В Корсунь-Шевченковском котле Чувствуется, соскучились вы по варгеймам, ох, как соскучились. Ну, тогда ловите из свежатинки, что специально для вас приготовили SSG и Matrix Games. Из серии "Decisive Battles of World War II". Те, кто застал первую игру в серии, The Ardennes Offensive, вышедшую аж в 1997 году, сразу же припомнят знакомый интерфейс, несколько отличающийся от привычных гексагональных стратегий, и ринутся в бой, атакуя красными квадратиками синие квадратики, вытянувшиеся вдоль линии фронта. Новичкам же можно порекомендовать сперва отправиться штудировать увесистый мануал (даже целых два), любезно оставленный авторами. Конечно, чтобы играть, он особо не нужен, но вот чтобы выигрывать...
Описываемое в игре сражение происходило с 24 января по 17 февраля 1944 года, его еще называют "вторым Сталинградом", а дело было так. Немцев отбросили от Днепра везде, кроме небольшого участка между Каневым и Черкассами, расположенном южнее Киева. В немецких рядах образовалась выпуклость, которую два фронта, одним командовал И.С.Конев, другим Н.Ф. Ватутин, попытались захватить, ударив с двух сторон в основание пузыря, получившем название "Корсунь-Шевченковский котел". Советские войска 1-го и 2-го Украинских фронтов пытались затянуть потуже мешок, улучшив положение наших войск на Правобережной Украине, а немецкая армия - свыше 10 дивизий из состава немецкой группы армий "Юг" (из них 5 танковых (17-я, 11-я, 14-я, 13-я и 3-я), 5 пехотных (34-я, 198-я, 167-я, 320-я и 376-я) и 4 бригады штурмовых орудий) - под командованием генерал-фельдмаршала Э. Манштейна отчаянно упиралась, пытаясь из него вылезти. Позднее, до 10 февраля, немцами были подогнаны еще 1-я и 6-я танковые дивизии, танковая дивизия "Адольф Гитлер", 106-я пехотная дивизия, 4 танковых батальона и 3 дивизиона штурмовых орудий. Восьмого февраля советское командование выдвинуло ультиматум, но немецкие генералы его показательно проигнорировали, за что и поплатились. Операция закончилась 17 февраля полным разгромом и пленением немецкой группировки.
По официальным данным, в ходе кровопролитных сражений немцы потеряли порядка 55 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными, более 18 тыс. пленными, а также несметное количество боевой техники и вооружения. Конечно, это далеко не полные цифры, так как только при попытке прорыва кольца окружения немцы понесли потери в 20 тыс. солдат и офицеров и большое количество техники, в частности, 329 самолетов, около 600 танков, и свыше 500 орудий. Значение этой победы трудно переоценить, так в результате успешной операции немецкие войска на Правобережной Украине были сильно потрепаны и деморализованы. В то же время создавались весьма благоприятные предпосылки для дальнейшего наступления по Южному Бугу и Днестру. Еще примечательная деталь - 18 февраля в честь этой победы в Москве прошел салют в 20 артиллерийских залпов из 224 орудий, так Родина чтила своих героев.
Но вернемся к нашим баранам. Игра содержит режим стандартных битв, включающих в себя два сражения, "Корсунь-Шевченковский котел" и то самое "Арденнское наступление", для тех, кто прошел мимо первой игры. Корсунь-Шевченковская битва состоит из пяти сценариев протяженностью от 12 до 48 ходов. Играть можно за любую из сторон: за наших, пытаясь раздавить попавших в пузырь фашистов, или же за немцев, тщась уйти из окружения и спастись. Перед битвой еще можно немного помудрить с опциями, выставляя повышенное снаряжение, параметры битвы, погодные условия и проч. Компьютеру, кстати говоря, можно доверить управление обеими сторонами и потом со стороны посмотреть, что же из этого выйдет. Уровней крутизны AI представлено аж 4 штуки, начиная с Computer- и заканчивая Computer++.
Во время битвы основное место занимает карта, а в правом нижнем углу притулились основные управляющие кнопки. В общем, все, как и в любом другом варгейме, конечно, не без своих тонкостей, с которыми все любознательные ознакомятся в уже вышеописанных руководствах. Перемещаем квадратики юнитов, атакуем вражеские войска, выбирая способ, когда все операции с войсками завершены, жмем кнопочку конца хода и т.п. Графически игрушка, понятное дело, звезд с неба не хватает, но на фоне недавних релизов жанра выглядит, пожалуй, даже предпочтительнее. Музыкальное сопровождение также вполне подходит и по духу и по стилю: техника шипит и громыхает во время передвижения, пушки палят, пули свистят... Имеется и мультиплеер посредством электронной почты.
В итоге получился интересный варгейм, продолжающий традиции серии и открывающий для ценителей жанра еще одну страничку из неиссякаемой WWII. Конечно, широкий круг игроков будет обходить детище SSG десятой дорогой, но поклонники "шестиугольников", описывающих своим скромным символическим языком выдающиеся военные события мировой истории, полагаю, получат истинное удовольствие