Предтеча "Матрицы" История этой игры началась в 1982 году, когда на экраны вышел фильм под названием "Tron", сразу же ставший культовым в среде набирающего силу движения игроков в видеоигры. Если говорить о сегодняшнем дне, то эффект, который произвёл этот фильм тогда, можно сравнить разве что с "Матрицей". Мальчишки всех возрастов бредили миром, созданным аниматорами студии Диснея, который позволил им заглянуть в виртуальную реальность, став участниками необыкновенных приключений. Среди поклонников фильма были и два брата - Ларри и Энди, которые выросли и создали свой "Tron", назвав его "Матрицей". Участь, постигшая их творение, думаю, известна всем.
Так чем же "Tron" так отличался от других фильмов и мультфильмов того времени? А тем же, чем и "Матрица" - он шёл вперёд своего времени, обгоняя конкурентов по таким параметрам, как необычный сюжет, великолепные спецэффекты и съёмки. Действия фильма разворачиваются внутри компьютера, где существует своя армия, полиция, тюрьмы, города, пустыни, горы, каньоны и прочие атрибуты вполне реального земного существования. Главный герой фильма по злому умыслу центрального процессора попадет в этот мир и с помощью новых и старых друзей выходит победителем из схватки человека и машины.
Спустя двадцать с лишним лет аниматоры компании Диснея решили рискнуть повторить успех своего детища, начав работу над второй версией "Tron", одновременно завербовав программистов из известной фирмы Monolith Productions для создания компьютерной игры по мотивам фильма. О том, что у них получилось, наш сегодняшний рассказ.
Честь семьи Брэдли
С момента событий, рассказанных в фильме, прошёл двадцать один год. Ровно столько же исполнилось Джету Брэдли (Jet Bradley) - сыну создателя "Tron". Мальчик пошёл по стопам отца, став программистом, но одна незадача - вместо того, чтобы писать серьёзные программы, Джет больше тяготеет к написанию игр, что страшно не нравится Алану Брэдли, посвятившего жизнь созданию программного обеспечения для защиты компьютеров и их данных. Кстати, "Tron" не имеет никакого отношения к предмету интерьера царственных особ, это название программы обеспечивающей защиту, что-то вроде межсетевого экрана.
Так вот, пока Джет создавал моды и рисовал новые уровни для игрушек, его отец изобрёл технологию, которая позволяет отправлять живых людей в виртуальный мир. Всё бы ничего, и, возможно, Алану даже дали бы Нобелевскую премию за его разработку, но как всегда нашлись люди более хваткие, которые решили присвоить открытие себе. Глава мощной и нечистой на руку корпорации Future Control Industries провёл хакерскую атаку на мозг проекта Алана - искусственный интеллект по имени Ma3a (произносится, как "матриа"), а самого программиста захватил в заложники. Теперь оставшийся в одиночестве Джет должен постоять не только за честь семьи и спасти отца, но и помочь Ma3a. Единственный способ добраться до Ma3a раньше, чем вражеские программы, это самому проникнуть внутрь системы и сразиться с пришельцами. Собственно говоря, именно этим вам и придётся заниматься на протяжении более двадцати уровней, по прохождении которых вы не только вернётесь в реальный мир, но и поймёте смысл множества непонятных словечек, которыми пестрят форумы программистов.
Kernel - великий и ужасный
Стиль "Tron 2.0" полностью повторяет первый фильм, но если вы его не видели, это вам вряд ли что-то скажет. Если вы всё же после увидите фильм, то вы его опознаете с первых же кадров.
В игре вы выступаете в амплуа рядовой программы, не имеющей особенных преимуществ перед воинственно настроенными программами (ICP), которые будут пытаться вас обезвредить всеми известными им способами. Главнокомандующим армией защитных программ, поисковых систем и антивирусов является некто Kernel - вредный и хитрый тип, который будет постоянно вставлять вам палки в колёса. Более того, очень скоро вы поймёте, что вы не единственный пользователь в этом виртуальном мире, и кроме вас по нему разгуливает сошедший с ума из-за сбоя в файловой системе нехороший человек по имени Торн (Thorne), который живым вас не за что не выпустит. Самым любимым занятием Торна является распространение заразы по системе, так что если вы вовремя не заметите инородное тело в своих приложениях, то вскоре точно подхватите какой-нибудь вирус. Ну, и чтобы жизнь совсем малиной не казалась, на вашем пути будут встречаться маньяки-одиночки в виде багов и глюков, которые появляются где хотят и когда хотят, а ещё вас ждут цифровые версии хакеров и злобно настроенные блоки данных. Так что не зевайте по сторонам, а то встретитесь с Erase, своеобразным Хароном компьютерного мира.
К счастью, кроме врагов виртуальный мир готов предоставить вам нескольких союзников, в лице Ma3a, милого, но медленного существа по имени Bit, а также простых честных работяг-программ, которые отказались подчиниться Кернелу.
Фашист спалил родную плату...
Несмотря на интересный сюжет и некоторые необычные находки "Tron 2.0" является типичным шутером больше, чем на половину. Уровни отличаются друг от друга только количеством и уровнем развития противников, которых надо уничтожить, чтобы получить доступ к какой-нибудь программе или базе данных. Получению нужного уровня доступа в игре уделяется особое внимание. Так, например, многие двери открываются с доступом шестого или седьмого уровня, а в начала миссии у вас редко когда бывает уровень выше первого. Вот и приходится бегать туда-сюда, собирая контейнеры с доступами, что иногда жутко надоедает, особенно если за вами гоняются толпы антивирусов, одетых по последнему писку моды лаборатории Касперского.
В качестве оружия по началу у вас будет лишь некое подобие светящейся летающей тарелки, которая, словно бумеранг, будет всегда возвращаться, куда бы вы её не запулили. Затем арсенал будет постоянно пополняться, но мощное оружие требует большого количества энергии, с которой иногда будут возникать перебои - то вокруг вас будет плескаться целое энергетическое море, а то придётся даже опускаться до каннибализма и пожирать трупы убиенных программ. Здоровье в игре пополняется за счёт специальных устройств, которые встречаются на удивление часто, и от их недостатка вы особенно страдать не будете.
Сюжет в "Tron 2.0" абсолютно линейный, без импровизаций, но некоторые моменты растопят сердце даже самого придирчивого игрока. Меня особенно поразил уровень, когда внезапно началось форматирование диска - так быстро я в своей жизни точно не бегала. Таких моментов в игре не очень много, но они с лихвой окупают все огрехи основной сюжётной линии.
В игре также есть элемент RPG, выражающиеся в усовершенствовании вашей программы, обрастающей утилитами и приложениями, словно грибами после дождя. Более того, со временем вы сможете обновлять версию своей программы, повышая тем самым уровень защиты и мощность атак на противника.
Управление
Стандартное для шутеров, хотя в игре задействовано заметно большее, чем обычно количество кнопок. Есть поддержка джойстика и геймпада, но это на любителя, мне, например, больше подошла старушка-клавиатура.
Привыкнуть к управлению можно в течение первых двух уровней игры, которые отводятся на тренировку, так что к тому времени, как вы встретите своего первого босса, вы будете вполне проворно скакать по дорожкам микросхем и увёртываться от выстрелов. В гонках на светоциклах (Light cycle), носящихся с бешеной скоростью, управление несколько необычное, но первые гонки достаточно простые, и вы быстро привыкните к отсутствию тормозов.
Графика и музыка
Графика на высоте, хотя разработчики и пытались воссоздать атмосферу фильма двадцатилетней давности. Игра полностью трёхмерная и очень требовательная к видеокарте и операционной памяти, но поверьте, она этого стоит.
Ещё один явный плюс "Tron 2.0" - это музыкальное оформление, которое настолько удачно вписывается в виртуальный мир вокруг, что даже сложно представить на её месте что-то другое. Особенно меня порадовала музыкальная тема на уровне Интернет-города, где откуда-то сверху постоянно раздавались звуки соединяющихся модемов и принимающихся факсов.
End of line
Интересная и своеобразная игра с прекрасной графикой и музыкой, а также вполне приемлемым сюжетом. В игре создана такая атмосфера, что после прохождения "Tron 2.0" вы уже по-новому будете смотреть на скромный, серенький и о чём-то вечно жужжащий ящик под вашим столом и дважды подумаете, прежде чем пнуть его в раздражении ногой.
Игра особенно должна порадовать любителей длинных игр и массовых захоронений, так как уровней в "Tron 2.0" просто огромное количество, как и врагов. Ну, а если и этого будет недостаточно, то в игре есть поддержка многопользовательской игры, где уже можно погонять на светоциклах с вполне реальными и непредсказуемыми противниками.