жестоко. Давить, хотя бы за красные звезды у всех граждан на самых видных местах, за название улиц, которые даже самый приезжий в нашу страну гражданин не сможет перевести хотя бы на четверть, давить, хотя бы за звуковое оформление, представляющее собой ядерную смесь украинского и русского языка, где единственной понятной мне словарной конструкцией стало крылатое выражение "Понимаешь ли". Словом, первое впечатление было примерно таким: западные игроделы наконец-то суммировали весь свой опыт о русских и выпустили апофеоз издевательств, показав который любому чиновнику, стоящему у власти в нашей стране, можно смело ожидать начала Третьей Мировой Войны в тот же вечер. Однако, не стоит забывать, что первое впечатление, к счастью, почти всегда обманчиво. За слоями русофобии и откровенного стеба над каждым представителем нашего народа скрывались вовсе не издевательства, а стилизованная атмосфера, антураж и реалии посткоммунистической антиутопии. Словом, это как раз тот случай, когда мнение о чем-то меняется на прямо противоположное в пределах максимально короткого промежутка времени. Говоря простым языком - это потрясение.
Пять долгих лет ожидания не прошли даром. Общественность всегда ждет очередной долгострой с одним единственным вопросом на устах: насколько плохо все получилось? Почему-то в таких случаях никто не страдает оптимизмом. Судьба Republic вообще чрезвычайно сложна, потому что еще до выхода было понятно - детищу Elixir не дадут скрыться в тени незамеченным, в случае провала. Нагнетал напряжение еще и тот факт, что народ не знал, чего ждать. Обещали, фактически, безграничный по свободе мир, целую кучу возможностей и сложнейшие алгоритмы действий, словом, обещали игру, которая по своей эпохальной многогранности не оставляла места даже для самой смелой мечты. Понять, как все это работает, и работает ли вообще, было попросту невозможно, как и загнать проект хоть в какие-то жанровые рамки. Сами разработчики на интервью изредка шокировали журналистскую братию заявлениями из серии "не готово/переделываем/упрощаем/переносим сроки выхода". И вот оно, свершилось. Они сделали это! На логичный вопрос, стоят ли 5 лет ожидания хотя бы иллюзии внимания, ответим - да! Все, что было обещано - реализовано. Более того, это реализовано именно так, как и обещали.
Perestroika, tovarish
Итак, мир Republic, в общих чертах, представляет собой посткоммунистическое государство, во главе которого стоит непременный тиран и деспот, всем своим поведением и видом заставляющий поднять восстание и свергнуть его многократно и жестоко. Граждане ущемлены в правах, кругом царит разруха, тщательно скрываемая идеалистическими декорациями. Свобода любого человека, в рамках этой тоталитарной системы, крайне иллюзорна, если вообще не отсутствует. Даже такое распространенное право на смерть в любой момент - и то ущемлено. Гражданин умирает только тогда, когда это нужно партии. Главный герой, которого придется сгенерировать в начале, будет обладать несколькими параметрами, как заправский персонаж любой RPG. Единственное отличие в том, что сами параметры определит компьютер по результатам тестирования. Ряд вопросов из серии: "Каким именно образом вы переведете старушку через дорогу: за руку или выстрелом из базуки с последующим расчленением?" призваны определить в вас черты будущего вождя революции и вообще наклонности к лидерству. После этого, выслушав историю о том, что раньше вы были хорошим полицейским, но потом вас подставили, жену убили, друзей испепелили, а вас незаконно посадили, с поправкой на то, что вы, в общем-то, никогда не были полицейским, вас выпустят на тропу войны, мести режиму, тирану и всем тем, кто не с нами. А все кто не с нами, как известно, дохнут стабильно.
Прототипом всего этого безобразия стала, естественно, Россия, потому что все эти тренировочные костюмы, прически в стиле "плешь", оружие карательных органов, да и вообще лица милиционеров, даже малейшего шанса усомниться в этом не дают. Однако, разработчики просчитались несколько раз, подумав, что типичная европейская архитектура свойственна и для нашей страны, письменность представлена нечитабельной кириллицей, за которую русская версия Word'а убила бы, а излишняя демократичность народа даже во время восстаний - искусственна. Последнее наводит на мысли о том, что разработчики явно многого не знают о своеобразном славянском менталитете и никогда не видели русский бунт воочию, уж это точно.
И как бы то ни было, свободы мы не получили. Сюжет прямой, как палка, а по его бокам стоит колонна железобетонных квестов, без которых нам и шага ступить не дадут. Для того, чтобы мы не чувствовали полный отшиб мечтаний и крушение надежд, пару раз нас отвлекут на нелинейность, но вскоре твердой рукой положат на место, в русло привычного, хоть и небезынтересного сюжета. Но на все это не сильно обращаешь внимание, потому что игра использует столько новых подходов к самому геймплею, такое количество интересных задумок и затрагивает такой чудовищный спектр всевозможных проблем, что голова идет кругом и постоянно думаешь уже не о победе, а просто о том, каким образом, ОНИ все это сделали?
Как все реализовано? Чрезвычайно сложно. Разобраться, что и как происходит в Republic, могут только те, кто в школе вместо уроков физкультуры посещал шахматный кружок, в институте вместо походов по барам ездил на научные конференции, а после, вместо жизни, умер от разрыва слишком большого мозга. Приблизительно все выглядит так. Необходимо сформировать свою партию и начинать захватывать власть на прилегающих территориях, постепенно изживая соперников разнообразными способами, начиная от незаконных, вроде криминала и дебоша, и заканчивая вполне мирными заказными убийствами. Тут, как говаривал Макиавелли, цель оправдывает средства. Потому что наша цель - еще больше власти и, в конце концов, становление нового политического режима в Novistrana, государстве, где все и происходит. Делаем почтительный кивок в сторону литературных трудов Оруэлла и продолжаем копать глубже.
Технически концепция игры примерно следующая. По последней моде мир разделен на три города, что вообще наводит на некоторые мысли относительно того, что все виртуальные города сейчас обладают тремя районами, названными тупейшим образом: Pugachev, Ekaterine, Berenzina. Сворачиваем уши в трубочку, отмечаем идиотизм и наличие главного хмыря в последнем из них, после чего едем дальше. Города различаются все возрастающим размером и возможностью привлекать к руководству своей партией от трех до шести персонажей. Как и вы, каждый из них имеет ряд параметров и характеристик, влияющих на внутриигровую механику. Если бы это была RPG, то помимо всего прочего, персонажи эти обладали бы чем-то вроде умений или специализации. Здесь это названо действиями. Каждый персонаж, будь то мелкий бизнесмен, клерк, чиновник, или бандитская шестерка - имеет сугубо уникальный набор этих действий. Эти действия - то, с помощью чего вы будете строить свою политическую карьеру, заставляя нужных людей делать то, что вам нужно, в нужный момент, простите за тавтологию.
Шпионы и информаторы будут активно добывать для вас информацию, киллеры позаботятся об особо упорных в своем мнении лидерах конкурирующих партий, а бандиты в темных парках будут агитировать бедное население максимально понятным физическим способом - битами. Универсальных персонажей нет. Зато с ростом опыта каждого можно будет прокачивать до более умелого специалиста в своей области или в средненького всезнайку. Оппоненты будут заниматься тем же, всячески укрощая ваш предвыборный пыл многочисленными подлостями. Благо партий здесь, помимо вашей, целая куча.
День делится на утро, полдень и ночь, и каждое время суток позволит вам произвести одно специальное действие, вроде манифестации, вандализма и других чудес демократии. Действия эти потребляют еще и ресурсы, в роли которых здесь выступают сила, влияние и деньги. Никаких харвестеров для сбора силы, а тем более денег не предвидится. Они растут самостоятельно в зависимости от вашего влияния на местных аборигенов. Рабочие любят, когда политическую программу им изъясняют, набивая морду лица, средний класс к дебошам менее привязан, а буржуазия при виде кулака моментально даст вам отрицательный ответ. Причем хитрость кроется в том, что ресурсы взаимосвязаны и применение силы иногда может оказаться эффективнее любого влияния, деньги могут нейтрализовать силу, а влияние перебороть самую страшную алчность.
Есть еще система переговоров. Описать ее вразумительно нет вообще ни шанса, поскольку разработчики решили соригинальничать и тут и вместо обычных построчных диалогов, изобрели собственную мини-игру, которая похожа на плод грешной любви шашек и домино, а вместо фишек выступают политические убеждения. Сюда же засунута непонятная математическая модель просчета всего этого бреда, поэтому просто поговорить, увы, не судьба. Сплошной изврат, одним словом.
Такая вот хитрющая система. Причем, это очень приблизительно, а в игре столько нюансов, ходов, неочевидных стратегий и прочих маленьких подлостей, что если бы кто-то собрался их классифицировать и изучать, ему пришлось бы отказаться от жизни в пользу этого. А вообще, больше всего игровая механика напоминает ту бездонную пропасть, в которую неловко брошенный камешек падает целую вечность, а вы сидите и ждете, когда же последует эхо от удара о дно.
Ура, товарищи!
Что удалось на славу, так это графическая сторона проекта. Количество полигонов не поддается подсчету. Представьте себе отличную, детально проработанную улицу, в дымке летнего утра. Чудесное небо, идеально подогнанные текстуры всевозможных зданий и плавающая свободно и непринужденно камера создают просто непередаваемое ощущение того, что вы находитесь в реальном городе. И вот тогда камера начинает опускаться все ниже. Вы видите, что проработана черепица на крыше, каждый балкончик выведен буквально с каллиграфической точностью, солнце отбрасывает от чистых окон свет. Еще ниже - и деревья приветливо щебечут зелеными листиками на ветру, прохожие демонстрируют чудеса скелетной анимации. В их лицах полигонов, наверное, даже больше, чем в вашем собственном отражении в зеркале. Причем это лица живых людей с морщинами, грустные или задумчивые, небритые усталые или такие, от которых лучше держаться подальше даже в страшном сне. Сотни видов одежды, форма солдат, где прорисована каждая пуговка и петличка, машины, представляющие собой не просто квадрат на прямоугольных колесах, а полноценное транспортное средство, которое на порядок превосходит по внешнему виду многие образцы из отдельных автосимуляторов. И этих машин здесь не один вид, и не два. Грузовики, малолитражки, дорогие лимузины и спортивные авто зажиточных граждан, военная техника, бронетранспортеры, танки, своей красотой удивившие даже меня. Словом, красота. И более того, если камера опустится еще ниже, то можно четко увидеть содержимое каждой урны на улице. И почитать его описание в соответствующей менюшке. Вам еще нужны комментарии? Звук соответствует уровню графики и видно невооруженным ухом, что саундтрек писали профессионалы, а не изгнанники из музыкального училища.
Революции обречены на провал
Графические красоты делают город по-настоящему живым. Бешеные демонстрации носятся из района в район с таким реалистичным... хм... бешенством, что поначалу восторгаешься. А потом начинаешь постепенно забывать о том, что мире есть эта красота. Некогда смотреть кучу роликов на движке, повествующих о том, что информатор целый день сидел в засаде около завода и записывал информацию в блокнот. За расклейщиком агитационных плакатов смотреть не менее интересно, но вот совершенно некогда. Компьютер не ждет, и политические оппоненты моментально поставят вас и вашу партию на колени, стоит зазеваться. А мы ведь сюда не кино пришли смотреть, а революцию совершать. Поэтому, ото всей этой графической идиллии, уходишь, словно в монастырь, к плоской карте, с диаграммами, цифрами и прочими атрибутами менеджмента. Что самое удивительное, игру можно пройти, вообще не вылезая оттуда. Вопрос: зачем тогда вообще нужна была эта сочная картинка, когда на нее нет времени, да и функциональности - почти ноль? А ведь ресурсы, потребляемые местными красотами, весьма ощутимы. Даже машина, конфигурация которой ощутимо превышает рекомендуемую, нещадно тормозила во время шествий демонстрантов, экран жутко корежило, полигоны вываливались пачками, обнажая девственно белые модели населения, а видеокарта натужно выла. К чему было так перегружать и без того сложную игру столько громоздким движком?
Но это еще не основная проблема. Дело в том, что баланс, который и так держится на честном слове, из-за неимоверной эпохальности всего происходящего, в некоторых особенно важных моментах начинает сбоить. А сбой в таком сложном и огромном механизме, как этот, подобен катастрофе. Представьте себе, что долго планируете свою кампанию, но, закопавшись в делах, которые вы должны выполнять непременно собственноручно, совершенно забываете о какой-нибудь маленькой детальке. Та выпадает из жизни, начинает катиться вниз, обрастая новыми проблемами, как снежный ком. И вот, где-то через полчаса игры, вы обнаруживаете себя прямо на пути целой лавины неисправимых трудностей. Все можно был бы еще исправить, но вот тот факт, что буквально все приходится делать самому - лишает этого спасительного шанса.
Игра выглядит радужно, пока под вашим началом топчутся несколько сот человек, а вот когда целый район готов идти за вами, просто не успеваешь следить за всем. А ведь отдавать приказы в режиме паузы тут нельзя. Последнее - вообще финальный гвоздь в крышку вашего виртуального гроба. Вот и получается, что каждая миссия - бешеная гонка через кучи меню в надежде на то, что вы все успеете управиться с сотней мелких дел, а основной ресурс - время - не иссякнет до того, как молниеносный компьютер поставит точку в вашей революционной биографии и примется за некролог.
Кстати, соперники тут почти не ошибаются. Они просто звери и рвут вас на лоскуты нещадно. На высших уровнях сложности простой недосмотр будет стоить вам того, что вы останетесь без людей, а, следовательно, без влияния и силы, а, следовательно, деньги начнут медленно утекать вместе с шансами найти новых людей. Словом, типичная экранизация тупика. Выйти из такой ситуации можно только с помощью Load Game. Зато, идеальная политическая стратегия загонит в такой же тупик ваших соперников, боеспособность которых будет равна боеспособности овцы перед танком. Выбраться они уже не смогут, а осознание собственного величия очень быстро надоест и станет хуже роли неудачника. В конце конов, каждый из нас может отнять конфетку у ребенка, но кто этим занимается?
Мы новый мир построим на обломках старого
Вот она какая, эта игра. Совершенно ни на что не похожая, безумно сложная, как с точки зрения геймплея, так и сточки зрения невероятных возможностей, громоздкая и неповоротливая, обвешенная непонятными и лишними наворотами, но от того не менее интересная. Вряд ли что-нибудь подобное выйдет в ближайшее время. Это мог бы быть шедевр, если бы тут чуть-чуть убрать, а тут откорректировать, а тут упростить. Но такого не добиться, увы. Republic стоит на одну ступеньку ниже славы и нервно дергает за ручку дверь, преградившую вход в зал почета и пожизненного уважения. Но то, что есть, уже, по меньшей мере, заслуживает внимания каждого. Такое не каждый день увидишь. Это, все-таки, революция, товарищи!
1087 Прочтений • [Republic: The Revolution ( Star )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]