Учитель и ученик Для кого-то это, возможно, неожиданность, но одна из первых массовых многопользовательских игр, Ultima Online, уже отпраздновала свою шестилетнюю годовщину. И, несмотря на столь солидный для компьютерной игры возраст, прекрасно себя чувствует, имея четверть миллиона подписчиков по всему миру. Поэтому, руководствуясь принципом "не чинить то, что работает", разработчики из компании Origin не планируют создавать ее новую версию, а работают над параллельной ей новой массовой многопользовательской игрой, которая, хотя и разворачивается все в том же мире Ultima, заметно отличается от классической UO и по своей идеологии больше напоминает однопользовательскую игру (на что, кстати, указывает и порядковый номер в названии).
В Ultima X не будет ни виртуальной экономики, ни сложных социальных взаимоотношений. Акцент смещен в сторону action (недаром игра делается на свежей версии движка Unreal), причем действия выполняет либо герой-одиночка, либо небольшая группа игроков. Причем они могут даже отказаться от массовости как таковой, создав для себя некое параллельное измерение, в котором они не будут пересекаться со всеми остальными игроками (то есть в пределе, когда такая группа состоит из одного человека, получаем типичную однопользовательсккую кампанию с динамически генерящимися миссиями). Игру уже даже сравнивают с Diablo, хотя все же в Ultima X побольше глубины и RPG'шности.
Действие игры начинается там, где закончилась Ultima IX, и это не единственное, что роднит новый проект с предыдущими однопользовательскими играми. В частности, снова возвращается система развития персонажа "в базисе" восьми добродетелей (Virtues), впервые появившаяся еще в Ultima IV. Эти добродетели суть скромность, честность, сострадание, доблесть, справедливость, жертвенность, честь и духовность. Квесты, даваемые вам в игре, можно проходить различными способами, и от того, как именно вы их проходите, зависит изменение тех или иных ваших добродетелей. К примеру, в классической ситуации "дракон похитил принцессу" вы можете убить дракона и тем повысить свою справедливость, а можете постараться войти в его положение, понять его проблему и решить дело миром, увеличив тем самым сострадание. Нельзя сказать, что один путь лучше или правильнее другого; просто каждая из добродетелей дает свои специфические плюсы, включая доступ к новым навыкам и заклинаниям (то же сострадание, к примеру, дает возможность лечить), а также возможность по-своему апгрейдить ваши предметы, доспехи или оружие. Вы сами решаете, на что конкретно потратить приобретенные очки той или иной добродетели.
Впрочем, развитие персонажа происходит не только в базисе добродетелей, но и в базисе путей, соотносимых с RPG'шными классами. Для рыцарей, варваров и бойцов (Fighters) предназначен путь Клинка (Blade), для магов, волшебников (Sorcerers) и бродячих ремесленников (Tinkers) - путь, почему-то названный Arcade, для рейнджеров, друидов и пастухов - путь Природы и для бардов, некромантов и паладинов - путь Баланса. Путь вы, по всей видимости, выбираете изначально, зато в его рамках не связаны жесткими классовыми рамками и можете комбинировать, например, черты и навыки барда и некроманта.
Что касается самих квестов, то у вас не будет проблем с долгим блужданием по пустынной местности в поисках подходящего герою занятия. Напротив - жаждущие вашей помощи NPC сами быстренько вас найдут. И не просто найдут, а будут предлагать квесты, учитывающие и ваш уровень, и численность вашей группы - короче говоря, как раз такие, какие должны быть вам по плечу.
Движок поддерживает достаточно насыщенные боевые действия, в ходе которых на экране, помимо дюжины сражающихся персонажей (как управляемых, так и не управляемых игроками), могут присутствовать многочисленные магические спецэффекты, летящие обломки и т.п. И ваше управление в бою не ограничится просто кликами на врагов; вы имеете возможность выбирать разные виды оружия и спецприемов, заботиться об обороне и подбирать оптимальные моменты для ударов. Варьирование тактики по ходу боя позволяет персонажу с большим набором навыков, даже если они невысокого уровня, взять верх над высокоуровневым "узким специалистом". Важная особенность сражений между игроками - другие люди не могут навязать вам бой, если вы сами не хотите; все дуэли, индивидуальные или групповые, происходят только по обоюдному согласию. Как уже было сказано, вы и вовсе можете уйти в "параллельный мир", недоступный для остальных игроков.
Хотя в массовых многопользовательских играх обычно не бывает финальной цели, здесь она, в некотором смысле, есть - побывать во всех 55-ти королевствах мира игры и доразвивать своего персонажа до уровня полубога. Но именно "в некотором смысле", ибо это еще не конец. Достигнув этого, вы можете создать нового персонажа, и не с нуля, а в качестве ученика предыдущего, наследующего определенные его способности, не доступные играющему в первый раз. Если вы и его доразвиваете до максимума, то сможете играть уже его учеником, наследующим особенности двух предшественников, и так далее.
Графика в игре не самая крутая по нынешним меркам, но все же мир достаточно обширен, разнообразен и густонаселен, и движок поддерживает такие эффекты, как свет, пробивающийся между листьями, отражения в воде или снег.
Официальная дата запуска игры еще не объявлена, но, вероятно, Ultima X откроется для игроков в первом квартале будущего года.