Блеск и нищета куртизанок Картина примерно следующая: представьте себе летное поле международного аэропорта. На поле стоит только что приземлившийся лайнер представительского класса, вокруг него толпятся встречающие, в галстуках, с цветами и оркестром. К лайнеру подают трап, раскатывают красную ковровую дорожку. В борту начинает медленно открываться дверца, делегация вытягивает вперед шеи, каждый старается первым увидеть Его Величество Счастье Настоящего Пирата. Однако вместо благородной особы из самолета вылезает грязный заплеванный бомж с фингалом, от которого несет помоями и перегаром. Видя недоумение на лицах собравшихся, бомж спохватывается и достается из кармана табличку с надписью "Disney's" , которую тут же вешает себе на шею, после чего улыбается во все 16 зубов. Встречающие падают в обморок.
В синем море, в белой пене...
Обычно после выхода продолжения ожидаемой игры на форумах начинаются дискуссии, когда одни доказывают, что игра плоха, другие же с пеной у рта защищают честь и достоинство проекта. После выхода "Пиратов Карибского Моря" также начались ожесточенные споры. Правда, в несколько другой тональности: одни утверждали, что игра была ублюдочна изначально, другие доказывали, что во всем виноват Дисней, перекупивший проект. Защитников игры приходится разыскивать с не меньшим упорством, чем информацию о местонахождении Хусейна. Оно и понятно - проект-то того, полный швах, "Акелловцы" загубили все, что можно было загубить, оставив в приличном виде лишь графику. С нее-то и начнем обзор, как с единственного позитивного момента.
"Пираты" выглядят просто превосходно. Точнее, превосходно выглядят они только на море. Во время морских битв ошалевший от радости игрок видит невменяемый красоты пейзажи, каждый из которых хочется немедленно повесить на стену. Сражение между двумя флотами на закате - завораживающее зрелище, способное вырвать вздох восхищения у самого заядлого циника. В блики солнца на водной глади взрезаются ядра, поднимая огромные водяные столбы, весело горят корабли, черный дым, поднимающийся с палубы, застилает обзор. И все было бы великолепно, если бы не матросы, суетящиеся на палубе, которые выглядят в точности как персонажи известной фирмы "Lego". То есть кубической формы и очень ярко раскрашенные. Господа разработчики, кто мешал вам нарисовать нормальные текстуры для команды? Или хотя бы добавить им полигонов, ведь если вы ориентируете свою игру на "GeForce 3", то, наверное, можно себе позволить некоторую роскошь с количеством полигонов в кадре?
На суше еще более сложная ситуация. С одной стороны, местные города наконец-то стали выглядеть как настоящие города, а не как образцовые исправительные концлагеря. С другой же, джунгли выглядят не джунглями, а настоящим ботаническим садом "Лопушок". Кроме того, вызывает серьезные опасения качество текстур в пещерных уровнях. В общем, кое-что прогнило в графическом королевстве.
Обухом по голове
Как вы понимаете, все придирки насчет графики, звука, музыки, интерфейса, сюжета, багов были бы не существенны, если бы "Акелловцы" сохранили фриланс-стиль первой части игры, где был полностью нелинейный геймплей. Ха! В "Пиратах" по просьбе, как я подозреваю, товарища Диснея, был введен полностью линейный сюжет, разрешающий играть лишь за англичан. Губернаторы других наций, которых столь заботливо рассовали по всем островам, являются бутафорией, куклами, способными лишь послать долой с господских глаз. Теоретически, вы можете заниматься чем угодно: торговать, брать вражеские суда на абордаж, осаждать города. Практически же, скажем, форт на Гринфорде остается полностью неуязвимым для ваших атак до тех пор, пока вы не поговорите о нем с Даниэль (о ней ниже). И какая это нелинейность? Ах, да, разработчики таки выполнили свое обещание насчет генератора случайных квестов. Есть ровно два типа этих самых квестов: "Отвези товар № на остров № за месяц" и "Сопроводи торговца до места №". Все! Все остальные квесты сюжетные и плевать они хотели на ваши страдания по поводу отсутствия настоящей свободы. Пользуясь случаем, хочу передать большой привет товарищу, писавшему сообщения для судового журнала (aka "quest log"). Дружок, фраза "А теперь мы направляемся к Аурентиусу" очень мила, если ты, конечно, помнишь, что Аурентиус - это персонаж четыре тысячи пятьсот шестьдесят второго плана, живущий на маяке на Оксбэе. А если не помнишь, то эта фраза может стоить несчастному игроку многих бессонных ночей, так как нигде не указано, кто такой это Аурентиус и где он находится. Аналогична ситуация с библиотекой - я целый день искал ее по городу, пока наконец не вспомнил, что в диалоге была упомянута церковная библиотека. Короче говоря, с квестовым журналом полный абзац. Аналогична ситуация с прогулками по абсолютно идентичным джунглям с целью выполнения квестовых заданий. О, да, теперь у нас есть целая партия из трех человек, готовая с нами хоть на абордаж, хоть на штурм форта. О, нет, эту партию спокойно вырезают случайно респаунящиеся разбойники. Потеряв с полсотни человек, вы плюете на все и начинаете просто пробегать мимо криминальных элементов, чертыхаясь, когда кому-то удается огреть вас по спине саблей. Впрочем, выход есть - милая девушка Даниэль (огрызок обрезанной второй сюжетной ветки) готова провести с вами большую часть игры, отважно защищая ваше седалище. Получается у нее это просто великолепно - она полностью бессмертна, поэтому способна сделать фаршмак из любого врага. Следовательно, широко разрекламированный абордаж с потасовками десятка-другого человек превращается в полную фикцию. Во время схватки проще всего спрятаться за спиной мадам и, любуясь на привлекательные филейные части, ждать окончания резни. Повторять до выпадения челюсти от зевоты. Еще особо хотелось бы отметить ролевую систему игры. У персонажа кроме старых навыков появились еще и "способности", некоторые из которых вносят заметный дисбаланс в игру. Скажем, "абордаж по выбору", который позволяет мгновенно взять на абордаж любое судно. Надо ли говорить, что при таком раскладе коллекционирование линкоров превращается в несколько монотонное занятие? Впрочем, самая главная особенность называется "быстрая починка", которая позволяет прямо во время боя чинить корабль. Знаете, как нынче модно брать форты? Достаете линкор, загружает его по самое "не хочу" досками, подплываете вплотную к форту, включает ускорение времени. Периодически следует производить залпы по супротивнику и включать эту саму "починку". В 99% случаях у вас еще не успеют закончиться доски, как вражеский форт будет раздолбан. Что уж говорить о менее крепких плавающих соперниках! Бои на море, кстати, не изменились ни на йоту по сравнению с оригинальными "Корсарами" и составляют одно из немногих светлых пятен в этом царстве мрака. "Царство мрака" - это не словоформа, а определение местной глобальной карты. Ее масштаб столь мелок, что поначалу вы готовы продать собственную бабушку за схему чертового архипелага (вроде как открытого по умолчанию). Панацеей (но лишь частично, в этом режиме жутко неудобно управлять) является нажатие клавиши "tab", которое сразу приводит карту в чувство. Руководство пользователя и "readme" , что интересно, о спасительной клавише умалчивают.
Интердевочка.
О местном интерфейсе хочется слагать романы в прозе и оды в стихах. Дело в том, что "Пираты" будут портированы на приставку Xbox. И интерфейс в игре соответствующий, приставочный. Помните, как в "Корсарах" можно было менять типы снарядов во время боя? Правильно, парой кнопочек. Нажали "единичку", пушки зарядились ядрами. Нажали "четверочку" - бомбами. Лепота! Была. В нынешнем варианте смена типов боеприпасов происходит так: нажать "Enter", стрелочками выбрать "перезарядка", нажать "Enter", выбрать стрелочками тип снаряда, нажать "Enter" еще раз. Вы будете смеяться, но залпы во время всех этих лазаний по меню производить нельзя. Вывод? К тому времени, когда вы доберетесь до заветной "картечи", вас или потопят или возьмут на абордаж. Примерно такое количество телодвижений вам придется проделать, чтобы что-то купить или продать, да и просто узнать интересующую вас информацию у какого-то персонажа.
Сюжет и диалоговые окна следует отметить особо. Во-первых, размер шрифта (aka "кегль") в них раза в три превышает все разумные пределы. То есть диалоговое окно занимает треть экрана, при этом в нем умещается, дай бог пара предложений. В результате, вы, забыв, что игра для детей, злобно матерясь, постоянно скролите эти бесконечные окна. Во-вторых, написанное в этих окнах - срам один! Содержательница таверны с ужасом рассказывает историю, про то, как ее собирались "пустить по кругу" злобные англичане, но в последний момент ее спас красавчик-пират, который... Впрочем, оставим эти деликатные темы и перейдем на общий идиотизм "диснеевской сюжетной линии". Неуважаемые сценаристы! Фраза "я бы тебя убил, если бы не был положительным персонажем" устарела задолго до вашего рождения! Не смешно! Выворачивает! Сюжет просто ужасен, больше о нем не хочется говорить. Давайте поговорим о другом.
Телепузики на марше!
Я твердо уверен, что озвучивание русской версии "Пиратов" (английскую не видел) делалось по принципу "пипл схавает". Мало того, что фразы бубнят, судя по всему, друзья и подруги разработчиков, настолько невыразительны голоса, мало того, что произносимый ими текст побивает все рекорды идиотизма (стражник: "Ты выглядишь подозрительно. Ты пират?"), так еще и явственно слышно эхо! 1997 год, подпольная студия звукозаписи! Озвучка первой части игры на этом фоне кажется просто идеальной. В "Корсарах", по крайней мере, не хотелось приголубить каждого первого персонажа кирпичом.
Но даже озвучка меркнет по сравнению с местной музыкой. Телепузики на марше! Музыка просто мерзкая, не идущая ни в какое сравнение с оркестровым великолепием предыдущей части. Для "диснеевских" игр она, наверное, и подошла бы, но пиратский эпос про любовь, море и кровь выглядит с такой музыкой комично. Поэтому "Акелла" эпос изъяла, заменив его наклейкой "Disney's inside". Гадость! Впрочем, граждане, купившие эту поделку для своих детей, рискуют нанести непоправимый урон психическому здоровью любимого чада. Дети очень неадекватно реагируют на сообщение игры "Произошел бунт на корабле. Вас повесили" с последующим показом соответствующего ролика.
Итого.
Даже если вы вдруг после всего вышесказанного все-таки решили приобрести игрушку (например, как генератор картинок для обоев рабочего стола), то обязательно подождите пару месяцев, пока "Акелла" не выпустит с десяток патчей, лечащих кучу багов (см. список на официальных форумах "1C"). Ибо в нынешнем состоянии в это нечто играть весьма затруднительно.