Жизнь после смерти Нас будет ждать драккар на рейде
и янтарный пирс Вальхаллы,
светел и неколебим...
О. Медведев Скандинавская мифология вдохновляла весьма многих - от классиков мирового искусства до современных металлистов и сатанистов. Разумеется, разработчики компьютерных игр также не составляют исключение, и очередное обращение к этой теме должно состояться в модном нынче жанре массовых многопользовательских RPG.
Как и следует из названия, игра целиком мифическая, а не историческая. Она даже начинается после вашей смерти. Естественно, при жизни вы были крутым воином и умерли, как полагается уважающему себя викингу, в бою, с мечом в руках. За что и попали в Асгард, мир богов.
Верховный бог Один решил, что обычное времяпровождение павших бойцов в Вальхалле - драки весь день, потом пирушки всю ночь - для вас недостаточно круто (вообще, я еще ни в одной религии не встречал описания райской жизни, от которого не становилось бы смертельно скучно), и что вы должны принять участие в великой войне между Порядком и Хаосом, идущей во всех мирах, связанных мировым деревом Иггдрасиль. Таким образом, вы возвращаетесь в мир в виде бессмертного воина, малость подросшего (метров этак до трех), но в остальном вполне человекообразного (это, правда, только в начале). Доблестно сражаясь на стороне Порядка во славу Асгарда, вы можете доразвиваться до того, что сами станете не только бессмертным, но и богом.
Система создания и развития персонажа, хотя и содержит классические RPG'шные черты, имеет свои оригинальные особенности. Изначально вы должны выбрать бога-покровителя (Patron God), который, по сути, определяет вашу классовую принадлежность. Одни боги покровительствуют физическим способностям (Aesir Gods), другие (Vanir Gods) - магическим. Соответственно, классы (коих всего восемь) делятся на эти две группы. В зависимости от выбранного бога-покровителя, вам будет доступно то или иное дерево навыков; к примеру, класс, коему покровительствует Локи, близок к классическому RPG'шному вору, а Тор позволяет своим подопечным развить недюжинные навыки бойца. Естественно, выбор класса влияет также на исходные значения ваших атрибутов и на задачи, которые вам будут предлагать. Любопытно, что в одной группе игроков, которые вместе прибывают в определенную местность отработать определенную сюжетную линию, могут быть представители разных классов, каждый из которых решает свою задачу! К примеру, некий монстр грабит караваны; бойцы стараются его убить, мастеров (Crafters) куда больше интересует добыча полезных для их ремесла кристаллов, имеющихся в этом месте, а мошенники (надо полагать, питомцы Локи) не прочь и сами поучаствовать в грабеже.
Помимо классовой принадлежности, вы, естественно, выбираете внешний облик - тело, лицо, цвет волос, цвет кожи и т.п. А вот с расовой принадлежностью все сложнее. Изначально вы, как уже упоминалось, человек (точнее говоря, бессмертный супермен). Однако по мере развития ваших способностей в сторону божественности и выполнения соответствующих заданий вы начинаете приобретать почитателей среди смертных рас (каковых в игре три - люди, эльфы и гномы; все, разумеется, состоят из NPC). Некоторые особо грандиозные подвиги (которые, соответственно, будет весьма непросто осуществить) могут повысить вашу репутацию среди всех смертных, но чаще вы все же приобретаете божественный статус в глазах определенной расы и даже отдельных ее фракций.
По мере того, как вы обзаводитесь собственными верующими, чтящими вас, как бога, у вас появляется возможность не только приобретать специфические навыки и способности, связанные с поклоняющейся вам расой, но и эволюционировать физически, меняя свой облик по образу и подобию этой расы (впрочем, это дело сугубо добровольное). Приобретать верующих можно не только творимыми для них добрыми делами, но и, напротив, террором и страхом. В любом случае, они - весьма полезное приобретение, ибо подпитывают вас энергией и не только.
Как обычно, участие в боях и выполнение квестов позволяет вам зарабатывать очки опыта, которые, в свою очередь, позволяют вам повышать ваш уровень. При переходе на новый уровень вам становятся доступны новые навыки, но это не единственный способ их получить: иногда вы получаете новый навык в результате выполнения специальной миссии, от поклоняющихся вам смертных или даже в подарок от бога-покровителя. Что интересно, после того, как навык стал доступен, он развивается автоматически, без дополнительных очковых "вложений". Заклинания, кстати, приобретаются вместе с уровнями и навыками - вам не придется искать или покупать их специально.
Боевые действия в игре можно кратко охарактеризовать двумя словами: вы круты. Будучи трехметровым бессмертным супергероем, а впоследствии и вовсе богом, вы обладаете весьма внушительными возможностями, одним ударом разрывая врагов на куски, проламывая стены крепостей и т.д. и т.п. Даже ваше оружие начального уровня отнюдь не будет напоминать какой-нибудь хилый ножик. Не говоря уже, разумеется, о всевозможной магии - тут и мирные лечебные заклинания, и эффективные проклятия, и управление животными, и невидимость, и иллюзии, и возможность видеть происходящее в другом месте, и разного рода очаровывание и околдовывание противника, и вызов собственных монстров и демонов, и всевозможные разрушительные заклятья, доходящие по своей мощи чуть ли не до уровня ядерного удара. Впрочем, так лихо вы расправляетесь со вставшими на пути неразумными смертными, но это не значит, что у вас не будет более серьезных оппонентов. Готовьтесь к встрече с монстрами высотой в 9 и даже в 30 метров... Среди монстров будут, разумеется, и хорошо знакомые по все той же скандинавской мифологии, вроде волка Фенрира или Мидгардского змея.
Впрочем, понятное дело, что даже самые крутые враги не могут вас прикончить (бессмертие - приятная штука). Хотя и могут, так сказать, вырубить. После чего вы возрождаетесь, по вашему выбору, либо в последнем посещенном вами храме (с некоторой потерей накопленного опыта) или даже неподалеку от места "гибели" (в этом случае потеря будет больше). Однако в любом случае вы не теряете ничего из имеющихся предметов, равно как и свой уровень.
Кстати, разнообразные полезные предметы - оружие, доспехи и прочие - вы сможете не только находить или захватывать в качестве трофеев, но и изготавливать (при наличии соответствующих навыков). Кроме того, некоторые из таких предметов могут быть получены только в качестве дара от поклоняющихся вам. Многие из предметов можно апгрейдить, обвешивать дополнительной магией или, по крайней мере, менять их внешний вид.
Так же, как и в другой готовящейся к выходу массовой многопользовательской игре - Ultima X - в Mythica будет активно использоваться концепция "частных королевств" (Private Realm). То есть различные игроки уходят как бы в параллельные миры, наблюдая в обширной области игровой вселенной только себя и свою группу (в группе может быть от одного до десяти игроков, притом, что в целом общее игровое пространство смогут населять 3000 пользователей). По сути, можно говорить о создаваемой для каждой группы локальной копии мира, в которой другие игроки не будут мешать вам проходить квесты и убивать монстров (и, тем более, не будут на вас нападать; вообще Mythica ориентирована на сражения игроков с NPC, а не друг с другом, хотя последнее тоже возможно в специально отведенных местах). Похоже, такие режимы начинают становиться правилом хорошего тона в массовых многопользовательских играх. Что называется, за что боролись, на то и напоролись: столпотворение народу в такого рода мирах (в особенности неприятное, когда целая орава валит выполнять один и тот же квест) привело к тому, что в них пришлось вводить, по сути, эмуляцию однопользовательского или обычного (не массового) многопользовательского режима. Спрашивается, стоило огород городить? Хотя, конечно, возможность переключаться из "приватного" режима в обычный дает выбор, которого в немассовых играх не было...
Конечно, даже когда вам никто не мешает расправляться с квестами и монстрами, и даже в условиях, когда одну и ту же миссию имеет смысл проходить несколько раз, потому что некоторые задачи выполнимы лишь по достижении определенного уровня - рано или поздно они либо закончатся, либо (при автоматической генерации) утратят всякую новизну. Так что разработчики обещают не забывать пользователей и ежемесячно подкидывать что-нибудь новенькое (не говоря уже о выходе отдельных больших дополнений). Но и платить за игру придется ежемесячно.
Помимо небольших групп, игроки смогут кооперироваться и в более крупные объединения. В частности, даже в "частном королевстве" может орудовать не одна группа, а "группа групп" численностью порядка ста игроков, союзных или соперничающих. Также возможно формирование гильдий со всеми подобающими атрибутами - зал собраний гильдии, репутация, средства управления гильдией, специальные квесты и награды... Игра поддерживает общение в режиме чата или посылки сообщений, а вот насчет общения голосом ничего пока не слышно. В любом случае, разработчики заявляют, что у них "в рукаве" еще много чего спрятано на тему социального взаимодействия в мире игры.
Игровой мир будет весьма обширен; собственно, он состоит из многих миров - среди которых Asgard, Vanaheim, Midgard, Nidavellir, Jotunheim, Muspellheim и другие - между которыми вы можете перемещаться по ветвям дерева Иггдрасиль. Один только Асгард, откуда вы начинаете, имеет диаметр более 12 километров. Вас ожидают самые разнообразные типы местности - горы, пустоши, болота, льды и снега, обширные города и сельская местность, руины, леса, пожарища, даже совсем не свойственные скандинавской мифологии джунгли и, как говорят разработчики, "многое, многое другое". Весьма значительную роль в жизни викингов, как известно, играли моря и реки, так что плаваний и сражений на воде на вашу долю тоже хватит.
Графика в игре, с одной стороны, впечатляет своей красочностью и многообразием. С другой - реалистичной ее назвать трудно, остается впечатление какой-то кукольности. Впрочем, дата запуска игрового мира еще не определена (ориентировочно в будущем году), так что многое еще может меняться.