Если вы не можете свести концы с концами,
лучше спрятать их в воду!
Кто-то из юмористов Германская компания Massive Development предлагает нам уже третье погружение в мир Аквы - подводных городов и станций XXVII столетия, куда люди переселились еще в XXII веке после того, как в свойственной им манере загадили поверхность Земли до полной непригодности для жизни. Первым погружением, если кто запамятовал, была очень недурная игра Archimedean Dynasty, вышедшая еще в 1996. Между первой и второй (AquaNox) играми прошло 5 лет (причем как в реальности, так и в мире Аквы), но, надо сказать, это пошло на пользу лишь графике, но не геймплею: AquaNox оказалась заметно менее удачной и играбельной, чем "Династия" (я, например, AquaNox так и не прошел и лишь сейчас, пообщавшись на форуме, узнал, чем там дело кончилось). Однако разработчики продемонстрировали умение учиться на ошибках и в AquaNox 2 в основном вернулись к "архимедовскому" стилю. Хотя, естественно, не без нововведений, и не всегда удачных.
Принципа соответствия игрового времени реальному они больше придерживаться не стали: AquaNox 2 вышла через 2 года после AquaNox 1, но действие в игре происходит все в том же 2666 году (уж больно, видимо, число приятное), причем даже чуть раньше: где-то в середине у вас есть возможность подзаработать, помогая угонщику корабля Флинта (главного героя первых двух игр, лишившегося своего корабля аккурат перед началом второй), и о гигантских спрутоподобных монстрах, ставших главной проблемой в AquaNox 1, в нынешней игре никто пока не слышал (правда, одна из главных отрицательных персонажей грозит вам местью каких-то врагов, более страшных, чем бионты, но кого она имеет в виду - так и остается загадкой).
Главный герой на сей раз - молодой человек по имени William Drake, потомок знаменитого предка. Но вовсе не пирата Фрэнсиса Дрейка, а ученого по имени Drake McGregor, который жил как раз во времена великого переселения людей под воду. Многие его разработки принесли большую пользу во время этого переселения и после. Но самым странным его открытием оказалось некое существо, выползшее из моря - небольшое и вроде как неагрессивное, но при этом практически неуничтожимое (его тело состоит из плоти и металла) и очень даже способное расти и размножаться. Не исключено, что оно попало на Землю из космоса. По легенде, МакГрегору удалось создать оружие против таких существ, однако в хаосе великого исхода с суши знания были утрачены. МакГрегор, однако, предвидел такой вариант и, соединив несоединимое, то бишь науку и религию, создал нечто вроде мистического ордена под названием Bond (не тот, который Джеймс), который должен был пронести тайну через века в форме легенд и пророчеств.
Вильям, впрочем, сталкивается со всем этим не сразу. Для начала он теряет всех родных (мать убили пираты, отец и дядя тоже сгинули в поисках приключений на подводных просторах, последней умерла бабушка), фамильное дело (после гибели матери и исчезновения отца транспортная компания Дрейков терпит банкротство), а затем и последний транспортный корабль Дрейков Harvester, который захватывают пираты, а заодно, по сути, и личную свободу, когда захватчики делают ему безальтернативное предложение стать членом их экипажа в качестве простого матроса.
Впрочем, постепенно выясняется, что, несмотря на свирепый нрав их капитана Amitab'a, который то и дело грозится убить Вильяма, на самом деле это не совсем пираты (да и вообще, в мире Аквы границы между пиратами и законопослушными гражданами весьма условны). Первые миссии, где вас откровенно эксплуатируют, как "молодого", посылая, к примеру, в одиночку разбираться с вражеской базой (при этом парочка ваших новоявленных товарищей на заметно лучших кораблях стоит на безопасном расстоянии и даже не думает помочь) могут нагнать тоску, но если их все-таки преодолеть, дальше становится интереснее. Начинается охота за сокровищами, попутно вам дурят голову легендами и пророчествами, обнаруживаются новые друзья и враги, постепенно приоткрывается завеса над кое-какими семейными тайнами - в общем, как и в прошлых играх, сюжет закручен весьма недурно.
Мне не понравились лишь два момента. Во-первых, концовка не раскрывает всех тайн и ставит больше вопросов, чем ответов. Понятно, что это заготовка под следующую серию, но всю игру охотиться за неким артефактом "слезы ангела" и так толком и не узнать, что это такое (хотя охота и увенчается успехом) - это, согласитесь, обидно.
Во-вторых, в сюжете не обошлось без пошлостей. Сначала героя грязно домогается азиатская шлюха May Ling - правда, ее, к моей радости, он ее все же обламывает, после чего эта окончательно озверевшая от похоти особь атакует его во время совместного патрулирования. Убить сразу ее, к сожалению, не дают (скрипт не позволяет, как и в ряде других случаев; жизнь просто не уменьшается ниже определенного предела, а потом она смывается), зато я с большим удовольствием сделал это потом. Но к этому времени у героя уже полная взаимность с Анжелиной - там грязных домогательств нет, зато полно романтической ахинеи в духе "я слышу песню своей судьбы в твоем имени". Потом Анжелина все же погибает в бою с главной злодейкой (причем это предваряется полным набором идиотских штампов - "Если со мной что-нибудь случится, обещай, что не свернешь с Пути! - С тобой ничего не случится, потому что я люблю тебя!" - после чего любому становится ясно, что этой миссии Анжелине не пережить). Но не успел я вздохнуть с облегчением, как выясняется, что это была инсценировка (что выглядит абсолютно недостоверно - взрыв был такой, что никто не должен был выжить), и Анжелина объявляется живая и здоровая в лучших традициях мексиканских сериалов. Короче, тьфу на них три раза. К другому аспекту, определяющему классификацию игры как "взрослой" - а именно, лексике не то чтобы совсем ненормативной, но для детских ушей не предназначенной - у меня, впрочем, претензий нет: вполне логично, что пираты и наемники изъясняются именно так.
Всего в игре полсотни миссий, некоторые из них необязательные (только чтобы подзаработать), но в целом кампания лишь имитирует нелинейность, в то время как в "Династии", помнится, элементы нелинейности все же были. Большинство миссий кампании можно также проиграть в режиме Instant action, там же есть тренировочные миссии (ничем, по сути, не отличающиеся от боевых) и дуэли с главными врагами; в отличие от кампании, здесь вам не дают выбирать корабль и его оснащение, а подсовывают дефолтные варианты (для разных миссий разные).
Записываться во время миссий, как и прежде, нельзя, что иногда очень сильно напрягает. Особенно это раздражает тогда, когда миссия требует долгих действий перед началом собственно активной фазы, причем действия эти могут быть, по сути, бессмысленными - вас посылают проверять разные места, в которых ничего не оказывается (это не глюк, это так и задумано). Хорошо хоть видеоролики теперь можно прерывать...
По-прежнему нет взаимодействия со своими, а также разнообразных режимов прицеливания типа "тот, кто атакует меня", "тот, кто атакует мою цель", "тот, кого я эскортирую" и т.п. Прицеливанию служит одна-единственная кнопка, выбирающая ближайшего к перекрестию врага, а при отсутствии такового - ближайший дружественный объект.
Количество доступных игроку кораблей сократилось аж до четырех, что тоже отнюдь не радует (причем каждый следующий вы получаете в награду за строго определенную миссию, т.е. не можете просто накопить и купить). Еще более не радует их весьма ограниченная емкость: на самом тяжелом можно установить всего 6 торпед (с дополнительным магазином - 7), на других вообще 4 или 2, и три вида спаренных пушек (переключаемых, т.е. они не могут стрелять одновременно). Более того, на все корабли, кроме самого хилого, можно установить лишь 2 спецприспособления (на самый хилый - 4), а хочется-то гораздо больше, ибо в число этих приспособлений входит броня, прицел для стрельбы с упреждением, усилители разных видов оружия, дополнительный торпедный магазин, устройство для ускоренной перезарядки торпед, глушитель - короче, все вещи полезные. Видов пушек теперь 13 (включая снайперскую и скорострельные модификации), торпед 10. Некоторые пушки (включая самые мощные) при стрельбе расходуют энергию (скорость ее восстановления зависит от мощности вашего генератора), другие стреляют совершенно халявно; торпеды, разумеется, кончаются. Автоматические турели, которые были весьма приятным оружием в "Династии", так и не появились. Оружие и прочие полезные вещи можно как покупать (кстати, разница цен покупки и продажи просто грабительская - в два раза), так и получать в награду за миссии (причем многие миссии помимо основных целей имеют еще и бонусные, о которых обычно не говорят и которые можно выполнить только случайно; на всякий случай старайтесь не допускать гибели никого из союзников и уничтожать всех врагов). Кстати, члены команды "Harvester'a", выступающие в качестве ваших wingmen'ов, погибнуть не могут в принципе, если только их защита (или, наоборот, гибель) не является целью миссии - что, конечно, нереалистично, зато удобно. А если самому попытаться их атаковать, после пары предупреждений получите "Mission failed".
Существенное нововведение AquaNox 2 - разработчики попытались отойти от традиционной аркадности и ввести симуляторный режим. Получилось, увы, плохо - нечто вроде крайне неустойчивого самолета (по-самолетному же, с креном, разворачивающегося), из которого практически невозможно прицелиться и попасть. Я пробовал и с джойстиком, и с мышкой, и менял их чувствительность, но в конце концов все-таки откатился с симуляторного режима на FPS'ный (оставив, правда, симуляторные (учитывающие скорость и инерцию) повороты), включив вдобавок автоматическую корректировку прицела - что и вам советую. Кстати, и в таком режиме тот факт, что вы находитесь в воде, отражается - корабль слегка покачивает, поэтому вам не удастся прицелиться и бить в одну точку (тем более без автоприцеливания).
Интерфейс с прошлой игры радикально исправили, мышка работает везде, до опций в менюшках легко добраться, в диалогах между миссиями можно прокручивать реплики вперед и назад, в бою можно нажать на Esc и посмотреть последние сообщения, так что тут претензий нет. Единственно что - миссии достаточно долго грузятся, причем часть этой загрузки происходит при погашенном экране и отключившейся музыки (и даже винчестер не помаргивает - очевидно, идет какая-то обработка в памяти), так что у особо нервных можно возникнуть впечатление, что игра повисла. Так вот, впечатление это ложное, в глюках системного характера игра замечена не была (разве что переключения по Alt-Tab не любит, ну да здесь она далеко не одинока).
Графика смотрится в целом неплохо, хотя, пожалуй, единственное существенное улучшение по сравнению с прошлой игрой - это плавный рельеф. В остальном улучшения если и есть, то скорее количественные, чем качественные. У зданий и кораблей вблизи по-прежнему какой-то слишком игрушечный вид; например, когда смотришь на хороший авиасимулятор, веришь - эти самолеты настоящие, а здесь такого ощущения не возникает. Может быть, просто текстурам не хватает детализированности. Правда, в одной из миссий приходится плавать внутри помещений, и там как раз текстуры стен выглядят вполне натурально - но зато и торможение становится заметным. Разработчики поленились сделать открывающиеся двери доков, поэтому, когда вы смотрите со стороны на другой корабль, заплывающий в шлюз, то видите, как он просто проходит сквозь стену. Из глюков же в чистом виде был замечен один - мне удалось "поднырнуть" под дно, то есть увидеть над собой лежащие на дне ракушки и водоросли. Звук лучше не стал - музыки много, а с эффектами негусто.
Напоследок несколько советов по прохождению. Там, где нужно проходить через лазерные барьеры, лучше всего делать это боком и с видом с внешней камеры, благо теперь это можно (любое касание лазерного луча - мгновенная смерть, так что тут лучше не гнаться за реализмом вида из кокпита). Хотя снайперский режим есть лишь у одного оружия - Vendetta Sniper, которое обладает слишком низкой убойной силой и скорострельностью, его можно использовать для прицеливания другим оружием: наводитесь на цель в снайперском режиме Vendetta Sniper, затем быстро, пока прицел не ушел, переключаетесь на более мощную пушку/торпеду и стреляете. В миссиях, где вам придется уничтожать плывущие к Harvester'у бомбы, это лучше делать торпедами, если у вас нет тяжелых пушек типа Sizzler или Doom Mortar. В миссии, где вам придется защищать станцию El Toro, желтая стрелка (указывающая на текущую цель миссии) показывает вам, где находится емкость с газом (tank), подлежащая защите в первую очередь. В миссии, где вы добываете пиратские сокровища с Амитабом, турели слева и справа можно выносить нахрапом (подплывать и расстреливать в упор, они не успеют вас забить - если вы на хорошо "упакованном" корабле, конечно), а в финале надо расстреливать шары, которые гонятся за Амитабом. В финальной дуэли со Стрегой она может забить вас настолько быстро, что вы даже не поймете, почему Mission failed; поэтому, уворачиваясь и стреляя в нее, отплывайте назад и вниз, прячьтесь за неровности дна - тут-то вам на помощь и придет воскресшая Анжелина. Ну и наконец в последней миссии торпеду МакГрегора надо запускать практически с того места, куда вас помещают после видеоролика, где вы увидите скалу в форме ангела - то есть не надо подплывать вплотную к дыре в скале.
В целом, несмотря на все недостатки, игра мне понравилась. Но хотелось бы все же, чтобы авторы не топтались на месте, пытаясь повторить то хорошее, что было в "Династии", и исправить то плохое, что было в AquaNox 1, а двигались вперед. Будем надеяться, что это произойдет в AquaNox 3.