17 мгновений побегаСижу за решеткой в темнице сырой...
Никто из нас по-настоящему не ценит свободу, да и как можно ценить такое абстрактное понятие? Является ли для вас свободой двадцатичетырехчасовая отсидка дома, с сопутствующим поеданием стратегического запаса чипсов, изничтожением галлонов пива и игрой в бессмертные Lines? Или, может быть, свобода - это когда вы вполне в состоянии без лишних препятствий выйти из дома и пойти куда глаза глядят? Тоже вряд ли. Вся система нашего общества строится на довольно простом принципе: "Все что не запрещено - разрешено". К большому сожалению, запрещено как раз все то, что создает такой прекрасный стереотип свободы. "Иду куда хочу, творю сам не знаю что" - это только мечты, крылышки которым так мастерски подрезают всеобщее засилье бюрократии, целая система правоохранительных органов, да всевозможные нормы морали, этики и прочие родовые традиции с религиями напополам. Что для одного свобода - для другого ее явное нарушение, следовательно, несвобода. А поскольку мир является еще и точкой пересечения 6 миллиардов независимых вселенных, именуемых для простоты "человеком", возможности жить, так как хочется, при этом никому не мешая, нет совершенно никакой.
Кроме того, человечество весьма активно доказывало на протяжение всей истории существования изобретением все более совершенных средств сведения признаков жизни на нет, что полюбовно договориться как-то не очень получается. В итоге, налицо великое противоречие. Более или менее, большинство из нас свободно, только внутри общества - системы, построенной на несвободе. Те же, кто получает билетик на выход из этого общества, фактически - полную свободу, совершенно не знают, что с ней делать и погибают.
Совсем другое дело, когда общество запирает несчастного человека внутри себя в такие жесткие рамки, что свобода начинает казаться не более чем словом на букву "с". Для того есть целый ряд причин, а, получив клеймо антисоциального элемента, уже не приходится сомневаться, что как минимум одна причина вам известна. Дальнейшее развитие событий банально, как смена дня и ночи. Окружающая действительность будет воспринимать вами в клеточку. Или в полосочку, в зависимости от типа ограждения, за которым вы оказались. Тюрьмы, темницы, исправительные колонии строгого режима, концентрационные лагеря, изоляторы, камеры заключения - наименования много, а суть одна. Оказавшись в таком месте, вам захочется только одного: как можно скорее приобщиться к абстракции, ведь там есть такое замечательное понятие "свободы".
Добро пожаловать в Салаг Люфт III
Как бы то ни было, а человеку свойственна одна забавная вещь, как говаривали классики: он готов отдать все, что у него есть, за ту единственную вещь, которой у него нет. Разумеется, большинство людей этого замечательного явления не замечают, пока не оказываются за решеткой и получают возможность проверить это на практике. Кому как, а многочисленные игры на тему Второй Мировой Войны меня лично уже начинают не то что раздражать, а доводят до того состояния, когда обычно хочется купить дробовик, ящик патронов к нему и нанести дружеский визит в офис разработчиков. Сколько можно? Спасать мир от несчастных немцев стало так модно, что количество убитых фашистов из игр уже во много раз больше, чем число реальных жертв войны, распутывать интриги Рейха стало так же интересно, как копаться в песочнице с людьми, которые достигнут твоего возраста лет, эдак, через тридцать. Убивать нацистскую сволочь так же хочется, как поштучно вылавливать бактерий под ободком унитаза, отрывать им ложноножки и бросать обратно в целях дезинфекции. Но при этом, игры все выходят и выходят нескончаемым потоком, ясно давая понять, что следующим продуктом, который потребители будут ждать с нетерпением, станет игра, где врагами будут девелоперы, ваяющие игры по тематике войны, немцев и прочих концлагерей.
Но, однозначно глупо нападать на разработчиков. Они делают то, что пользуется спросом. Обвинять их в этом так же разумно, как и плевать на все население Китая. Население этого даже не заметит. Зато если оно плюнет на вас, вы, скорее всего, утонете. Таким образом, без лишнего промедления, ознакомимся с очередной игрой, в которой есть и ненавистные немцы, и лагеря, а вокруг царит атмосфера столь знакомой и уже родной для многих Второй Мировой Войны.
Большинству название Great Escape скажет всего о двух словах, идущих друг за другом и обозначающих полное отсутствие способностей придумывать эти самые оригинальные название. Речь тут, однако, идет не о великой и ужасной клавише клавиатуры, а об одноименном фильме, который стал классикой на земле, где принято целыми днями пить чай, шутить так, чтобы не было смешно и сетовать на погоду, у которой всегда все плохо и вечный дождь с туманом. В нашей стране данная лента знакома разве что самым отъявленным синемафилам, хотя для Англии это местного значения "Семнадцать мгновений весны". Совершенно культовый фильм, одним словом, который можно пересматривать до нервного тика, а потом еще чуть-чуть. Вкратце, это простая история о побеге из нацистского концлагеря неких граждан по имени Макдональд (актер Гордон Джексон), Хилтсон (Маккуин), Сиджвик (Джеймс Кобурн) и некоторых других личностей, имена которых для нас не слишком-то и важны.
Рассматривать игру по мотивам фильма, который многие не смотрели, довольно проблематично, но зато позволяет объективно оценить, понравится ли она людям, которые знать не знают, ни что там было до игры, ни эпизодов, перекочевавших из фильма в игру, ни голосов героев, которые очень похожи на оригинал, и уж подавно не мечтают увидеть то, что в фильме они так и не увидели. Словом, от всех этих бонусных дополнений у людей не начинается приступов активного фанатизма, они просто пришли поиграть. Так что же они получили?
Ahtung! Ahtung!
Получили продукт, который жанровые рамки не сломал, да и революции не устроил, хотя в последнее время, мультиплатформенные продукты, доступные одновременно пользователям графических станций и тем, кто играет только на Тамагочи, за этим делом замечены были. Определить жанровую принадлежность игры можно с натяжкой как некую смесь экшена и квеста, с кучей всевозможных оговорок и добавлений. Экшн-составляющая представлена ураганной пальбой по фрицам из многочисленных антикварных средств уничтожения, квестовая часть - это, конечно же, многочисленные уровни-головоломки, да и задачи из серии "пойди туда, возьми то, а потом долго думай, что с этим делать". Кроме того, бирку квеста еще оправдывает целая толпа общительных NPC, готовая с нами познакомиться, ради достижения вполне корыстных интересов. Безусловно, без вездесущих stealth-элементов сегодня выпускают только пинболы и моды для "Сапера", хотя вряд ли это надолго. Игры в "скрытность" предостаточно. Поэтому щекочущие нервы развлечение из серии игр в прятки с пятнами света от прожекторов и хаотичные салки с охранниками на фоне колючей проволоки в программе отдыха за стенами нацистского лагеря идут за номером "один". Более общая картина, призванная собрать это все воедино выглядит как 20 уровней, которые разделились между выше описанными персонажами примерно поровну, что вносит в саму игру дополнительное разнообразие. Кроме того, все бега укладываются в 3 глобальных эпизода, в первом из которых герои попадают в гостеприимный Салаг Люфт III, во втором бегут из него, а в третьем пытаются прорваться через оккупированную нацистами Европу на территорию союзников. Русские в игре присутствуют, но от их жуткого акцента кидает в дрожь. Что касается второго эпизода. Приготовьтесь к утомительному процессу зазубривания распорядка дня в лагере. Любая ошибка - и вам скоропостижно окончат жизнь. Шаг вправо, шаг влево - приравниваются к побегу, прыжок - попытка улететь, ей богу!
Кстати, разнообразие - это, пожалуй, то слово, которым кратко можно охарактеризовать весь игровой процесс. Надоело бегать за веревками для совершенно проходных персонажей, рискуя жизнью, воровать паспорта командования из хорошо охраняемых комнат, надоело высчитывать, когда же часовой отвернется так, чтобы за долю секунды до появления патруля проскочить в сторожку и спереть там офицерскую форму, надоело в лучших традициях Commandos планировать и приводить в действие сложнейшие диверсионные операции? Что ж, окунитесь в совершенно другой мир.
Моменты, когда кому-то откровенно хочется набить морду лица, присутствуют. И тут же мы отправляемся корректировать вражескую внешность. Шмайсер в руки - и концентрация свинца в воздухе достигает немыслимых величин. Бросаем раскалившейся ствол на землю и хватаем станковый пулемет, и вот уже вдоль стен лагеря выстраивается совершенно другие стены: труп, труп на труп и еще десяточек. Так здесь постигают азы архитектуры. Маловато будет? К вашим услугам еще и военная техника, вроде разнообразных броневиков, которая позволит учинить совершено потрясающие акты вандализма. Для истинных эстетов, имеется замечательная снайперская винтовка. Ловим в перекрестие прицела очередную фашистскую рожу и, успокоив нервы сочным "Пуфф!" отправляемся прятаться в тени и ломать шеи супостатам, подкравшись по традиции сзади. А ведь мы еще ни словом не обмолвились о захватывающих боях на крыше поезда, о битве в небе над Германией и кульминации игры - гонке на мотоцикле, когда капитан Вирджил Хилтс будет убегать от половины вермахта под такую канонаду, что салют покажется всего лишь детской неожиданностью по сравнению с этим.
Разнообразие того стоит. Все элементы грамотного "адреналино-качания" налицо. Вы боитесь совершенно безобидных фрицев, которые готовы поднять тревогу, заметив вас слишком близко от забора - получите, и еще в дополнение возьмите проворного Хендли, способного обчищать карманы и убивать колонии ваших нервных клеток этим нехитрым процессом. А как вам понравится еще нагрузка в виде слепого Колина, которого буквально за руку надо провести перед носом у лагерного спецназа? Страшно? До чертиков. Или вам больше импонирует безудержная пальба? Хилтс тут для этого. А Макдональд еще умело изъясняется по-немецки, что, несомненно, пригодится, Сиджвик чинит и ломает разнообразные игровые девайсы, да и вообще культ переодеваний снова с нами, куда ж без этой смены чехлов? Словом, играть интересно, а главное разнообразно, если бы не пара но...
NO!
И этими "но" стали искусственный интеллект и вообще игровая механика концлагеря, тяготеющая больше к аркадной, нежели реалистичной. Немцы, подразделяющееся на 3 категории, а именно охранников, лагерный спецназ и офицеров, проявили себя со стороны полных идиотов, страдающих потерями кратковременной памяти, полным отсутствием возможности запомнить большее количество лиц, чем они видят в зеркале, а также наличием целой серии звуковых и оптических галлюцинаций. Охранникам и дела нет до того, что в метре от них избивают офицера, если тот не засвистит в свой скриптовый свисток, фрицы будут думать, что это всего лишь шоу. Лагерный спецназ способен отыскать вас по следам на снегу, но как то же самое он делает внутри помещений, где из всего снега только гладкий бетонный пол? Офицеры, разумеется, грамотная смесь первых и вторых, но передвигаются по лагерю настолько редко, что вообще не воспринимаются всерьез. Кто может сильно испортить вам нервы, так это собачки, которые тут намного превосходят людей по уровню развития интеллекта, хоть и сказать ничего не могут. Зато могут сожрать, что как-то не сильно успокаивает.
Возможность пройти миссию нелинейно вызывает те же чувства, что и удачная попытка отобрать у ребенка леденец. Вам больше нравится кинуть бутылочку, чтобы тупой патруль побежал искать ее среди сугробов или, может, попросить заключенных устроить демонстративную драку? Думаете, все так радужно? Конечно, особенно учитывая тот факт, что в любом случае вам придется идти по дороге, прописанной сценаристами и открывать те двери, которые нужно, а не хочется. Залезть через открытое окно? Окститесь! Для вас тут специально понастроили пару сотен важных дверей. В общем и целом, поведение фашистов не тянет на грамотную, буквально с дотошностью паззла воспроизведенную схему, которая всех так порадовала в недавнем Prisoner of War. О меткости вообще умолчим, поскольку ее тут нет как явления, а фрицы демонстративно долго думают, прежде чем спустить курок.
For Freedom!
Графическая сторона проекта оставила двоякое впечатление. Простенькая архитектура, наивная геометрия уровней, аскетизм в области полигонов, угловатые враги, пришедшие из страшных снов приставочной реальности, анимация покалеченных и бывших в употреблении манекенов. Но в то же время, блестящая игра света и тени, холод снега, который буквально чувствуешь кожей, его хлопья, своим в высшей степени поэтичным полетом, навевающие пасторальные мечтания, яркие краски и озвучка, достойная действительно высокобюджетного проекта. И пусть солдаты застревают друг в друге, а кулаком их можно долбить до глубокой старости - все равно, не убьешь. Зато, когда огненный шар взрыва окутывает спешащий на помощь броневик, когда солдаты падают на сырую землю, изрешеченные пулями, вот тогда понимаешь, что этот виртуальный побег стоил потраченных сил и денег.
Фанатам фильма продукт обязателен к применению, всем остальным к ознакомлению рекомендуется.